Россия
19:52, 25 августа 2015

МАКСимально открытые На авиасалоне в Жуковском Путин назвал Россию открытой для сотрудничества страной

Татьяна Меликян
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Летающий топор и командирские часы размером с кастрюлю — юные изобретатели и авиаконструкторы одарили президента, чем могли. «Может, вы придумаете еще и летающий утюг», — пошутил Владимир Путин. На Международном авиакосмическом салоне в Жуковском ему, конечно, летающие утюги не показывали. Здесь техника посерьезнее, способная заинтересовать гостя, наследного принца Абу-Даби. Ожидалось, что компанию им составят король Иордании и президент Египта. Но с каждым из них Путин встретится по отдельности в Кремле.

Пресс-центр авиасалона украшен фотопортретом Владимир Путина в шлеме пилота. Президент только что спустился из кабины стратегического бомбардировщика Ту-160 «Павел Таран» в городе Оленегорске. Дело было в далеком 2005 году. Тогда, после осмотра экспозиции на МАКСе, Путин прошел предполетную подготовку и медицинский контроль. «120 на 80, — объявил врач и добавил. — Давление — космическое». «В космос на этот раз не полетим», — отреагировал Путин. И отправился в район учений стратегической дальней авиации Северного флота. Пилот бомбардировщика несколько раз доверял ему штурвал. «Думаю, так летают во сне», — поделился впечатлениями президент.

На авиасалоне в Жуковском Владимир Путин не был давно. В августе 2013 года на Дальнем Востоке случилось масштабное наводнение, и было не до авиашоу. В этом году никакой природный катаклизм не помешал президенту приехать на МАКС. А политический, если так можно выразиться, катаклизм — только поспособствовал. Несмотря ни на что, в том числе и на отказ от участия Украины и Израиля, в работу российского авиасалона включились компании из Китая и Латинской Америки, а также крупные бизнес-структуры США и ЕС — Boeing и Airbus.

Путин назвал салон эффективной площадкой — «вне зависимости от текущей политической конъюнктуры в мире». «Россия открыта для продуктивного делового сотрудничества в аэрокосмической индустрии», — подчеркнул он в приветственной речи. И словно еще раз обозначая стремление к открытости, вспомнил о недавно завершившемся авиаперелете «Аляска — Сибирь-2015». «Летчики из России и США на самолетах Второй мировой войны пролетели по этому длинному и небезопасному маршруту, в те годы связавшему наши страны», — отметил президент.

Открывая салон, он приводил приятные всем данные: в 2014 году объем промышленного производства в отечественном авиапроме вырос на 20 процентов, состоялось 38 пусков ракет-носителей, в том числе — «Ангары». На орбиту выведено 80 космических аппаратов. «Россия осуществляет масштабный проект по строительству нового космодрома Восточный», — напомнил президент. По его словам, он рассчитывает на ряд серьезных соглашений. В том числе о поставках самолета Sukhoi Superjet 100.

Как раз для разговора о поставках и сотрудничестве «на полях» салона появился наследный принц Абу-Даби, заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ Мухаммед Аль Нахайян. С президентом России они были намерены обсудить ситуацию на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии и Ираке, а также сотрудничество в сфере энергетики. Но одной из центральных тем должно было стать наращивание торгово-экономических связей двух стран. По итогам 2014 года объем торговли уменьшился на 20 процентов, до 2 миллиардов долларов. В этом году снижение продолжилось. Причины негативной динамики очевидны: валютные колебания.

Поставляя в эмираты алмазы, серебро и пшеницу, Россия покупает машины, оборудование и транспортные средства. И вот тут, на МАКСе, наверное, хотелось показать: транспортные средства есть и у нас. «Думаю, что вам как профессиональному летчику это особенно интересно», — обратился к наследному принцу Путин. Правда, по реакции Мухаммеда было неясно, впечатлили его разработки или нет. Впрочем, скучать принцу не приходилось — так плотно окружил его своим вниманием глава Чечни Рамзан Кадыров.

Во время экскурсии гостям продемонстрировали возможности Объединенной авиастроительной корпорации. Гендиректор авиационного завода «Иркут», например, сообщил, что фюзеляж первого ближне-магистрального пассажирского самолета МС-21 собран на 90 процентов. «Очень рассчитываю на то, что эта машина будет приобретаться не только нашими авиакомпаниями, но и за рубежом», — поддержал президент.

О других, любительских и шутливых, разработках Путину рассказали в детском павильоне «От винта». Там президента ждали с полутораметровым топором. Как анонсировали, летающим. Но топор так и не взлетел, хотя к Путину в руки попал. «Может, вы придумаете еще и летающий утюг», — предположил он. И в ответ получил командирские часы размером с кастрюлю.

«Ой, я вас знаю! Вас по телевизору показывают!» — воскликнул мальчик лет пяти с виду. «Бывает и показывают», — согласился Путин. Мальчика он обнял, поправил ему пилотку. И, кажется, даже выслушал его вопросы или советы.

Вот также сказать пару слов президенту хотел Илья Кудряшов, стоявший поодаль. На молодого сотрудника МГУ недавно завели уголовное дело за угон воздушного судна. История путанная: вроде в одном из подмосковных отделений ДОСААФ смастерили самолет и продали его Илье. И вроде есть подтверждения сделки, но парня обвинили в угоне. Самолет в полете начал разваливаться. Как разваливается и дело о покупке-угоне, но следователи продолжают терзать парня. Рассказать о своей проблеме президенту Илье не удалось, поговорил хотя бы со СМИ. И, может быть, что-то теперь изменится в лучшую для него сторону.

А вот что не изменится, кажется, никогда — отношение к простым посетителям. Установив стоимость посещения авиасалона в 850 рублей, организаторы предоставили павильон-ресторан фирме, которая за сомнительную еду в пластиковых тарелках взимает даже для столицы неправдоподобно высокую плату. И как бы высоко ни поднималась отечественная авиация, сервис на крупных мероприятиях все так же ползает по земле.

< Назад в рубрику