Современная социальная инфраструктура небольших городов зачастую не отвечает требованиям времени, интересам жителей и потребностям динамично развивающихся отраслей промышленности. С такой проблемой, в частности, столкнулась и нефтяная отрасль. Решить ее можно с помощью программ корпоративных инвестиций в развитие малых городов. Инвестиции помогут создать городскую инфраструктуру, предоставляющую все условия для качественной и разносторонней жизни горожан, их отдыха и развития детей. Пример такой модели развития — корпоративная программа социальных инвестиций «Газпром нефти» «Родные города».
Программа объединяет все социальные инициативы и проекты группы компаний «Газпром нефть», реализуемые в 23 регионах. Это проекты и развития городской среды, и создания инфраструктуры для детского и массового спорта, а также инициативы в сфере образования, здравоохранения и культуры.
В приоритетах программы «Родные города» — развитие социального потенциала регионов через повышение качества городской среды, доступности социальных, культурных, спортивных и образовательных сервисов. С 2015 года реализуется сразу несколько таких проектов.
Один из наиболее интересных и ярких проектов — фестиваль уличного искусства «Стенограффия». Это ежегодное событие стрит-арта, объединяющее ведущих российских и зарубежных художников, проходит в Екатеринбурге, Оренбурге, Югре и на Ямале.
Впервые фестиваль «Стенограффия» состоялся в 2010 году в Екатеринбурге по инициативе агентства StreetArt. Сейчас это один из самых масштабных стрит-арт проектов России. Уже созданы сотни стрит-арт объектов, получившие широкую известность в России и за рубежом и вошедшие в ведущие международные рейтинги и каталоги уличного искусства. Кроме российских художников, в фестивале в разные годы принимали участие мастера из стран СНГ, Германии, Швейцарии, Франции и Испании. Мировую известность «Стенограффия» приобрела благодаря участию в Google Art Project и общих социальных проектах с командами граффити-художников из Германии и России.
На этот раз фестиваль «Стенограффия-2015» посвящен Году литературы в России и предполагает графическое воплощение на поверхностях городского пространства сюжетов классической и современной русской литературы. Среди участников — художники из России, Италии и Украины.
В 2015 году при поддержке «Газпром нефти» фестиваль получил возможность выйти на межрегиональный уровень, увеличить число творческих номинаций конкурсного этапа и существенно расширить круг участников.
Фестиваль «Стенограффия» проходит в течение всего года, но самые интересные события традиционно запланированы на летние месяцы, когда сотни граффитчиков и художников стрит-арта из разных уголков России и других стран разрисовывают (конечно же, с позволения городских администраций) стены домов, предприятий, гаражей, заборы, будки, покрывая серые квадратные метры бетона яркой и загадочной росписью. Тут же авторитетные в субкультуре граффити художники проводят творческие сессии и мастер-классы для всех желающих, а по итогам «Стенограффии» издается альбом лучших работ и снимается фильм.
Арт-объекты можно увидеть в самых неожиданных местах городского пространства, а для тех, кто интересуется современным искусством, прокладывают пешеходные маршруты, позволяющие увидеть и самостоятельно оценить большинство стрит-арт объектов. Некоторые работы уже успели попасть в списки местных достопримечательностей. В географию фестиваля этого года включены Екатеринбург, Оренбург, Ноябрьск, Муравленко, Ханты-Мансийск, а также поселок Новый Порт и Мыс Каменный на Ямале.
«Стрит-арт по праву считается одним из наиболее ярких и демократичных видов современного искусства, привлекающим внимание максимально широкой аудитории. В силу своей локализации уличное искусство обладает уникальной способностью создавать многомерное культурное пространство, качественно трансформируя и развивая креативный потенциал городской среды», — говорит член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль. По его словам, именно эта особенность стрит-арта побудила компанию поддержать одно из самых заметных ежегодных событий уличного искусства в России.
Для системного изменения городской среды «Газпром нефть» привлекает не только художников, но и просто местных жителей и различные российские и международные фонды и институты. Так, в июле 2015 года в Омске, в проектной лаборатории «Город своими руками», организованной Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (Москва) при поддержке Омского НПЗ в рамках программы социальных инвестиций «Родные города», местные жители приняли участие в двух исследованиях, посвященных изучению городских пространств. Воркшоп «Потенциалы общественных пространств Омска», которым руководил архитектор Ефим Фрейдин, помог изучить пять выбранных ранее городских территорий и понять проблематику будущих проектов.
Исследования показали, что одна из проблем Омска — отсутствие общегородских героев и символов, способных объединять жителей. Кроме того, было выявлено, что сложился ряд устойчивых негативных характеристик-клише, связанных как с самим городом (пыльный, без достопримечательностей), так и с основными чертами омского характера (омичи хмурые и недоверчивые, инертные и неактивные). В ходе обсуждения было принято решение развивать проекты, конструирующие новую мифологию города, которая поможет преодолеть негативные стереотипы и будет содействовать развитию локального патриотизма жителей.
В Муравленко и Ноябрьске в июне 2015 года команда центра Calvert Forum проанализировала потенциал развития креативной среды сибирских городов. Провели серию экспертных интервью, определили востребованность и состояние творческой сферы Ноябрьска и Муравленко и выработали рекомендации по развитию креативных начинаний и созданию условий для раскрытия творческого потенциала местных жителей.
Нынешнее изучение креативной среды сибирских городов продолжает исследования 2014 года. Тогда эксперты Calvert Forum рассмотрели успешные практики развития креативной индустрий таких крупных городов, как Санкт-Петербург, Воронеж, Москва, Берлин и Лондон, чей опыт, по заключению исследователей, может быть адаптирован и к удаленным российским территориям. Муравленко и Ноябрьск стали четвертым и пятым городами, изученными в 2015 году. Презентация выводов о возможностях применения собранного опыта и перспективах развития креативной среды в сибирских городах состоится 19 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге на Международной конференции «Социальное предпринимательство и творческие индустрии».
А сейчас жители Санкт-Петербурга могут предложить собственную идею для решения актуальных проблем городской среды. В августе 2015 года в преддверии запуска образовательного конкурса социально ориентированных проектов Calvert Cup 2015, организованного исследовательским центром Calvert Forum при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть», в городе появились почтовые боксы для сбора мнений жителей об актуальных проблемах города и способах их решения. Из высказанных идей составят рейтинг проблем городского пространства Северной столицы, а наиболее значимые из них послужат основой конкурсных заданий для команд, участвующих в проекте.
Точки по сбору идей размещаются с 1 августа по 15 сентября 2015 года на базе креативных пространств Санкт-Петербурга. С 4 октября 2015 года 15 участников проекта Calvert Cup, прошедших креативный отбор и собеседование с экспертами исследовательского центра Calvert Forum, объединятся в пять команд и приступят к работе с выявленными актуальными проблемами Санкт-Петербурга. Под руководством менторов команды займутся социальным проектированием. Сбор заявок на участие в конкурсе начался 15 августа.