В Европу впервые прибыли истребители ВВС США F-22A Raptor. Самые совершенные американские боевые самолеты размещены на авиабазе Шпангдалем в Западной Германии и должны, по замыслу руководства американского военного ведомства, успокоить страны НАТО по поводу предполагаемой российской военной агрессии.
«Военная деятельность России на Украине продолжает вызывать большую озабоченность у нас и наших европейских союзников», — заявила министр ВВС США Дебора Ли Джеймс на пресс-конференции в Пентагоне 24 августа 2015 года, объясняя причины переброски F-22A в Европу. Самолеты перебрасываются в рамках американской «Инициативы по обеспечению европейской безопасности», и призваны «поддержать союзников по НАТО и продемонстрировать нашу приверженность безопасности и стабильности в Европе».
Комментарии к этому событию как правило очень быстро сводятся к обсуждению боевых возможностей F-22A, однако сам по себе факт переброски новейшей техники ВВС США в Европу как средства моральной поддержки союзников имеет прецедент в послевоенной истории.
Первым таким прецедентом стало появление в Западной Европе американских реактивных истребителей F-80 «Шутинг Стар» в июле 1948 года, когда на баварскую авиабазу Фюрстенфельдбрюк была переброшена из США 36-я истребительная авиагруппа с 75 новейшими на тот момент машинами. Переброска в Европу дополнительных частей ВВС США стала одним из последствий Берлинского кризиса 1948-49 годов, фактически — одного из первых серьезных инцидентов Холодной войны.
Эта переброска, объемы которой были достаточно скромными — 75 истребителей в масштабах ВВС тех времен были, в общем, сравнимы с современным звеном из четырех самолетов, тем не менее, имела важное психологическое значение. До того момента основными истребителями ВВС США в Европе оставались поршневые P-51 «Мустанг», и появление в Германии реактивных истребителей оказало, по мнению американских исследователей, важное психологическое воздействие.
Сегодняшняя ситуация с переброской F-22 фактически является идеальным эхом событий 67-летней давности: о психологическом значении переброски новых истребителей говорят открыто и сразу. И точно также, как и в 1948 году, этот шаг стал не первым в усилении ВВС США в Европе: в 2014 году обострение отношений между Россией и НАТО на фоне украинских событий повлекло за собой переброску дополнительных истребителей F-16 и возвращение штурмовиков А-10, незадолго до того выведенных в США, а на заре Холодной войны ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой повлекло за собой появление в Европе тяжелых бомбардировщиков B-29.
Шесть B-29 43 бомбардировочного крыла стратегического авиационного командования с авиабазы Дэвис-Монтан в штате Аризона были переброшены в Великобританию, на авиабазу Королевских ВВС Бартонвуд. Эти самолеты начали регулярно совершать полеты на разные аэродромы Германии, как было объявлено официально, в тренировочных целях. Вскоре после, B-29 появились на базах во Франции, Турции и Греции, и начали регулярно летать вблизи воздушных границ СССР и Болгарии, демонстрируя американское присутствие в европейском небе. В мае 1947 года стратегическое авиационное командование начало процесс размещения B-29 на германских авиабазах Фюрстенфельдбрюк и Гибельштадт на постоянной основе по принципу ротации — на смену отдежурившим свое из США прибывали новые эскадрильи бомбардировщиков. Кроме того, стратеги обосновались в Великобритании — на базах Мархэм, Уоддингтон, Скэмптон и Лейкенхит.
Если продолжать аналогии с сегодняшним днем далее, то вскоре следует ожидать перевода присутствия дополнительных сил ВВС США в Европе на постоянную основу и их дальнейшего увеличения. Какую роль в этом сыграют F-22А пока сказать сложно, но с наибольшей вероятностью без них не обойдется: о том, что имеющиеся на вооружении ВВС США и стран ЕС истребители четвертого поколения уступают строящимся для ВВС России Су-35 и новейшим версиям Су-30, и в самих США, и у их союзников говорили слишком часто.
Переброска F-22 с формулировкой о «демонстрации приверженности стабильности» говорит скорее о бедности имеющихся у США инструментов реагирования на новую политическую обстановку, сложившуюся в Европе в результате украинского кризиса. Главным отличием ситуации 2014-15 года от 1946-48 все же является отсутствие противостояния на идеологическом уровне: Советского Союза, стремившегося к глобальному расширению своего влияния больше нет. По сути речь идет, таким образом, о силовом подкреплении западной позиции в конфликте на границах России, при этом Москве сразу приписываются далекоидущие агрессивные намерения, вплоть до оккупации стран Балтии и других восточноевропейских территорий.
На вопрос о том, зачем Москве подобные наполеоновские устремления, ответа никто не дает: очевидно, что Главный Враг демократии по определению должен стремиться к завоевательным походам в глобальном масштабе, независимо от цвета своих знамен и принципов государственного устройства.
Последствия же подобных шагов в новых условиях могут быть достаточно забавны: несмотря на многочисленные разговоры об инициированной Москвой новой гонке вооружений, действующая российская госпрограмма вооружений не ставит целью получения военного превосходства над НАТО, и в этих условиях противостояние может превратиться в выламывание открытой двери. Независимо от того, будет ли численное превосходство ВВС НАТО над ВВС России выражаться показателем 3:1 или 10:1, возможная война с Альянсом, с точки зрения российской военной доктрины, является критической угрозой для существования страны, оправдывающей применение ядерного оружия.
В этих условиях усиление ВВС США в Европе, призванное, в теории, обеспечить безопасность на случай гипотетической российской агрессии, скорее повлияет на эту безопасность отрицательно: военное столкновение с НАТО в российские планы не входит, но в условиях наращивания военного присутствия вдоль границ его вероятность возрастает. Само же по себе поддержание присутствия ВВС США в восточной Европе обойдется достаточно дорого: одной из главных целей перебросок американских самолетов на аэродромы той же Польши, куда уже прибыли два из четырех отправленных в Европу F-22, а также приземлялись и F-16 и штурмовики А-10, является проверка состояния военной инфраструктуры, в основном унаследованной от Варшавского договора. Переоборудование аэродромов, особенно для постоянного базирования американских машин, потребует отнюдь не рядовых затрат, при этом объявленный еще несколько лет назад Бараком Обамой секвестр военного бюджета в США никто не отменял.
Итогом вместо повышения безопасности становится рост угрозы ядерной войны, причем в нагрузку к ней идут расходы на усиление военного присутствия США на европейской территории. Наверное, такое поведение тоже может быть оправданным — если у кого-то слишком много денег.