Интернет и СМИ
00:02, 26 августа 2015

Интернет, прости господи Мировые религии в онлайне и соцсетях

Татьяна Ковлягина
Фото: Global Look

Что общего у Папы Римского, мусульманского духовенства, Далай-ламы и патриарха Кирилла? Представители трех мировых религий не видят греха в том, чтобы пользоваться соцсетями и собирать «лайки» прихожан. Они активно выступают со светских площадок, например, в Facebook и Twitter, благословляют мобильные приложения и активность верующих в них. Единственное, чего пока не удалось сделать никому — это создать религиозную социальную сеть, сравнимую по количеству пользователей с популярными мировыми сервисами.

Православие

Русская православная церковь (РПЦ) присутствует не просто в интернете, но и в социальных сетях. Так, 29 апреля работу церкви с соцсетями обсудили на самом высоком уровне — заседании Высшего духовного совета РПЦ. Глава церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, призвал священнослужителей активнее взаимодействовать с аудиторией соцсетей и особенно с молодежью. «Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства. А наша паства сегодня в том числе и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы», — заявил он.

В качестве одного из подарков на день ангела (именины Кирилла и Мефодия, 24 мая) патриарх получил личную страницу во «ВКонтакте». За первые пару часов она собрала несколько тысяч комментариев, многие из которых были оскорбительны, и функцию отключили. Через некоторое время ее работу возобновили, и сейчас на странице патриарха снова можно оставить комментарий. Содержание модерируется, а страницу от лица Святейшего владыки ведет пресс-служба.

Собственного аккаунта в Twitter у патриарха пока нет, а его страница в Facebook — один из официальных информационных ресурсов Московского патриархата, поддерживаемый Синодальным информационным отделом. Об этом сообщил глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. Сейчас страница почти не обновляется, а вся сетевая активность переключилась на «ВКонтакте». Там публикуются в основном фрагменты из проповедей владыки, и количество его «лайков» пока можно сравнить только с не самыми полюбившимися пользователям обращениями Папы: около 2 тысяч.

Мобильные приложения для православных ограничиваются прагматичными ежедневными потребностями верующих: молитвослов, календарь постов и праздников и т.п. Все они доступны для устройств на Android и iOS и регулярно обновляются. По словам автора двух книг о православном интернете Ксении Лученко, расцвет церковного мобильного креатива пришелся на эпоху «до смартфонов», когда «Образок.ру» «по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго» к каждому празднику выпускал коллекции скринсейверов, картинок и мелодий звонков.

Самыми посещаемыми ресурсами в православном интернете остаются официальные СМИ патриархии, сохраняющий свою независимость «Правмир». Есть и многочисленные сообщества во «ВКонтакте»: некоторые из них созданы и поддерживаются усилиями церковных институтов, другие — пользователями. 

В социальных сетях, например, в Facebook, церковная политика и кадровые назначения в РПЦ не вызывают горячих дискуссий. «Обсуждают в основном темы из общенациональной повестки, но когда спорят — спорят именно как православные, апеллируя к вере и Писанию», — считает Лученко. В качестве примера она приводит обсуждение скандала вокруг «Тангейзера». И отмечает, что во многих вопросах для православных характерно обращение к государству как к арбитру.

Последний проект социальной сети для православных «Елицы», как и предшествующие сервисы, не увенчался особым успехом, по мнению Лученко. Сервис не раскрывает своей посещаемости, но представитель синодального отдела РПЦ по связям с общественностью подтвердил «Ленте.ру», что в патриархии не считают проект удачным. Причина того, что организованные по признаку конфессиональной принадлежности сайты живут и активно наполняются контентом, а специальные соцсети — нет, по мнению Лученко, в том, что верующим неинтересно обсуждать специфически православные вопросы, «они любят, чтобы обо всем сразу». И это правило кажется универсальным для всех религий.

Католицизм

Римская католическая церковь рассматривает интернет и социальные сети как угодный Богу канал для связи с верующими. Пастыри охотно используют социальные сети для общения с прихожанами: существуют даже специальные пособия по ведению проповеди в соцсетях. Миссионерство, а также поддержание контакта с уже присоединившимися к церкви людьми с помощью социальных сетей является стандартной практикой.

В интернете доступны онлайн и Twitter-трансляции проповедей, есть сайты, где можно анонимно исповедаться онлайн. Такие исповеди вполне легитимными считают наиболее прогрессивные и либеральные ответвления католической церкви.

Дать совет или напутствие своим духовным чадам гораздо проще на странице в Facebook или Twitter. Для этого, разумеется, священнослужителям приходится осваивать новые форматы и принимать их ограничения, например, по количеству знаков в Twitter — 140 символов. Судя по результатам, ответственным за социальные сети в Ватикане это неплохо удается. У Twitter-аккаунта Папы Римского Франциска есть версии на 9 языках, включая латынь. Аккаунт был создан при вступлении понтифика в должность в марте 2013 года. Общее число его читателей превышает 20 миллионов человек, примерно треть приходится на англоязычную версию. Основное содержание — напутствия понтифика пастве, например: «Чтение Евангелия каждый день помогает нам преодолеть наш эгоизм и самоотверженно следовать за учителем нашим Иисусом».

В среднем записи Папы собирают около 10 тысяч лайков и 2-3 тысячи репостов. Самым популярным за последние месяцы стал опубликованный 17 июля твит: «Когда все вокруг разваливается, есть только одна вещь, которая поддерживает нашу надежду: Господь любит нас, он любит всех!» 17 тысяч отметок «Нравится» и 13 тысяч репостов.

Больше всего католиков в Бразилии. Здесь же представители одного из наиболее строгих ответвлений этой конфессии, католики-евангелисты, создали собственную «безгрешную» версию Facebook. Социальная сеть была запущена в июле 2015 года под названием Facegloria. «На Facebook мы видим много насилия и порнографии. Поэтому мы и придумали соцсеть, где можно говорить о Боге, любви и распространять Его слово», — объясняет один из инициаторов проекта, веб-дизайнер Атилла Баррос.

Составлен список из 600 слов, которые ресурс не разрешает использовать. На Facegloria есть и собственная «святая инквизиция» — команда модераторов, пресекающих ненормативную лексику, упоминания о сексе, нетрадиционной сексуальной ориентации и жестокости , а также критику религиозных лидеров. Вместо кнопки «лайк» здесь «аминь». За месяц с момента запуска соцсеть привлекла больше 100 тысяч пользователей.

Ислам

Современный ислам, не считая его радикальных ответвлений, рассматривает интернет как благо. У верховного муфтия России нет своего аккаунта в Facebook или во «ВКонтакте», но совет муфтиев одобряет использование социальных сетей для того, чтобы развивать связи внутри национальных и религиозных сообществ, рассказывать немусульманскому миру о внутренней жизни ислама и бороться с негативными стереотипами. Духовные лидеры руководствуются важным в исламе правилом , основанным на хадисе (изречении пророка Мухаммеда): «О действии судят по намерению». При хорошем намерении уместны любые современные технологии. Однако сами представители мусульманского духовенства практически не имеют аккаунтов в социальных сетях, отдавая эту часть светской жизни на откуп рядовым верующим.

Впервые мусульманский праздник привлек значительное внимание социальных сетей, пожалуй, лишь в этом году: 17 июля сервис Snapchat с аудиторией в 100 миллионов активных пользователей в месяц посвятил одну из своих пятиминутных трансляций последнему дню месяца Рамадан и показал прямое включение из центра ислама, Мекки. Мусульмане со всего мира поблагодарили сервис, а посты в Twitter с хештегом «Mecca_live» публиковали представители разных конфессий. Среди твитов встречались и восторженные отклики с обещаниями принять ислам под впечатлением от трансляции, на которую интернет откликнулся более чем миллионом сообщений за сутки. По словам организаторов, им было важно показать, что ислам — религия мира.

«Я так горд быть мусульманином, отклики (на трансляцию — прим. Ленты.ру) заставляют меня плакать. Терроризм — это не ислам», — пишет один из присоединившихся и поблагодаривших Snapchat за внимание пользователей.

Из последних проектов, благословленных советом муфтиев России, значительную популярность приобрело мобильное приложение для мусульманских знакомств Mydiaspora. Эта программа Арсена Казибекова позволяет искать пару, соблюдая при этом законы ислама, в том числе не посягая на женскую скромность. Сначала пользователю доступны только данные анкеты, а фото и имя появляются только если он примет решение перейти к личному общению. Женщина может добавить в «романтический» чат отца или старшего брата.

Приложение предусматривало такую опцию как поиск второй жены, что не противоречит исламу. Однако вскоре Apple попросила удалить эту функцию, поскольку издатели должны соблюдать законы страны, в которой приложение будет доступно, и разработчики с этим согласились. Большинство приложений для мусульман представляют собой молитвенники или сборники высказываний мудрецов и Пророка. Шагом вперед для мусульманских мобильных технологий можно считать запущенное в июне приложение для перевода денег с банковских карт, чтобы выполнить обязательную для правоверного мусульманина заповедь подаяния в период Рамадана.

Мусульманские сообщества в разных странах неоднократно запускали проекты своих социальных сетей. Например, основанная в 2013 году сеть Ummaland на данный момент собрала около 330 тысяч участников, хотя общий объем исламского интернета, по оценкам Казибекова, достигает 1,2 миллиарда пользователей, большинство из которых заходят в сеть с дешевых мобильных аппаратов на платформе Android. Печальная судьба постигла турецкую социальную сеть Salam World: проект так и не стартовал, несмотря на привлеченные инвестиции.

Буддизм

Официальный Twitter-аккаунт духовного лидера буддистов Далай-ламы существует с октября 2010 года, и у него 11,8 миллионов подписчиков. Это меньше, чем у Папы Римского, но, скажем, у французского президента Франсуа Олланда или британского премьер-министра Дэвида Камерона читателей чуть больше миллиона. Аккаунт в основном состоит из высказываний о пользе работы над собой и выстраивании правильных отношений с окружающим миром. Например: «Чтобы развить неподдельное сострадание, нам нужно принять ответственность за наше собственное благополучие и проявлять заботу к страданиям других, включая наши собственные».

На личных страничках в соцсетях духовные лидеры вне зависимости от религии подчеркнуто аполитичны. У Далай-ламы, как и у его коллег из других религий, высказывания, которые хотя бы отдаленно можно было бы рассматривать как политические, встречаются крайне редко. Последним по времени из таких твитов стали слова поддержки Японии, «стране, пережившей ядерную бомбардировку и возглавившей движение против ядерного оружия».

Самая читаемая запись последнего времени в микроблоге невозмутимого тибетца — опубликованный 22 июня пост: «Чтобы сделать человечество счастливее, мы должны уделять больше внимание нашим внутренним ценностям, независимо от того, религиозны мы или нет». 11 тысяч «лайков» и 11 тысяч репостов.

Мобильных приложений, как и у православных, у буддистов немного, и они носят практический характер: полезные советы, описания духовных практик, тренинги. Очень популярны приложения, предлагающие мотивирующие цитаты на каждый день. Главная тема — воспринимать весь процесс жизни осознанно, соблюдая спокойствие и дистанцию. К слову, так и следует вести себя в социальных сетях истинному буддисту.

Кодекс поведения буддиста в Facebook, Twitter, Instagram и на других платформах разработала американская писательница Лори Дешен (Lori Deschen), которая вместе с коллегами создала и ведет Twitter под названием Tiny Buddha («Крошечный Будда»). Дешен предлагает ограничить по времени пользование социальными сетями, всегда отдавать себе отчет в том, что заставляет вас проявлять активность в интернете, и универсальное правило — как можно больше доброты. Например, она рекомендует отправлять «случайные сообщения, наполненные добротой» пользователям, с которыми вы не знакомы лично, но вам известно, что им нужна помощь или поддержка.

Попыток создания буддийской социальной сети пока не замечено. Впрочем, буддисты не то чтобы ничего не делают в мире высоких технологий — они, видимо, просто созерцательно присутствуют, постигают пустоту или осознают иллюзорность всего и вся.

< Назад в рубрику