Россия
18:47, 25 августа 2015

«Я чуть не прослезился» Политики, правозащитники и юристы спорят об освобождении Васильевой

Роман Уколов (Заместитель главного редактора)
Александра Федотова
Евгения Васильева
Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Судогодский районный суд Владимирской области 25 августа условно-досрочно освободил ключевую фигурантку дела «Оборонсервиса» Евгению Васильеву. В тот же день бывшая чиновница покинула колонию, где она провела 34 дня. Васильева вышла на свободу на 2 года 2 месяца и 28 дней раньше окончания установленного приговором пятилетнего срока.

Глава Совета по правам человека при президенте России (СПЧ) Михаил Федотов заявил, что на общем фоне крайне редкого применения УДО решение выглядит очень странным и неубедительным. «Нам нужно менять судебную практику по делам об условно-досрочном освобождении, нужно чаще применять этот институт, и тогда подобные решения не будут казаться удивительными», — сообщил ТАСС правозащитник.

«Васильева оказалась стрелочником, крайним, но этого стрелочника все равно решили досрочно выпустить, — комментирует Геннадий Зюганов. — Все прекрасно понимали, тянули-тянули, изображали справедливость при приведении приговора в исполнение. Но, видимо, не хватило воли до конца все провести».

Лидер КПРФ пообещал, что депутаты попросят прокуратуру и всех, кто занимался освобождением Васильевой, дать подробное разъяснение. «Дума соберется, оформим официально запрос. Мы обратились, подписали почти сто депутатов, чтобы расследовали все проделки Сердюкова — он уходит от ответственности, он главный», — подчеркнул Зюганов.

Его коллега по Госдуме Дмитрий Гудков на своей странице в Facebook весьма иронично прокомментировал решение суда, процитировав из него отдельные выдержки.

«Темницы рухнули! Узница совести Евгения Васильева получила долгожданную свободу! Давайте вместе вслушаемся в эту судебную музыку: "Васильева в коллективе осужденных пользуется уважением, отношения с администрацией строит правильно"… "Кратковременное пребывание Васильевой в колонии, не позволившее ей характеризовать себя, не является препятствием"… Это была бескомпромиссная, беспринципная, то есть, простите, принципиальная борьба с коррупцией. И вот — теперь она закончилась таким скромным пшиком. То есть даже на таком наглядном примере власть не может довести борьбу до конца. Взяточники и прочее ворье — это не просто социально близкие, это плоть от плоти. Как нельзя отпилить себе ногу, так нельзя посадить Васильеву».

Депутат Валерий Рашкин в своем блоге в LiveJournal так отреагировал на прочитанные им характеристики Васильевой из колонии и с места жительства: «Выяснилось, что она строила детские площадки и поливала цветы, посещала культурные мероприятия и проходила курс коррекции личности — я чуть не прослезился. Тот факт, что она похитила 650 миллионов рублей, как-то даже забывается на фоне всего этого благолепия».

По его словам, он не рассчитывал, что наказание будет суровым, но такого поворота не ожидал. «Я с самого начала слабо верил в то, что она понесет справедливое наказание. Вы только представьте — за хищение 650 миллионов рублей она получила 5 лет, из них 2,5 года домашнего заключения, во время которого она рисовала, писала стихи, снимала клипы про красные тапочки. В балет только податься не успела. Теперь, наверное, наверстает. Даже ордена Почета суд ее не лишил».

Руководитель комиссии по безопасности Общественной палаты России Антон Цветков посетовал на суд: «Мое мнение: это несправедливое решение. Очередной раз видим, что к ней особенное отношение, не такое, как к другим заключенным. Это грустно».

Член СПЧ, председатель «Национального антикоррупционного комитета» Кирилл Кабанов предупреждает о возможном ущербе имиджу власти: «Мы видим, что соблюдены формальности, но данное решение не добавит позитивных отношений и позитивных реакций в обществе. С правовой точки зрения оно обосновано, а вот с позиции общественной это вызовет негодование. Видимо, родственные узы и определенные кастовые решения возобладали и, к сожалению, это не добавит обществу позитива в отношении власти».

Но нашлись и те, кто позитивно воспринял новость об освобождении Васильевой. Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в своем Twitter поздравил ее с выходом на свободу. Также он написал, что «самое поганое, что сделала эта власть — прочно поселила жестокость в души и своим сторонникам и противникам».

Телеведущего Владимира Соловьева в равной мере удивило и освобождение Васильевой, и заявление Ходорковского.

«Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире. Ну, если твоя фамилия Васильева, — добавил Соловьев. — Весь остальной текст, я, дабы не материться в твит, запикиваю».

Юрист Михаил Барщевский в свою очередь заявил ТАСС, что нет никаких препятствий к тому, чтобы применить к Васильевой УДО. «Это абсолютно законное решение, потому что Васильева отсидела положенную часть срока, полностью возместила материальный ущерб, который оказался значительно меньше, чем то, что вначале нам рассказывали. Она положительно характеризуется», — заметил он.

И добавил: «Только законное решение суда является нравственным. А нам — людям, которые стремятся к правовому государству,— нужно привыкать к тому, что решения суда правильны априори, если это законные решения суда».

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева не разделяет общего желания ужесточить наказание Васильевой.

«Меня больше волнует, когда людей жестоко наказывают, чем когда им спускают. Ну отпустили — по знакомству, конечно, как своей социально близкой. Ну и что, ничего страшного, хуже, когда людей несправедливо наказывают. Значит, Васильевой повезло, — сказала Алексеева. — Это не мой бизнес — требовать ужесточения наказания».

* * *

Бурно отреагировали на освобождение ключевой фигурантки дела «Оборонсервиса» и пользователи соцсетей.

< Назад в рубрику