В последние годы Москва стремительно преображается — в городе появляются новые по-европейски благоустроенные парки и общественные пространства, пешеходные улочки с уютными кафе и ресторанами, современные дворы, непривычно ровные улицы… Вроде бы, все это прекрасно — столица становится краше и комфортнее. Однако способы улучшения ее «лица» нередко вызывают вопросы. Мы попытались разобраться, правда ли Москва — лучший город Земли, и к чему нам все же стоит стремиться.
Все общественные пространства: и пешеходные улицы, и парки, и дворы — это среда, в которой мы живем, говорит Илья Заливухин, генеральный директор компании «Яузапроект», член совета союза архитекторов России по территориальному планированию и градостроительству. Безусловно, если власти пытаются сделать такие места более комфортными — это хорошо. Но другой вопрос, как именно это происходит. Возможно, в первую очередь стоило бы заняться улицами не в центральной части города, а на окраине или даже за МКАД, где действительно необходимы улучшения. И совсем не обязательно все «укатывать» в гранит или отделывать дорогой плиткой — в обычном асфальте нет ничего плохого.
Первой пешеходной улицей в Москве в 1986 году стал известный на всю страну Арбат. Очень быстро он превратился в одну из главных достопримечательностей столицы и снискал огромную популярность. Дело в том, что эта улица отвечает основным требованиям удобства пешеходной зоны — начинается и заканчивается станциями метро, располагает множеством магазинов, кафе и ресторанов.
Следующее перевоплощение произошло только в 1998 году — тогда проезд автомобилей закрыли в Камергерском переулке, затем, в 2012 году, — в Столешниковом, в 2013 — в Лаврушинском, Климентовском и Ипатьевском. С этого, по сути, и началось масштабное преображение «сердца» России.
За последние три года в Москве появилось как минимум 100 километров пешеходных улиц. Среди них — Кузнецкий мост и улица Рождественка, Крымская набережная, Большая Дмитровка, Ордынский тупик, Большой и Малый Толмачевский переулки, Кадашевская набережная и Болотная площадь. Также пешеходные зоны появились на Покровке, Маросейке и Пятницкой улице. А в прошлом сентябре москвичи получили самую длинную в Европе пешеходную зону — от площади Гагарина до Киевского вокзала — ее длина составляет шесть с половиной километров. Всего за это время, по словам председателя совета директоров Kalinka Group Екатерины Румянцевой, было благоустроено около 88 улиц, и в следующие три года их число должны довести до 400.
Например, уже к Дню города должна открыться еще одна большая пешеходная зона рядом с Центральным детским магазином на Лубянке. В нее войдут улицы Большая Лубянка, Рождественка, Пушечная, Кузнецкий мост, Неглинная, Театральный проезд. Проезжая часть на них будет сужена, а тротуарная, наоборот, расширена.
«В 2016 году планируется оборудование пешеходных зон в районах Замоскворечье и Якиманка — это улицы Большая Полянка, Большая Якиманка, Якиманская и Кадашевская набережные», — говорит Андрей Хитров, руководитель департамента стратегического консалтинга и исследований компании Welhome.
При этом современные пешеходные зоны — это не просто тротуары для прогулок, а цивилизованные, красивые, удобные общественные пространства с массой возможностей для развлечений и организации досуга. Поэтому, конечно, все эти меры — требование времени и ответ на актуальные потребности москвичей и гостей города, считает Екатерина Румянцева.
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», поддерживает эту мысль: «Столица становится, как сейчас принято говорить, более дружелюбной для пешеходов. И повышение качества общественных пространств влечет за собой улучшения и в других сферах городской жизни: транспортной и социальной».
В результате жилье в районе пешеходных зон в некоторых случаях приобретает дополнительные преимущества, и на него даже повышаются цены. Однако так происходит далеко не всегда. По словам генерального директора агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба» Надежды Хазовой, нисколько не увеличилась стоимость квартир на Большой Дмитровке, Рождественке, Кузнецком мосту и в Столешниковом переулке, которые и до превращения в пешеходные зоны были офисно-развлекательными местами, то есть не слишком комфортными для жизни. Не изменились цены и на Маросейке и Покровке из-за слишком изношенного жилого фонда, высокой транспортной загруженности и сложностей с местами для паркинга. Вдоль Ордынки, Климентовского переулка и Пятницкой улицы цены тоже не поднимались, так как эти участки вообще не стали полноценными пешеходными зонами, а вот их транспортная доступность ухудшилась — стало больше пробок на подъезде.
И это, кстати, один из минусов «опешеходивания» Москвы. «Расширение тротуаров сделало автомобильное движение по наполовину пешеходным улицам фактически невозможным — властям следовало бы либо полностью перекрыть движение по определенным улицам в дневное время, либо облагородить существующие тротуары, а не отнимать их у автомобилистов, — говорит Антон Белых, управляющий партнер консалтинговой компании DNA Realty. — Конечно, горожанам приятнее ходить по просторным тротуарам, но в чем смысл пешей прогулки, если рядом двигается пробка из машин».
К тому же, закрытие парковок и получение улицами статуса пешеходных существенно отразилось на торговой недвижимости, отмечает эксперт: так, например, многие магазины, которые ориентировались в том числе на автомобилистов, вынуждены были закрыться.
Поэтому, конечно, крайне важно подходить к вопросам территориального планирования комплексно и продумывать целесообразность тех или иных изменений заранее. У нас пешеходными улицы делают сразу и навсегда, а в Европе изменения сначала вводят на временной основе — то есть проверяют, не помешают ли они нормальной жизни города.
Помимо создания разветвленной сети пешеходных улиц и ввода платных парковок в центре, проводят в столице и реконструкцию дорог и тротуаров — без изменения их изначальной функции. Конечно, эти меры тоже необходимы: никому не хочется ездить или ходить по испорченному асфальту. Но в этом году количество улучшаемых пространств просто зашкаливает: возникает ощущение, что Москва — это одна гигантская строительная площадка.
По словам руководителя проектов юридической фирмы Via lege Дениса Артемова, работы по благоустройству улиц и городских пространств Москвы проводятся на основании подпрограммы «Благоустройство улиц и городских общественных пространств "Моя улица" на 2015-2018 годы». Список ремонтируемых улиц, площадей, парков, а также предложения по благоустройству определяются совместно департаментом капитального ремонта, Москомархитектурой, департаментом культуры города, департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, учитываются и результаты электронного голосования в рамках проекта «Активный гражданин».
До конца 2015 года в столице будет реконструировано примерно 40 улиц — именно их, по официальным данным, выбрали те самые «активные граждане». Преобразятся такие улицы, как Новодевичья набережная, Большая Якиманка, Сретенка, улицы Большая и Малая Никитские, Спиридоновка, Малая и Большая Бронные, Мясницкая и другие исторические места.
Очень активно меняют в этом году и бордюры. Власти объясняют такое рвение действительной необходимостью — старые уже износились, и пришло время их заменить. По мнению Ильия Заливухина, и этот вопрос, безусловно, относится к градостроительным, а потому требует комплексного подхода: «Для начала стоило бы провести обстоятельный анализ состояния бордюров и предоставить его результаты гражданам, чтобы люди понимали, почему необходима такая масштабная смена».
А Антон Белых и вовсе отмечает, что все эти инициативы правительства Москвы, как всегда, делаются с «местячковыми перегибами». «На мой взгляд, столь бурный всплеск активности лишь отчасти обусловлен заботой о гражданах», — говорит эксперт.
«Когда были реконструированы первые общественные зоны — вокруг ЦУМа и в Замоскворечье — это выглядело вполне конструктивно. Но когда выяснилось, что точно так же хотят обновить весь центр, многие горожане оказались в недоумении. Москва везде разная, у каждого места свое «лицо». А сейчас везде делают "Арбат": одинаковая плитка, бордюры, фонари… Да и туристам не плитка и дорожки нужны, а старый дух города, его история. И еще хотелось бы сказать про пресловутые велосипедные дорожки. Велосипед в городе — это здорово, но не в нашем климате. Что будет с этими дорожками при плохой погоде? Может, зимой их лучше превратить в дорожки для беговых лыж?», — сетует Екатерина Бонч-Бруевич, генеральный директор агентства недвижимости «Мезон».
Относится к мерам по улучшению жизни москвичей и благоустройство дворов и парковых зон. Функциональный осмотр детских зон и площадок проводится раз в один-три месяца, и в результате при необходимости принимается решение о замене покрытия или замене оборудования — в соответствии с ГОСТами.
По словам Дениса Артемова, списки подлежащих благоустройству дворов формируются управами на основании предложений депутатов муниципального округа, данных дефектных ведомостей, информации ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций). Внести свой двор в этот список могут и сами жители, написав соответствующее заявление в управу. Такие списки утверждает департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, а финансирование работ производится за счет бюджета города.
Конечно, работы по благоустройству дворов строго запрещено проводить в ночное время, а именно с 23:00 до 07:00. Но иногда строители нарушают правила, хотя за это и предусмотрены довольно жесткие наказания: должностные лица караются штрафом в размере 40 тысяч рублей, юридические — 300 тысяч рублей. А вот запрет на строительно-ремонтные работы в выходные и праздничные дни, к сожалению, отсутствует.
При этом в проектах новостроек, конечно, несколько лет ремонтом дворов не занимаются точно — общественные пространства обустраивают во время строительства дома. «Внутриквартальное благоустройство сегодня создают вместе со всем кварталом. Я считаю это одной из важнейших составляющих современной архитектуры, ведь территория — это естественное продолжение здания», — говорит Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ.
В последние годы происходит и обустройство новых парковых зон, в определении мест для которых также участвуют горожане, в частности с помощью программы «Активный гражданин». По данным пресс-службы департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, в 2015 году было запланировано развитие 53 территорий во всех административных округах. В следующем году обустроят 52 парка.
И опять же, важно, чтобы работы по благоустройству планировались единовременно, иначе процесс улучшения жизни в столице рискует превратиться в бесконечный, напоминает Илья Заливухин: «Очень нехорошо получилось, когда этим летом в районе улицы Удальцова сначала создали новую парковую зону, а потом разрыли ее и начали менять канализацию. Думаю, чтобы такие вещи не случались, все процессы должны находиться под контролем одной организации — например, районного муниципалитета».
В «прекрасном и далеком», конечно, общественные пространства будут формироваться на основе пожеланий москвичей, а основную часть работ будут финансировать привлеченные инвесторы, а не город за счет бюджетных средств — именно такой подход принят в европейских мегаполисах. Что же, «Активный гражданин» уже работает, а значит есть надежда на то, что Москва все же пойдет по прогрессивному западному пути, избежав пучины плиточно-асфальтового хаоса.