Россия
17:13, 18 августа 2015

Дальневосточный фронтир Земля как объединяющий фактор

Тимофей Шевяков
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

14 августа на совещании представителей регионов в Хабаровске был поддержан проект федерального закона о бесплатном выделении одного гектара земли на Дальнем Востоке всем желающим гражданам России. После того как в проекте будут учтены пожелания с мест, он поступит для доработки в Минэкономразвития.

Большая часть уже поступивших поправок и дополнений, как сообщается на сайте Минвостокразвития, касается юридических нюансов законопроекта. «Мы исходим из того, что гражданин лучше нас знает, какая земля и для каких целей ему нужна, — объясняет замминистра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев. — Чиновники не должны вмешиваться в процесс волеизъявления гражданина. При этом если человек получил свой "дальневосточный гектар" в соответствии с предлагаемым законопроектом, ему никто не должен запрещать или мешать получать землю по другим основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации. Главное условие по нашей программе — человек должен освоить свой участок в течение 5 лет». Также замминистра напомнил о недавних результатах опроса ВЦИОМ: «Данные исследования говорят о том, что около 30 миллионов россиян готовы переехать на Дальний Восток, если они получат землю. Теперь нам вместе необходимо эту цифру сделать реальностью».

Полпред президента Юрий Трутнев заявил на встрече с представителями федеральных СМИ, что начало реализации проекта запланировано на конец 2015 года. «Если честно — сложно. Потому что земля у нас — один из самых тонких инструментов, и изменить законодательство в сфере использования земельных ресурсов очень сложно. Тем не менее мы пока надеемся в эти сроки уложиться», — отметил Трутнев. По мнению полпреда, уже подготовленный к работе механизм позволит любому гражданину России направить заявку на участок, не выходя из дома, и сформировать границы земельного участка в любом субъекте макрорегиона. Итогам социологического опроса, кстати, он не особо склонен доверять: «20 процентов сказало, что, получив гектар на Дальнем Востоке, готовы сюда переехать. Я пока всерьез к этому не отношусь, тем более что мы задачу так не ставим — мы тебе гектар даем только при условии переезда. Ты можешь жить сегодня в Москве, Калуге, Рязани, но получив участок, ты должен понимать, что ты его обязан осваивать. Если не сможешь его освоить, ты его потеряешь, так что в любом случае мы человека к Дальнему Востоку экономически привязываем. А уж кто переедет, кто нет — жизнь покажет».

Следует признать, что возможность перебраться сюда для большинства жителей России остается чисто теоретической — несмотря на субсидируемые федеральным центром авиаперевозки. Дешевые авиабилеты выкупаются, что называется, на корню. Из Москвы во Владивосток, к примеру, можно либо ехать поездом неделю, либо лететь почти девять часов экономклассом за 75 тысяч рублей. Юрий Трутнев видит основную проблему не в ценах, а именно в нехватке билетов: «То, что билетов стало не хватать, мне нравится. Значит, народ сообразил: здесь стоит бывать чаще. Растет интерес к Дальнему Востоку». Очевидно, что решения по доступности этого региона не просто назрели, а будут приниматься в оперативном порядке, точно так же, как это происходит сейчас с «трутневским гектаром». Восточный экономический форум в сентябре текущего года, вопросы об усилении туристической привлекательности, поднятые на состоявшемся в понедельник заседании Госсовета, открытие игорной зоны «Приморье», ожидаемое осенью, и, наконец, режим порто-франко для Владивостока — все это требует обеспечения россиянам прямого доступа к Дальнему Востоку.

Впрочем, вернемся к вопросу о земле. Проект федерального закона «Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе», задавая юридические основы, на данный момент выглядит проработанным лишь в общих чертах. Но то, что касается локации участков, прописано достаточно ясно. Так, «испрашиваемый земельный участок» должен находиться на расстоянии более 10 километров от границ населенного пункта с численностью населения более 50 тысяч человек или более 20 километров от границ населенного пункта с численностью населения более 300 тысяч человек. С учетом того, что под эти параметры подпадает 16 городов на Дальнем Востоке (в том числе два с населением свыше 300 тысяч — Владивосток и Хабаровск), выбор у желающих получить земельный надел получается огромный. Воспользоваться «правом на гектар» можно до 1 января 2035 года, и не стоит бояться, что земли не хватит. Несложно подсчитать, что, даже если каждый гражданин России заявит о своем праве на землю, то в частную собственность перейдет лишь четверть территории от Якутии до Курил.

В законопроекте не указано (за исключением защитных лесов), какие земли не могут быть переданы в частную собственность — к ним, согласно действующему законодательству, относятся приграничная и прибрежная полоса, водоохранные зоны. Также практически ничего не говорится о застройке участка. Единственное исключение почему-то сделано для фермерских хозяйств — там «может быть построен один жилой дом без права создания в нем квартир с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров». Трутнев считает, что «лукавые» обороты закона надо упрощать: «Мы настаиваем на такой формулировке: участок можно использовать для любых целей, не запрещенных законодательством РФ. То есть вы можете построить дом, мини-отель, туристическую базу, вспахать участок и посадить картошку. Можете лесным хозяйством заниматься. Мы планируем ликвидировать понятие категории земли в отношении выдаваемых гектаров. Мы договорились, что использование земли будет определяться человеком, а не тем, что в бумаге написано». Очевидно, позиция «что не запрещено, то разрешено», не только упростит процесс освоения Дальнего Востока, но и послужит серьезным препятствием для коррупционных схем.

Основная проблема потенциальных землевладельцев — отсутствие инфраструктуры. И речь не только о водопроводе или электросети, но и о банальных дорогах. «Мы предлагаем сегодня эту услугу всем гражданам Российской Федерации и представить, что мы сможем обеспечить инфраструктуру везде, где они захотят иметь землю, — это невозможно. Государство такую задачу не решит. Все надо делать шаг за шагом. Нельзя без дела дожидаться, пока у нас и на инфраструктуру появятся деньги», — говорит Трутнев. Фактически те пять лет, которые законом выделяются на освоение земли, уйдут на создание новым владельцем хотя бы минимальной инфраструктуры. И в силу специфики региона волей-неволей придется кооперироваться — с родственниками, друзьями, соседями.

Безусловно, сразу после запуска «земельного» проекта возникнет вопрос о программах кредитования потенциальных переселенцев — ведь не секрет, что даже на европейской части России подключить участок к существующей сети коммуникаций стоит, скажем так, недешево — что же говорить о местах, удаленных от минимальных признаков цивилизации на многие сотни километров? Программа «трутневского гектара» позволит в обозримом будущем не только приступить, наконец, к освоению дальневосточных земель (на данный момент там обжито лишь 3% территории), но и создавать новый фронтир на общинных началах. Фронтир, особо необходимый в свете повышения привлекательности Дальнего Востока для многих соседей России.

Хабаровск — Владивосток — Москва

< Назад в рубрику