Мосгорсуд признал законным заочный арест депутата Ильи Пономарева, обвиняемого в пособничестве в растрате 750 тысяч долларов из средств фонда «Сколково». Суд отклонил жалобу защиты на решение Басманного суда Москвы, который 17 июля заочно арестовал депутата.
Следствие считает, что он растратил средства фонда «Сколково». При этом Пономарев уже почти возместил весь ущерб. Его адвокат настаивает на незаконности уголовного дела, поскольку суд установил, что парламентарий выполнил условия контракта с фондом. Это может стать основанием для закрытия дела.
По данным Следственного комитета, в 2010 году фонд «Сколково» заключил с Пономаревым договор на выполнение научно-исследовательских работ стоимостью 750 тысяч долларов. Документ предусматривал, что депутат по итогам исследований предоставит аналитические отчеты, подкрепленные рецензиями международных научных организаций. По версии следствия, чтобы нельзя было проконтролировать ход проведенных работ, вице-президент «Сколково» Алексей Бельтюков подписал с Пономаревым дополнительное соглашение, снижающее стоимость договора до 450 тысяч долларов и фактически отменяющее систему поэтапных отчетов. Таким образом, как полагает следствие, были созданы условия для хищения средств «Сколково» в пользу Пономарева. Чтобы легализовать выплату суммы в 450 тысяч долларов, Бельтюков изготовил под видом научно-исследовательской работы два отчета, которые не представляли абсолютно никакой научной ценности, не соответствовали требованиям технического задания, и приобщил их к документам о расходовании денежных средств.
А чтобы освоить оставшуюся сумму в 300 тысяч долларов, Бельтюков заключил с депутатом еще один договор о курсе лекций и семинаров на тему «Коммерциализация новых технологий». Через какое-то время парламентарий действительно предоставил в фонд документы о проведении таких лекций. В ходе проверки следствие установило, что на самом деле эти лекции, каждая из которых оценивалась в среднем в 30 тысяч долларов, представляли собой короткие блиц-выступления от 3 до 18 минут, причем на мероприятиях, никак не связанных с заявленной тематикой. В итоге, по версии следствия, Пономарев виновен в пособничестве Бельтюкову в растрате денежных средств фонда «Сколково» на сумму более двадцати двух миллионов рублей.
Стоит отметить, что о преступлении следователи узнали в ходе проверки заявления лидера ЛДПР Владимира Жириновского, где он сообщил о возможном совершении Пономаревым преступлений, предусмотренных частью 5 статьи 128.1 УК РФ («Клевета») и статьи 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»).
Адвокат парламентария Марина Баст оспаривала постановление об аресте своего подзащитного. «Пономарев собирался содействовать следствию и дать свои пояснения по сути обвинений, а его спровоцировали скрываться», — подчеркнула она.
В интервью «Ленте.ру» Пономарев пояснил: «Было в целом 22 миллиона, из них 9 миллионов — на публичные выступления, которые многие любят называть лекциями, и 13 миллионов — на научно-исследовательскую деятельность по разработке бизнес-модели "Сколково". По публичным выступлениям был иск, так как там можно спорить — выступал, не выступал, сколько именно, качественно ли провел. А по бизнес-модели чего иск подавать? Она работает».
В 2013 году фонд «Сколково» обратился в Гагаринский суд Москвы с иском, требуя от депутата вернуть 9 миллионов рублей. Однако, по словам адвоката, большую часть работ Пономарев выполнил, и суд «поэтому снизил сумму претензий до 2,7 миллиона рублей».
Во исполнение этого решения с Пономарева взыскивается депутатская зарплата. Его банковская карта заблокирована, и средства при поступлении автоматически идут на погашение долга. Адвокат указала, что данное решение может служить серьезным основанием для закрытия уголовного дела, поскольку суд подтвердил выполнение работ Пономаревым, и, следовательно, денежное вознаграждение он получил справедливо. В настоящее время депутат почти полностью оплатил ущерб (свыше двух миллионов рублей), осталось еще 300-500 тысяч рублей, сообщила адвокат.
Пономарев уехал из России более года назад. В настоящее время он находится в США. По его словам, он выступает там с лекциями в ведущих американских университетах — Беркли, Тафтс, Гарвард, MIT, UCLA, USC. Так он зарабатывает себе на жизнь, стараясь не нарушать закон о статусе депутата Госдумы, запрещающего заниматься бизнесом и иметь счета в иностранных банках. «В Америке распространена старая система оплаты чеками. То есть это вроде не кэш, не наличные, но и банковского счета открывать не приходится. Очень сильно помогли друзья, кто-то дал машину, кто-то — возможность пожить в доме», — признался Пономарев в интервью «Ленте.ру».
Депутат продолжает также политическую деятельность. В его планах «помочь российской диаспоре за рубежом объединиться, чтобы влиять на ситуацию дома». «Мне кажется, эти люди могли бы написать программу развития страны — какой они видят ту Россию, в которую хотят вернуться и представить ее к выборам в Думу 2016 года. Меня интересует тот средний, креативный класс, который выехал за последний год» — заявил Пономарев. К своей деятельности он планирует привлечь структуру Михаила Ходорковского «Открытая Россия».
Оставаться в эмиграции не намерен. Не собирается просить политического убежища в США.
Основным фигурантом дела о растрате в «Сколково» является бывший вице-президент по развитию и коммерциализации фонда Алексей Бельтюков. Он также скрывается от следствия в США с начала текущего года. Есть решение суда о его аресте. Бельтюков и Пономарев числятся в международном розыске. Уголовное дело по статье 160 (растрата) было возбуждено в апреле 2013 года. Через месяц Бельтюков был отстранен от работы в фонде. Пономарев уже давал показания в ходе расследования.