По статистике Минобрнауки, в сентябре 14 миллионов детей должны пойти в школы. В том числе 1,6 миллиона — в первый класс. Однако активисты движения за домашнее обучение говорят, что значительная часть ребят только числятся в образовательных учреждениях, а на самом деле обучаются дома. Еще три-четыре года назад «хоумскулеров» было немного, а сегодня в связи с массовым укрупнением учебных заведений появилась четкая тенденция отказа от услуг государственных школ. По подсчетам проекта «Альтернативное образование», в одной лишь Москве за последние годы образовалось от 20 до 35 родительских объединений, которые учат детей самостоятельно. «Лента.ру» записала монологи мам и пап, выпавших из Системы.
Алексей Семенычев, автор книги «Я в школу не хожу!»
Меня часто спрашивают: почему забрал дочь из школы? С дочерью решение как-то само собой назрело. Вероника пахала целыми днями. В восемь уходила из дома, в 16 часов — возвращалась. А с 17 часов у нее шли репетиторы, домашние задания. К вечеру это был просто невменяемый человек, который падал на кровать и тупо спал. Даже в выходные ни на что другое, кроме восстановления, ее просто не хватало. А отдачи от всего этого, на мой взгляд, было ноль. Зато после ухода из школы у дочери сразу появилось множество интересов: артстудия, зоология в зоопарке, гитара. Она ходит в какие-то походы и просто реально расслабилась.
Когда знакомые узнают, что дочь не пошла учиться дальше, охают: «Катастрофа! У тебя два высших, а у дочери — неполное среднее!» Но я вижу, что ей этого не надо. У нее другой круг интересов. Сейчас изучает английский и японский языки, осваивает гитару, рисует, и что-то еще осенью будет. То есть человек без дела не сидит. Зачем ей тратить еще два года жизни на неинтересные для нее математику и физику? Если захочет — ЕГЭ потом можно и так сдать. Я считаю, что главная задача родителей — погрузить ребенка в интересную атмосферу, создать ему поле вокруг. Если оно правильно засеяно, всходы будут. Корочка, несомненно, имеет значение. Но это смотря куда ты собираешься идти работать и чем заниматься. Если на госслужбу — наверное, пригодится. Если хочешь организовать свой бизнес — никакой диплом тебе в этом не поможет. Если ты идешь рисовать куда-то — с тебя спросят не аттестат, а картины.
Когда мы три года назад с дочерью выбрали домашнее обучение, очень мало было вокруг таких же семей. В основном уходили из-за плохих оценок, по болезни или если дети плохо адаптировались в социуме. Сейчас же среди нас много вполне успешных детей. «Новенькие» перенимают опыт у «старичков». Первый вопрос, который всех волнует: родители сами в роли учителей выступают или нанимают репетиторов? По-разному. Зависит и от возраста детей, и от уровня образования самих мам и пап. Я, допустим, гуманитарий. Поэтому всякие школьные общечеловеческие дисциплины для меня особого труда не представляют. Если что-то забыл — могу повторить или найду в интернете. А вот по химии-физике, математике и английскому у нас и в школе, и на домашнем обучении были репетиторы.
Другой популярный вопрос — как строится рабочий день «хоумскулеров». Вдруг ребенок, почувствовав свободу, вовсе не захочет учиться? Первое время мы с дочерью писали ежедневные планы, ориентированные на школьную программу: завтра изучаем вот эти параграфы, смотрим такие-то обучающие ролики, читаем следующие книги, идем туда-то. И строго выполняли намеченное. Усвоил или не усвоил человек материал — проверяется через тесты, контрольные работы. Все пособия продаются в магазинах или скачиваются в интернете.
Официально дочь была приписана к госшколе, сын сейчас — тоже. Форма обучения — семейная. Закон об образовании это позволяет. В Москве и Петербурге администрация школ обычно палки в колеса родителям не вставляет, если те желают учить детей дома. А вот в регионах, как я знаю, у многих проблемы. Обычно дети проходят аттестацию два раза в год, то есть сдают экзамены по всем предметам. Для ребенка это, конечно, стресс. Не нужно думать, что это халява. Но этот стресс несравним с тем, что мы получали ежедневно в школе.
Есть страшная тайна, которую я стараюсь не открывать детям. На самом деле дома приходится учиться больше, чем в школе. Рабочий день у дочери начинался в 11 часов, а заканчивался в 18 часов вечера. То есть в среднем она трудилась по семь часов в день с перерывом между занятиями в 10-15 минут. Объем прочитанных книг, просмотренного учебного материала — больше. Но она не чувствовала усталости, потому что не было прессинга, никто не мотал нервы.
Светлана Марзеева, соавтор проекта «Альтернативное образование»
Я далеко не фанат семейного образования. Точно так же, как большинство родителей, я вообще не представляла, что жизнь без школы возможна. У дочери была лучшая в районе школа, молодая креативная учительница, программа с модной у мамочек математикой по Петерсон. Однако проходили дни и месяцы, а никаких результатов обучения заметно не было. Дочь приносила из школы не знания, а бесконечные вирусы и бактерии. Учиться ей было очень скучно. Чтобы сохранить мотивацию к обучению, я перестала водить ее на некоторые (чаще всего первые) уроки, на английский, на физкультуру и попыталась игнорировать часть бессмысленной домашней работы. Это вызвало сопротивление учительницы, перед которой я почему-то должна была оправдываться в своих действиях, хотя именно благодаря им мой ребенок стал более мотивированным и дисциплинированным.
До школы она легко считала в пределах сотни, а в первом классе они почти весь год толклись на первом десятке. В списках по скорости чтения ее фамилия всегда была первой. Многократное же повторение, рассчитанное на отстающих, ее расхолаживало и заставляло скучать. А еще домашняя работа, которая лишала прогулок и кружков! Особенно тяжело ей было весь урок сидеть неподвижно.
Но самым большим разочарованием стала для меня частная школа, куда дочь перешла в середине первого класса. Там мы получили все то же самое: ненужные правила; утомительное сидение за партами; неуемное желание педагогов воспитывать, причем не только детей (хотя и это для меня неприемлемо), но и родителей; неэффективные и безнадежно устаревшие методики обучения. И все это за немаленькие деньги! Так что к середине второго класса назрел второй переход.
В один прекрасный день наши дети в школу не пошли. Мамы-единомышленники, педагоги из близлежащих госшкол и садика объединились и создали свою маленькую школу из шести второклашек. Организатор школы Елена Свитова взяла идеи и принципы таких педагогов как Шалва Амонашвили, Селестен Френе, Мария Монтессори. С тех пор у наших детей больше не было уроков, формы, портфелей, оценок, домашних заданий, «дисциплины» в школьном понимании этого слова. Помню, в первый день мы спросили у детей по привычке: «Какие уроки были?». Они ответили: «Уроков не было». — «А чем занимались?» — «Играли». Они играли — и изучали площадь и периметр, узнавали про имя существительное — и играли. Оказалось, что познавать, допустим, окружающий мир — это интересно, а заучивать приметы зимы — скучно. И что, например, вид и форму снежинки гораздо веселее рассматривать на ладошке, чем на странице учебника. И вообще, любой увлекательный процесс — это игра.
Сейчас мы в пятом классе. С формой занятий все время экспериментируем. В качестве примера расскажу, как мы однажды устроили вечеринку и пригласили родителей. Чем будем угощать? Давайте сделаем вареники. Но сначала же надо рассчитать, сколько у нас будет народу и сколько что стоит. Не сколько в магазине они готовые стоят, а ингредиенты: мука, соль, яйца, начинка. Надо рецепт написать, красиво это все оформить. Пошли в магазин за мукой — выяснили, какие бывают сорта, откуда приехала мука, сделали несколько вариантов бюджета. Написали на доске и в тетрадках сам процесс приготовления. Взвесили картошку, сначала грязную, потом мытую, потом без кожуры, потом взвесили картошку вареную — посмотрели, сколько ушло. Заодно выяснилось, что есть крахмал в картошке, проверили, что он есть, капнули на нее йодом. Раскатали тесто, выяснили периметр этого теста, потому что мы все-таки люди ученые, не можем как простые домохозяйки раскатать, выяснили, сколько там миллиметров, потому что это тоже надо. Выяснили, откуда вареники родом, что это блюдо китайское, а не русское национальное, возмутились по этому поводу. Это простая тема, а бывают и более сложные темы.
Мы сдаем аттестации в госшколе. Раньше очень этого боялись. Теперь — нет. Специально не готовимся. Достаточно тех занятий, что есть у нас в семейной школе. У дочери по русскому четверка, но, на мой взгляд, она знает русский прекрасно для пятого класса. И по математике четверка — при весьма глубоких, на мой взгляд, знаниях. Остальные пятерки. Хотя для нас это не столь важно, скорее это важно для окружающих.
Елена Липгарт, организатор клуба поддержки семейного образования
У меня четверо детей: двое дошкольников, старшие учатся в началке — закончили второй и четвертый классы. В обычную государственную школу они никогда не ходили. Просто я вовремя узнала, что можно этого не делать. Выбрали дистанционное обучение. Сдаем аттестацию виртуально, не выходя из дома. Очные экзамены — только в 9-м и 11-м классах. А промежуточные можно так. Мы сейчас прикреплены к дистанционной школе в Новосибирске. Из всех имевшихся вариантов нам показалось, что там самые приемлемые условия. У каждого ученика есть свой личный кабинет на сайте, там — тренировочные материалы. Когда сдаешь экзамен, нажимаешь на специальную кнопочку. Включается веб-камера, которая записывает, как ребенок делает контрольную. Это чтобы исключить моменты подсказок или списывания.
Мы в семье сами справляемся со школьной программой и с требованиями аттестации. Репетиторов нет. При этом у детей много занятий вне дома: балет, рисование, лошади, экскурсии, походы, разные интересные мероприятия, встречи с людьми, концерты. Мы не придерживаемся жесткой школьной модели расписания уроков. Мне кажется, в домашних условиях это не вполне комфортно. У нас есть некая структура дня, заданная программой извне. Это не значит, что мы что хотим, то и делаем. Обычно в первой половине дня — уроки. Я могу в чем-то помочь детям, активно пользуемся дистанционными интернет-ресурсами: обучающими программами, видеороликами и т.д.
У родственников поначалу были какие-то сомнения. Но важно то, что я сама была уверена в своих действиях. Это и передалось. К сожалению, в обществе по поводу семейного образования очень много стереотипов. Люди предполагают, что если ребенок не ходит в школу, то он заперт в четырех стенах. Это не так. Что касается социализации — у нас сложилось некое сообщество семей, практикующих домашнее обучение. Это такие семейные клубы в Москве и Подмосковье. Есть два уровня: общие большие встречи, которые рассчитаны на участие родителей, и встречи отдельных групп, объединенных по территориальному признаку. Они собираются в основном в библиотеках, туда приходят с детьми. Вместе мы занимаемся разными интересными вещами: ставим опыты, играем в настольные обучающие игры. С одной стороны, это возможность общения, с другой — некий образовательный потенциал. К тому же часто среди родителей встречаются интересные люди, которые могут рассказать о своей профессии или организовать какой-нибудь мастер-класс. Семьям это тоже полезно: они видят, что не одиноки в своих идеях, а значит — у них все нормально.