С 2016 года будут введены госстандарты для фитнес-клубов. И хотя опрошенные «Лентой.ру» представители индустрии уверены, что создание ГОСТов для фитнеса — идея очень правильная, вопрос — будут ли они способствовать повышению качества фитнес-услуг — остается открытым.
Сети спортивных клубов и фитнес-центры готовятся к осеннему сезону — на него традиционно приходится пик продаж: возвращающиеся из отпусков соотечественники приводят себя в форму после курортных излишеств. По словам представителей индустрии, спад в экономике мало влияет на этот бизнес.
«Количество клиентов существенно увеличилось, — уверяет член Ассоциации профессионалов фитнеса, тренер Эдуард Каневский. — Я это связываю напрямую с кризисом: многие не могут позволить себе купить новую машину или даже съездить в отпуск, поэтому стали тратить деньги на свое здоровье».
Новый виток девальвации тоже тому поспособствует. Во всяком случае осенью 2014 года люди буквально кинулись покупать годовые клубные карты по старым ценам. В отличие от других услуг, фитнес-индустрия продолжает активно развиваться. На рынок выходят все новые игроки. По последним данным, количество фитнес-клубов в России уже превысило 4500, а в одной только Москве их более 750.
Бурный рост этой сферы услуг привлек внимание союза потребителей «Росконтроль», впервые проведшего экспертный обзор столичных фитнес-клубов. «На данный момент ситуация такова, что потребители не знают, чего ждать», — пояснил «Ленте.ру» Александр Борисов, сопредседатель «Росконтроля». По его словам, есть условное деление фитнес-центров на эконом-, бизнес- и премиум-классы, а четких требований к клубам разных категорий, по сути, нет.
К проверке союз потребителей привлек представителей научных учреждений, в том числе Федерального научного центра физической культуры и спорта, а также экспертов фитнес-индустрии. Как сообщили «Ленте.ру» в «Росконтроле», всего было проверено 15 столичных клубов, относящихся к крупнейшим сетям эконом- , бизнес- и премиум-класса. Анализировались техническое оснащение помещений, состояние спортивного оборудования, качество услуг, квалификация персонала, наличие дополнительных услуг. Проверки проходили как открыто, так и в формате «тайного покупателя» — там, где руководство клубов отказывалось пускать представителей общественной организации.
Результаты неутешительны. Эксперты выяснили, что изношенные тренажеры, обшарпанные скамьи и потертые коврики для занятий — практически вариант нормы для клубов экономкласса. Но не только — скамьи в тренажерном зале с порванным покрытием и проблемы с освещением проверяющие обнаружили в одном из клубов, который позиционируется как премиум.
Возникли вопросы и к качеству тренажеров, причем даже в центрах верхней ценовой категории. «Так называемые премиум-клубы часто вкладываются больше в дизайн, чем в закупку качественного оборудования», — говорит Ирина Турчинская, тренер шоу «Взвешенные люди» на канале «СТС» и член экспертной группы «Росконтроля». По ее словам, в погоне за эффектным интерьером такие клубы порой перестают думать о своих клиентах. Например, из-за того, что стены обиты натуральным деревом, работают увлажнители и кондиционеры, посетителям приходится тренироваться в холодном влажном воздухе. «Часто премиальные клубы — это, увы, не место для занятий спортом, а в лучшем случае, место для отдыха и расслабления», — говорит Турчинская.
Еще одна беда — превышение количества посетителей на единицу площади клуба. «Основная проблема большинства «проходимых» клубов в том, что продажа членских карт не прекращается, даже если люди реально стоят в очереди в раздевалку, на тренажер или групповой урок», — уверяет тренер Эдуард Каневский, также принимавший участие в исследовании «Росконтроля».
Логика руководства таких структур понятна, их основная задача — зарабатывать как можно больше денег. Между тем, утверждает член правления «Национального фитнес-сообщества» Елена Дари, в клубах экономкласса соотношение количества владельцев карт и площади не должно превышать 2,5. Например, если площадь клуба — 4000 квадратных метра, у него не может быть больше 10 тысяч посетителей. А в клубе бизнес-класса этот коэффициент равен единице: при той же площади после приобретения 4000 активных посетителей клубу следует прекратить продажу карт. В клубе премиум-класса коэффициент еще ниже — 0,7-0,8.
Но больше всего претензий вызвала квалификация тренерского состава. В экономклубах она крайне низкая. Так, выяснилось, что в одной из известных сетей работают в основном специалисты, окончившие 7-дневные тренерские курсы. Только крупные клубные операторы могут позволить себе нанимать людей с высшим физкультурным образованием и самостоятельно заниматься их подготовкой и повышением квалификации. А программы подготовки специалистов для фитнес-индустрии на базе крупных вузов появились в России лишь в последние несколько лет.
По словам доцента Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса Ларисы Сидневой, порядка 30 процентов тренеров российских фитнес-клубов не имеет никакого профессионального образования. «В лучшем случае результат недостаточной квалификация персонала — недовольство клиентов, в худшем — травмы, вплоть до летальных исходов», — говорит Александр Алымов, директор по развитию спортивного оборудования Milon. Но привлечь тренера или клуб к ответственности практически невозможно — почти везде при покупке карты клиент расписывается в том, что он сам несет ответственность за состояние своего здоровья.
Несмотря на бурное развитие индустрии, никакой сертификации тут не предусмотрено. На российском рынке до сих пор не разработаны требования к фитнес-услугам на государственном уровне.
Существуют лишь строительные нормы и правила (СНиПы) по проектированию и строительству физкультурно-спортивных залов и бассейнов, а также санитарные нормы и правила (СанПиНы) на бассейны и общественные здания и сооружения. Но там обозначены только требования к помещениям, да и разработаны документы были в 1970 годы — то есть они совершенно не приспособлены под задачи фитнес-бизнеса.
Что касается качества, то в настоящее время действуют разработанные еще в 2003 году общие ГОСТы на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. Никаких заточенных под специфику фитнеса требований опять же не существует.
В этом году попытку стандартизировать этот вид бизнеса и сформулировать четкие требования к операторам предпринял Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации, который с помощью нескольких организаций разработал новый ГОСТ, распространяющийся именно на фитнес-организации. Там предусмотрены правила к гигиенической и экологической, пожарной безопасности помещений, а также общие требования к оборудованию и персоналу клубов.
Документ должен вступить в силу в январе 2016 года, но он уже вызвал бурю недовольства среди операторов рынка. Они уверены: внедрение стандартов вряд ли поспособствует повышению качества обслуживания клиентов. «В разработке этих стандартов не принимали участия ведущие сети фитнес-индустрии: из компаний, перечисленных в разработчиках, — только один несетевой многофункциональный фитнес-клуб, все остальные — консалтинговые компании по оснащению оборудованием и студийные проекты», — говорит директор по развитию World Gym в России Ольга Киселева.
И добавляет, что организация «Национальное фитнес-сообщество», куда входят крупнейшие игроки, уже много лет занимается обсуждением и разработкой стандартов фитнес-индустрии. «Вопрос: почему этих людей не привлекли к разработке документа, больше всего волнующего профессионалов?», — удивляется Ольга Киселева.
В том, что такой состав экспертов мог не учесть все нюансы при разработке госстандартов, уверен и Александр Алымов. «По ГОСТу все фитнес-проекты причесываются под одну гребенку — досугового фитнеса, который у составителей документа почему-то ассоциируется с баней, сауной и чем-то подобным», — говорит эксперт. Например, бурно развивающиеся специализированные фитнес-студии, такие как кроссфит-студии, пилатес-студии, или студии «фитнеса для деловых людей», априори не имеют бассейна, детской игровой комнаты, салона красоты, сауны, а все это — обязательные требования нового ГОСТа. В итоге, считает Алымов, создается бюрократическая система контроля и инструмент коррупции, который в 100 процентах случаев позволит выявить несоответствия фитнес-оператора требованиям вводимых госстандартов.
Плюс ко всему, не решается самый болезненный вопрос — кадровый, поскольку документ не содержит четких и жестких требований к тренерскому составу клубов. «Нужно добиваться обязательной сертификации фитнес-тренеров. Они должны не только иметь высшее физкультурное или медицинское образование, но и регулярно проходить курсы повышения квалификации, только тогда можно говорить о реальных специалистах», — указывает Лариса Сиднева.
И хотя опрошенные «Лентой.ру» представители индустрии уверены, что создание ГОСТов для фитнеса — идея очень правильная, вопрос — будут ли они способствовать повышению качества фитнес-услуг или станут очередным препоном для организации бизнеса — остается открытым.
«В идеале государству требуется разработать минимальный набор требований, причем с привлечением профессионального сообщества, а за качеством услуг должны уже смотреть общественные организации по защите прав потребителей», — резюмирует Ольга Малыгина, директор Института непрерывного образования работников государственной сферы и бизнеса. К слову, в США действует пять крупных негосударственных структур, сертифицирующих фитнес-клубы по качеству услуг и медицинского сопровождения клиентов. Возможно, в данном случае стоило бы учесть опыт американцев.