Глава Минсельхоза Александр Ткачев призвал ввести запрет на ввоз импортного виноматериала. Это вызвало бурную реакцию в СМИ. «Лента.ру» выясняла, чем может обернуться подобное решение.
Заявление о вине прозвучало в ряду прочих комментариев министра о положении дел в сельском хозяйстве. Российские винзаводы он назвал «цехами по розливу», отметив, что это совершенно недопустимо, поскольку уничтожает здоровую конкуренцию в отрасли. В то время как фермеру или крупному кооперативу требуется около 15 лет, чтобы окупить вложения, импортеры закупают за границей дешевый виноматериал (балк), разливают его под российским брендом и продают на внутреннем рынке по более низкой цене. Возможное решение проблемы Ткачев видит в кратном повышении ввозных пошлин либо в полном запрете на ввоз небутилированного вина.
По данным Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), за первые семь месяцев 2015 года в Россию было завезено 85 миллионов литров импортного виноматериала. Среди экспортеров балка лидирует Украина — почти 37 миллионов литров, то есть 43,14 процента общего объема. На втором месте Испания с 34,8 миллиона литров (40,75 процента). Замыкает первую тройку ЮАР, откуда поступило 4,6 миллиона литров (5,7 процента), хотя еще в прошлом году было в два раза больше.
Виноматериал доставляется также из Австралии (5,09 процента), Молдовы (3,07 процента), Узбекистана (1,41 процента), Аргентины (0,39 процента), Чили (0,25 процента), Бразилии (0,11 процента), Болгарии (0,05 процента) и Румынии (0,03 процента). С рынка полностью ушли такие заметные в недавнем прошлом игроки, как Уругвай и Франция.
Лидирующие позиции Испании связаны с грамотной политикой по использованию финансовых дотаций ЕС, выделяемых в рамках программы по сокращению площадей виноградников. Еще десять лет назад в стране имелось множество виноградников с низкой производительностью. Сегодня таковых значительно меньше, и на их месте возникли новые виноградники, с иной плотностью посадок и капельным орошением, способные давать очень высокие урожаи. В результате в распоряжении испанских производителей оказалось избыточное количество дешевого, но вполне качественного виноматериала.
Что касается Украины, то за последние годы здесь были высажены большие площади виноградников в Одесской и Николаевской области, однако они даже близко не способны произвести указанный объем. «Львиная доля виноматериала, поступающего из Украины, представляет собой молдавский реэкспорт», — поясняет директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Стоимость балкового вина составляет в среднем 0,6-0,8 доллара за литр.
Российские импортеры балка в общем и целом делятся на две группы. К первой относятся практически все крупные винодельческие предприятия, активно развивающие собственное производство. Речь идет о таких хозяйствах, как «Абрау-Дюрсо», «Фанагория», «Цимлянские вина», «Мильстрим-Черноморские вина» и другие. Часть средств, вырученных от продажи бутилированного виноматериала они вкладывают в собственные виноградники и питомники, таким образом от года к году увеличивая долю своего сырья и сокращая долю импорта. Например, у «Фанагории» сегодня насчитывается 2800 гектаров виноградников, у «Мильстрима» — 1500 гектаров, у «Абрау-Дюрсо» — 800 гектаров. Причем ежегодно закладываются десятки и сотни гектаров новых площадей.
Другая группа — это предприятия вторичного виноделия, работающие почти исключительно с привозным виноматериалом. У них либо вовсе нет своих виноградников, либо их доля в общем объеме производства совершенно незначительна. Среди крупнейших игроков — «Игристые вина», «Русский Азов», «Таманская винная компания», винзавод «Северский», винный дом «Фотисаль». До недавнего времени к ним относился адыгейский ТД «Виктория», специализировавшийся на розливе дешевого вина в тетрапаки. Однако там принято решение о принципиальной реорганизации производства, и уже приобретено 2500 гектаров виноградников. В силу возраста они еще не плодоносят.
В отрасли к предложению Ткачева отнеслись с пониманием. По мнению председателя Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, кратное повышение пошлин на балк или даже его полный запрет — правильная мера, если рассматривать ее в стратегической перспективе.
«Ценовое давление балка — проблема для российского виноделия, — отметил Попович. — Сегодня невозможно запретить импортный виноматериал, но на ближайшие 10-15 лет нам нужен механизм постепенного повышения его стоимости».
С ним согласен президент Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян. «Постепенное повышение пошлин было бы правильным, при условии, что эти средства будут вкладываться в развитие отечественного виноделия», — считает он.
Того же мнения придерживаются и в «Абрау-Дюрсо». «Запрет на ввоз балка не имеет смысла без широкой программы поддержки отечественного производителя, — говорит официальный представитель компании Дарья Домостроева. — Ведь мы покупаем импортный виноматериал потому, что нам не хватает собственного. Нужно время, чтобы выросли наши виноградники, и мы смогли заместить импорт собственным сырьем».
В настоящий момент ввести запрет на импорт балка совершенно нереально, полагает Вадим Дробиз. «Мы обеспечиваем себя виноматериалом примерно на 25 процентов. Если говорить об игристых винах, то примерно 90 процентов изготавливается из балка», — поясняет эксперт. Запрет вызовет страшный дефицит и приведет к стремительному росту цен на вино. Это чревато и другими негативными последствиями, а именно — сокращением отчислений в бюджет, сокращением рабочих мест, закрытием предприятий.
В то же время эксперты отмечают, что работать в направлении импортозамещения необходимо. По их оценкам, эту задачу удастся решить в течение 10-15 лет при условии, что государство будет вкладывать средства в развитие виноградарства. На сегодняшний день общая площадь виноградников в России составляет немногим меньше 90 тысяч гектаров. Для эффективного импортозамещения, по подсчетам экспертов, требуется порядка 350 тысяч гектаров.