Первый адвокат осужденного в России за шпионаж сотрудника эстонской полиции безопасности Эстона Кохвера Марк Фейгин в своем Twitter-аккаунте сообщил, что его подопечный заключил сделку со следствием, и это произвело настоящую сенсацию. Немудрено: даже формальное признание Кохвера сводит на нет всю информационную шумиху и даже больше — дипломатическую поддержку якобы политического заключенного, «похищенного», по версии Таллина, на территории Эстонии. Более того, косвенным образом это бросает тень на все «раскрученные» за последнее время политические дела, связанные с иностранцами, — в диапазоне от украинского режиссера Олега Сенцова до бывшего бойца добровольческого батальона «Айдар» Надежды Савченко. «Лента.ру» постаралась разобраться, как связаны между собой эстонские и украинские заключенные.
О задержании эстонского шпиона (по версии российских спецслужб) Эстона Кохвера стало известно ровно год назад — в конце августа 2014 года, когда эстонская полиция безопасности (местная спецслужба) распространила заявление о его похищении из страны, неподалеку от пограничного пункта Лухамаа. По версии Таллина, при этом «со стороны России был предпринят сбой оперативной радиосвязи», а на территории Эстонии использовалась дымовая шашка. Несмотря на поток обвинений в сторону Москвы, никто в Эстонии не мог точно сказать, что, собственно, произошло — министр внутренних дел на пресс-брифинге отделался общими словами, так и не прояснив вопрос о том, кто свидетели нападения на эстонского гражданина.
Российская сторона в свою очередь рассказала о том, что Кохвера задержали на территории Псковской области, при нем были пистолет с патронами, 5 тысяч евро, некая спецтехника для скрытой аудиозаписи, а также материалы, «имеющие характер разведывательного задания». Все это квалифицировалось как «агентурная операция департамента полиции безопасности МВД Эстонии». Кохвера арестовали и обвинили в незаконном пересечении госграницы России, ношении оружия, контрабанде и шпионаже. В позиции российских спецслужб тоже есть один не очень ясный момент. Если с обвинением в шпионаже или, скажем, в ношении оружия вопросов не возникает, то вот с незаконным пересечением государственной границы ситуация довольно запутанная.
Формально границы между Эстонией и Россией нет: это отражено в эстонском Кодексе о наказаниях. Существует так называемая «временная контрольная линия» — более чем формальное образование, фигурирующее в документах вместо государственной границы и находящееся под юрисдикцией двух государств. Дело в том, что соответствующий договор пока еще не ратифицирован и координаты временной контрольной линии определяются неким постановлением, которое совершенно не регулирует статус государственной границы между Эстонией и Россией, а лишь фиксирует сложившееся положение дел. С этим связана главная коллизия — если границы не существует, то как ее можно нарушить?
Статьи обвинения пересмотрены не были, и 19 августа Псковский областной суд приговорил Кохвера к 15 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 100 тысяч рублей, что на один год и 100 тысяч рублей меньше, чем требовало обвинение: судья принял во внимание наличие у Кохвера трех малолетних детей.
Сразу после оглашения приговора МИД Эстонии заявил, что Россия нарушает международное право. Возвращение Кохвера на родину было названо «целью номер один» для эстонских дипломатов. По закону Эстон Кохвер имеет право обжаловать приговор Псковского суда до 28 августа. Между тем его российский адвокат (ранее Кохвер отказался от услуг Марка Фейгина, которого наняла эстонская сторона) Евгений Аксенов сообщил, что Эстон Кохвер еще не принял решение о подаче апелляционной жалобы. Ранее юрист высказывал предположение, что действия его клиента будут согласованы с внешнеполитическим ведомством Эстонии, посольством страны или консульством.
Эстонские дипломаты продолжали настаивать на версии годичной давности, обвинив Россию в похищении гражданина республики и уточнив, что Эстон Кохвер собирал на территории Эстонии «информацию, связанную с международной контрабандой и коррупцией». По этому поводу поспешил высказаться и премьер-министр республики Таави Рыйвас. Он подчеркнул, что Таллин намерен добиваться освобождения своего гражданина. «Эстония поддерживает Кохвера. Наши ведомства приложат все усилия для того, чтобы Россия освободила его», — написал глава правительства в своем Twitter. По мнению главы эстонского правительства, налицо «грубое нарушение международного права со стороны России». Глава внешнеполитического ведомства балтийской республики Марина Кальюранд поддержала своего начальника и объявила о намерении добиваться «международного давления по освобождению Эстона Кохвера и возвращения домой к семье». А президент Тоомас Хендрик Ильвес призвал граждан страны надеть желтые ленточки в знак поддержки Кохвера.
Негодовали и за пределами Эстонии. Министр Великобритании по делам Европы Дэвид Лидингтон призвал Москву немедленно отпустить Кохвера. За его освобождение высказался верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и безопасности Федерика Могерини. Даже Государственный департамент США в официальном пресс-релизе выразил «глубокую обеспокоенность» и потребовал от Москвы немедленно вернуть Кохвера на родину. «Его похищение, задержание, а теперь и необоснованное обвинение демонстрирует пренебрежение законом и вызывает серьезные вопросы о соблюдении Россией международного права», — говорится в документе. После чего внешнеполитическое ведомство России устами официального представителя Министерства иностранных дел России Марии Захаровой обвинило Запад в попытке политизировать дело эстонского шпиона.
На фоне такой внешнеполитической активности по делу Кохвера сообщение его первого адвоката Марка Фейгина о том, что его бывший подопечный заключил сделку со следствием прозвучало как гром среди ясного неба. И что важно — Фейгин подчеркнул, что лично видел документы, подтверждающие договоренность Кохвера с ФСБ и признание вины по делу о шпионаже, пишет эстонская газета Postimees. Потом эту запись из Twitter удалили, что неудивительно — документально зафиксированное признание Кохвера все кардинально меняет. Правда, официального подтверждения либо опровержения сообщения Фейгина нет, однако это легко объяснить секретностью следствия.
В сухом остатке, если признание Кохвера действительно существует на бумаге, девальвируются вообще все раскрученные за последнее время политические дела, связанные с иностранцами, — от украинского режиссера Олега Сенцова до бывшего бойца добровольческого батальона «Айдар» Надежды Савченко. Это, конечно, никак не отменяет вопросов к следствию, но именно дело Кохвера служит наглядным подтверждением того, что дипломатическая поддержка, особенно в эпоху резкой поляризации по украинскому вопросу, не всегда основана на весомых доказательствах невиновности обвиняемого у стороны «международной защиты».
Несмотря на приговор, судьба Эстона Кохвера еще не определена. Помимо апелляции, осужденный за шпионаж эстонский гражданин может рассчитывать на помилование президентом или обмен на кого-то из российских граждан, осужденных в Эстонии. Последний вариант возможен, поскольку Россия и Эстония — участники Европейской конвенции о передаче осужденных лиц. Данный документ также предусматривает вариант отбытия наказания на территории государства, гражданином которого является осужденный. Эстонская пресса в свою очередь не исключает, что Эстон Кохвер может быть помилован российским президентом. Формально для этого не требуется признавать свою вину. Однако, по мнению ряда экспертов, шансы Кохвера на возвращение в Эстонию возрастут, если он все же это сделает: еще в 2000 году президент Владимир Путин помиловал американца Эдмонда Поупа, арестованного в Москве и приговоренного к 20 годам лишения свободы за шпионаж. Президента России об этом попросила супруга американца, страдавшего раком кожи.