Украинский режиссер Олег Сенцов приговорен к 20 годам колонии строгого режима. Северо-Кавказский окружной военный суд признал его виновным в создании террористического сообщества в Крыму, организации двух терактов и подготовке еще одного. По мнению суда, Сенцов весной 2014 года поджигал офисы общественной организации «Русская община Крыма» и отделения партии «Единая Россия», а также попытался организовать взрыв памятника Ленину в Симферополе 9 мая. Второй подсудимый по этому делу — Александр Кольченко — получил 10 лет лишения свободы. Своей вины они не признают. Защита собирается обжаловать приговор в Верховном суде.
Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини заявила, что российские суды не компетентны судить за деяния, совершенные «за пределами международно признанной территории России», и подчеркнула, что Россия допустила «нарушение международного права и элементарных норм правосудия».
В Госдепартаменте США осудили вынесенный приговор, отметив, что «Сенцов и Кольченко стали целью [российских] властей в связи с несогласием с попыткой России присоединить Крым».
МИД Украины выразил «решительный протест» в связи с осуждением граждан Украины и потребовал немедленно освободить их. Президент Украины Петр Порошенко посчитал решение несправедливым. «Это абсолютно ужасный приговор. Это лишь подтверждение предвзятого суда, подтверждение того, что справедливого суда для украинцев в России нет», — сказал он.
В то же время в Кремле комментировать приговор отказались. «У нас десятки тысяч приговоров в день, поэтому не слежу за этим. Самое главное, что я никогда не комментирую приговоры. Это вопрос суда и правосудия — отдельной ветви власти», — заявил глава администрации президента России Сергей Иванов.
Председатель совета Правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов считает, что действия Сенцова и Кольченко квалифицированы неадекватно тяжело. «Доказательства обвинения основаны на оговорах и самооговорах, полученных под пытками. Характеристики личностей Сенцова и Кольченко взяты с потолка. Дело шито белыми нитками со всех сторон. А политический умысел власти здесь виден во всех аспектах. Очевидно, что Сенцов и Кольченко — политзаключенные», — сказал он в интервью радиостанции «Говорит Москва».
«Такой приговор фактически означает гибель человека. 20 лет, на мой взгляд, это чрезмерно. Мне не кажется, что Сенцов — это какой-то Усама бин Ладен. Это огромная человеческая трагедия. Мне очень жаль, что это происходит с талантливым человеком Сенцовым, который, по сути, стал жертвой обстоятельств. Он попал в жернова ужасного времени, которое сейчас происходит», — заявил радиостанции «Би-би-си Украина» кинорежиссер Алексей Герман-младший, добавив, что приговор Сенцову отдаляет всех от решения проблем и не приближает к миру.
У польского режиссера Кшиштофа Занусси оказалось немало вопросов по данному делу. «Вся процедура вызывает сомнения. Нет доверия системе. Если бы этот процесс проходил, например, в Норвегии, то отношение к решению было бы на другом уровне. Я верю в мудрость российской власти, что она заметит это и проведет ревизию судебной системы. Возможно, потребуется вмешательство президента», — рассказал он «Русской службе новостей».
Кинорежиссер Алексей Федорченко признался, что он в ужасе. «У меня просто нет слов. Никто не верил, что Сенцова отпустят, мало кто верил, что власть в данном случае может пойти навстречу. Сейчас власть находится в такой глухой обороне, что уже не может пойти навстречу в таких случаях. Это может восприниматься как проигрыш, как уступка. Поэтому, мне кажется, что они не могли переступить через себя и снизить срок или отпустить его», — считает он.
«Мне кажется, это уже вопрос принципа, потому что за хулиганство не дают 20 лет тюрьмы. Нам будто снова говорят: твое действие ничего не значит, твое мнение ничего не значит, сиди и молчи в тряпочку. Это касается не только деятелей культуры, но и всего общества», — предположил Федорченко.
Российский режиссер Александр Котт в интервью радиостанции «Русская служба новостей» заявил, что уверен, что Сенцов не сделал ничего, за что дают уголовный срок. «Административный — возможно. Поджог — это имущество на 30 тысяч рублей», — отметил он.
Также кинематографист пообещал попросить французского актера Жерара Депардье помочь осужденным. «У меня в октябре будет сниматься Депардье. Я поговорю с ним на своем ломанном английском. Он у меня будет играть пять дней. Я постараюсь поговорить с ним, но не факт, что ему это будет интересно», — сказал Котт, добавив, что «если будет личная просьба от Жерара Депардье или от Стивена Сигала — это, возможно, поможет».
Кроме того, Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России опубликовал письмо Европейской киноакадемии, в котором более 1000 актеров, режиссеров и продюсеров из разных стран потребовали освобождения коллеги. Среди подписавшихся — Вим Вендерс, Анджей Вайда, Аки Каурисмяки, Кен Лоуч, Борис Хлебников, Василий Сигарев и другие.
Однако есть и те, кто счел приговор украинскому режиссеру обоснованным. Так, лидер партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов прокомментировал решение суда в своем Twitter.
Сенцову дали 20 лет. Правильно! Человек, который назвал русских оккупантами Крыма заслуживает двадцатки,урод!Украина 23 года насиловала Крым
— Эдуард Лимонов (@edvlimonov) 25 августа 2015
Лимонов добавил, что его принцип состоит в том, что «всякий враг России — мой враг», в том числе и Сенцов.