Россия
00:38, 28 августа 2015

Очень приятно, царь Романовы снова увидели российский Крым

Екатерина Петухова
Князь Дмитрий Романов во время посещения Ливадийского дворца-музея
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

На Крымский полуостров впервые после его воссоединения с Россией отправился с визитом потомок Романовых. Старший представитель Российского императорского дома, 89-летний князь Дмитрий Романович, праправнук Николая I вместе с супругой Феодорой приехали в Крым на четыре дня. В республике и городе федерального значения Севастополе для гостей подготовили насыщенную программу. Несмотря на почтенный возраст, член царской семьи решил посмотреть как можно больше объектов, связанных с историей династии и не только. «Лента.ру» собрала самые интересные подробности пребывания Романова в Крыму, а также задала ему несколько вопросов.

Как только князь ступил на крымскую землю, все встречавшие заметили, что он сразу же сделался совершенно счастливым. Впрочем, Дмитрий Романович скоро и сам это подтвердил, сказав, что вовсе не чувствует себя в Крыму туристом: «Здесь я как дома». Всего полчаса на полуострове, и высокий гость сделал громкое заявление: с удовольствием переехал бы жить в Крым. Конечно, при условии, что согласится супруга. К слову, княгиня Феодора Алексеевна (Доррит, происходит из старинного датского графского рода — прим. «Ленты.ру») тут же призналась, что поездка в места, которые тесно связаны с семьей ее мужа, для нее также имеет большое значение. Вопрос о возможном переезде в Крым на постоянное место жительства чета, видимо, обсудит позже, в камерной обстановке.

То, что представитель императорского дома поддерживает воссоединение Крыма с Россией, было, в общем-то, понятно без слов. «Самое главное, что Крым теперь может двигаться вперед. Это точка, чтобы двигаться вперед не только в экономике, но и в туризме и многом другом», — оценил он ситуацию. Однако без сантиментов не обошлось. «Очень трудно говорить о тех эмоциях, которые я сейчас испытываю, но очень приятно, что Крым снова стал русским. Как приятно видеть улыбки. Вам приятно и мне приятно. А что говорят в мире, меня не интересует», — обратился Дмитрий Романович к собравшимся в аэропорту для встречи членам правительства Крыма и журналистам. «С самого начала своего визита при общении князь постоянно подчеркивает значимость того, что Республика Крым теперь находится в составе Российской Федерации. Следовательно, мы находимся на верном пути», — сделал алаверды крымский вице-премьер Дмитрий Полонский.

Из Симферополя Романовы отправились на Южный берег Крыма, в Ялту. Именно там находятся дворцы, принадлежавшие царской династии. В первый день гости посетили Ливадийский дворец, летнюю резиденцию последнего российского императора Николая II. Дмитрий Романович возложил цветы к памятнику предка, появившемуся в ансамбле весной этого года по инициативе крымского прокурора Натальи Поклонской, известной своим трепетным отношением к истории Дома Романовых. В среду, 26 августа, супруги поехали в имение «Дюльбер» в Кореизе. Это место имеет совершенно особое значение для князя: дворец построил его родной дед, великий князь Петр Николаевич, генерал-инспектор Инженерных войск России. Здесь прошли юные годы отца Дмитрия Романовича, князя Романа Петровича, крестника Николая II. «Мой отец, оказавшись в эмиграции, всегда вспоминал Дюльбер. Для меня этот дом — живая история нашей семьи», — еще до поездки в Крым рассказывал журналистам глава Дома.

Дворец, строившийся с 1895 по 1897 год, был спроектирован в мавританском стиле по эскизам, сделанным Петром Николаевичем во время путешествий в страны Ближнего Востока и Магриба. Архитектором и руководителем строительства был ялтинский городской архитектор Николай Краснов, который впоследствии стал автором проектов Ливадийского и Юсуповского дворцов. Резиденция «Дюльбер» была оборудована как крепость, что позволило великим князьям Александру Михайловичу, Николаю Николаевичу, Петру Николаевичу и императрице Марии Федоровне вместе с их семьями в постреволюционные годы «пересидеть» атаки анархистов и эмигрировать в 1919 году в Европу на британском крейсере «Мальборо». Сегодня дворец является достопримечательностью Южного берега Крыма и Большой Ялты, на территории имения располагается одноименный санаторий. Однако в июне этого года крымские власти решили выставить резиденцию семьи Романовых на продажу, о чем князь Дмитрий Романович с сожалением узнал, уже будучи в Крыму, от журналистов.

В завершение программы супруги посетили Севастополь. Если в Крыму старший в роду Романовых бывал и раньше, то в город русской славы это был его первый визит. Знакомство с городом начали с музея-панорамы, посвященного первой героической обороне Севастополя в Крымскую войну. «Это феноменально! Я не ожидал такого увидеть», — восхищался гость при виде знаменитого полотна Рубо. После княжескую чету, разумеется, отвезли на Графскую пристань, откуда катером доставили на один из кораблей Черноморского флота — еще одна запланированная экскурсия.

На протяжении всего визита к Дмитрию Романовичу было приковано внимание журналистов — как федеральных, так и местных. Камеры сопровождали титулованных особ повсюду. «Ленте.ру» удалось задать князю несколько личных вопросов.

«Лента.ру»: Санаторий «Дюльбер», на территории которого находится дворец вашего деда, власти Крыма сочли убыточным и решили выставить на продажу. Может, кто-то из Романовых желает его приобрести?

Дмитрий Романов: Я не могу его приобрести. Но было бы неплохо, если бы его приобрел кто-то из семьи Романовых, а ее члены сегодня живут по всему миру. Если бы у меня была возможность, я бы это сделал. Но самый важный для меня момент не дворцы, а то, что Крым стал русским. Теперь он может поднимать свою экономику. Почему американцы, или французы, или немцы должны вам указывать, что делать? Это только ваше дело. Потому что вы живете в России.

А вы не боитесь, что в Дании вас упрекнут за поездку на Крымский полуостров, который в Европе считают «незаконно оккупированной» территорией? Не испортит ли этот визит ваших отношений с королевой?

Датская королева никогда не спрашивает о том, что я лично думаю о политике в России. Не принято. Ведь это не республика, это королевство. И потом, к счастью, я никогда не путался в политике. Почему? Потому что я жил в Италии, во Франции, в Египте — по всему миру. Несколько месяцев назад я видел Владимира Владимировича в Санкт-Петербурге и сказал ему, что согласен с выбором крымского народа.

В нашей стране до сих пор есть сторонники монархии. Насколько известно, вы являетесь противником восстановления этой формы правления в России?

Я не против монархии. Я за то, когда действует монархия, как в Дании: при этом строе страна успешно развивается и политически, и экономически. Но для России монархия закончилась. Даже 20 лет назад говорить об этом было нелогично, зачем же говорить об этом сегодня?

На ваш взгляд, как в дальнейшем будут развиваться взаимоотношения России и Европы?

Каждая страна проводит свою политику. Однако я считаю, что мало-помалу вся Европа будет вместе. Как было когда-то, когда Россия всегда защищала Европу от тех, кто был опасен. Я надеюсь, что мы снова будем сотрудничать.

< Назад в рубрику