На прошлой неделе боевики ИГ совершили очередное зверство: на площади перед музеем Пальмиры был публично обезглавлен и распят на столбе 82-летний Халид Асаад (Haled al-Asaad), много десятилетий занимавший пост директора архитектурно-исторического комплекса древнего города и после выхода на пенсию в 2003 году работавший там в качестве эксперта.
В Сирии на каждый квадратный метр почвы приходятся целые пласты истории, это гигантская зона археологических раскопок. Здесь, в поясе Плодородного полумесяца, зародилось земледелие и тем самым было положено начало человеческой цивилизации. Тут возникли первые города на Земле и пересекались интересы великих царств позднего бронзового века — Египта, Ассирии, Вавилона, империи Хаттусы, Митанни. Потом сюда пришли народы моря, греки и фригийцы, основав свои колонии, крестоносцы здесь воевали с сарацинами, да и Рим с Византией — тоже часть сирийской истории. Древние города Дамаск, Босра, Алеппо и Пальмира, замки Крак-де-Шевалье и Калат Салах ад-Дин, а также античные деревни севера страны занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сирийский археолог Халид Асаад был частью Пальмиры. В этом городе он родился в 1934 году и после окончания Дамасского университета проработал здесь более полувека, причем 40 лет (1963-2003) — директором музея древностей.
Он написал два десятка книг о Пальмире и Шелковом пути (в частности, «Скульптуры Пальмиры» и «Зенобия, царица Пальмиры»), у него множество научных публикаций, в том числе в соавторстве с европейскими учеными. Из последних открытий — найденные в 2001 году 700 серебряных монет VII века, с изображением царей Сасанидской династии Хосру I и Хосру II. А в 2003 году совместная сирийско-польская экспедиция с участием Халида Асаада обнаружила одну из самых больших ценностей Пальмиры — полностью сохранившуюся мозаику III века площадью 70 квадратных метров, на которой изображена битва между человеком и мифическим животным.
Профессор Амр аль-Азм, специалист по ближневосточной истории и антропологии Государственного университета Шони в штате Огайо (США), лично знакомый с Асаадом, признался Guardian, что исследования сирийского ученого стали «иконой археологии» для всех ученых, чья работа тем или иным образом касается Пальмиры. «Невозможно написать статью, не сославшись на Халида Асаада. Это все равно что заниматься египтологией без упоминания Говарда Картера (археолога, обнаружившего гробницу Тутанхамона — прим. «Ленты.ру»). Он знал об этом городе все: каждый уголок и трещину, — и мы потеряли вместе с его смертью эту важнейшую информацию, которую невозможно узнать из книг», — подчеркнул специалист.
После начала в 2011 году в Сирии гражданской войны грабежи артефактов древности, случавшиеся и ранее, значительно умножились. Раскопки стали практически невозможными. Часть артефактов уничтожалась или уходила на черный рынок, теряя привязку к месту и слою обнаружения, а следовательно, и научную ценность. Древние объекты разрушались — отбивали мозаику, выкрадывали статуи и прочие ценности, громили стены крепостей.
Но в этом году творится такое, что уже просто не укладывается в голове. В конце февраля в интернете распространилась видеозапись уничтожения ассирийских статуй в музее древностей в Мосуле. Повреждены хрестоматийные крылатые быки Ниневии. В марте бульдозерами уничтожены руины Нимруда (Калху) и Хатры, древних городов на северо-востоке Ирака, как и Пальмира, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Аль-Азм сообщил, что Асаад участвовал в эвакуации из Пальмиры незарегистрированных статуй, которые так легко продать на черном рынке, и понимал, что он неминуемо будет арестован боевиками Исламского государства (ИГ). Однако историк считает, что для сирийского археолога вопрос о выборе дальнейшей судьбы не стоял: «Здесь он провел всю жизнь, здесь он и примет смерть — очевидно, так Асаад думал тогда». Коллеги рассказывают, что пытались уговорить Асаада покинуть город, пока террористы не захватили Пальмиру, но тот отказался.
Когда в мае этого года боевики ИГ вошли в Пальмиру, стало известно об уничтожении знаменитой трехметровой скульптуры, известной как Лев Аллат, о целенаправленном разрушении статуй и колоннад римского периода. Мир содрогнулся. Прежней Пальмиры I-IV веков, оазиса в пустыне между Дамаском и рекой Ефрат, многократно описанной в литературе, чьей красоте завидовали лучшие города Европы, больше нет. «Пальмира — одно из самых впечатляющих мест Востока с научной точки зрения. Неужели она повторит судьбу Ниневии, Нимруда и Хатры? Это невообразимо», — не сдерживал эмоций в интервью газете Bild археолог Херманн Парцингер (Hermann Parzinger), президент Фонда прусского культурного наследия в Берлине.
Аль-Азм в интервью CNN отмечал, что Пальмира представляет для боевиков особый интерес — во-первых, как источник ценностей для продажи и, соответственно, финансирования, а во-вторых, как яркий, хорошо известный объект, способный привлечь внимание к их деятельности во всем мире. Директор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абделькарим неоднократно выражал обеспокоенность тем, что боевики продают ценные артефакты на черном рынке. Но и тогда никому в голову не могло прийти, что, как в римские времена, людей будут публично обезглавливать и распинать на столбах.
Зачем боевики убили Асаада? На видео, опубликованном ИГ, Халеда обвиняют в лояльности к режиму президента Сирии, поддержании контактов с правительственной разведкой, контактах с неверными и работе с «идолами Пальмиры».
Крис Дойл (Chris Doyle), глава Совета по арабо-британскому взаимопониманию, рассказал The Guardian, ссылаясь на собственные сирийские источники, что Асаада пытали, требуя назвать местонахождение сокровищ Пальмиры, но археолог отказался сотрудничать с боевиками. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский так прокомментировал убийство ученого: «По-видимому, опасность и угрозу для них представляла сама работа Халида Асаада — сохранение, изучение и описание древнейших памятников культуры. Эта работа позволяла народам многих стран оглянуться назад, сверить то, что говорится о прошлом сейчас, с теми материальными памятниками культуры, которые дошли до наших дней, — и задуматься о многом». Пиотровский добавляет, что история человечества уже не раз видела, как «радикалы любых национальностей, любой веры и идеологии» вначале уничтожают материальные памятники культуры, а «потом неизбежно казнят людей — хранителей цивилизации». Член-корреспондент РАН и главный научный сотрудник отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории (ИВИ), доктор исторических наук Аскольд Иванчик подытожил для «Ленты.ру»: «Халид Асаад был уважаемым членом мирового научного сообщества, много публиковался в международных изданиях и часто выступал на конференциях. За это его и казнили фанатики из ИГ, обвинив в вероотступничестве, участии в "конференциях неверных" и том, что он был "директором идолов"».
Распятие на столбе — так казнили тех, кто не был гражданином Рима. Ирония судьбы в том, что боевики ИГ копируют «неверных» — древних римлян, чьи творения они сейчас уничтожают. Востоковед и шумеролог Владимир Емельянов, профессор СПбГУ, пояснил «Ленте.ру», что, согласно древнеперсидским клинописным источникам, обычай вешать тела обезглавленных врагов на столбах восходит еще ко II тысячелетию до н. э., ко временам Ассирии и Хеттской империи, которые поступали так со своими противниками в том числе в Сирии.