Россия
13:30, 2 сентября 2015

За веру и верность Россия отмечает День гвардии

Тимофей Шевяков
Рота почетного караула перед началом дворцового парада в Галерее 1812 года Зимнего дворца на праздновании Дня российской гвардии
Фото: Юрий Белинский / ТАСС

15 лет назад Владимир Путин подписал указ о праздновании Дня российской гвардии — 2 сентября. Дата эта в армии пока не прижилась, хотя, в отличие от многих других памятных военных дней, не грешит ошибками при конвертации юлианского календаря в григорианский.

К какому именно историческому событию отсылает нас этот праздник, скажет разве что специалист по военной истории России. Внесем ясность. Вплоть до конца XVIII века и краткой эпохи правления Павла I к подразделениям как гвардии, так и армии, относились сугубо прагматично — расформировывали и переформировывали по мере необходимости, не взирая на заслуги. Еще в екатерининскую эпоху прекратил существование один из старейших полков — Лефортовский. Ни о каких памятных датах тогда, разумеется, не было и речи.

Хотя у двух старейших гвардейских полков — Преображенского и Семеновского — такая дата имелась. 19 ноября (по старому стилю) 1700 года оба полка получили боевое крещение под Нарвой. Русская армия потерпела поражение, лишилась знамен, многие солдат и офицеры попали в плен. Тем не менее день этот запомнился, и дата была выбита на офицерских нагрудных знаках. То есть именно 19 ноября считался днем рождения гвардии. Общим для Гвардейского корпуса праздником в Российской империи было Преображение Господне (19 августа по старому стилю) — престольный праздник первого полка русской гвардии.

Дата же 22 августа (2 сентября по новому стилю) возникла при составлении хроник русской армии в царствование Николая I. В этот день в 1700 году, согласно историческим изысканиям, русская армия двинулась к Нарве, и преображенцы с семеновцами впервые в официальных бумагах были названы «лейб-гвардией». То есть 22 августа (2 сентября) — это день первого документального упоминания российской гвардии. После смерти Петра Великого гвардия целый век не выходила на поля сражений, играя роль движущей силы многочисленных дворцовых переворотов «галантного века». Павел I, серьезно «зачистивший» армию от титулованных интриганов и пополнивший ее безродными офицерами своего «потешного» Гатчинского войска, заложил основу той русской гвардии, которая стала легендой на полях сражений 1805-1814 годов.

В 1700 году гвардия состояла из двух полков пехоты. К началу Отечественной войны 1812 года было уже шесть полков пехоты, шесть полков кавалерии, батальон моряков, а также имелись артиллерия, гарнизон и инвалиды. После наполеоновских войн добавилась «суконная гвардия» — армейские части, получившие статус «телохранителей императора» за боевые заслуги. Новые гвардейские части формировались вплоть до Первой мировой войны. К моменту ликвидации «старой» армии русская гвардия представляла собой внушительную силу: 17 полков пехоты, 12 полков кавалерии, инженерный и железнодорожный полки, гвардейский флотский экипаж, пять артиллерийских бригад и множество вспомогательных частей, включая авиацию.

Революцию гвардейцы восприняли по-разному. Заметим, что в ходе войны гвардейские полки понесли колоссальные потери, и к 1917 году по нескольку раз сменили личный состав. По сути, от старых кадров, помнящих традиции, мало что оставалось, а для новобранцев полк уже не был семьей со славной историей. Весной 1918 года старая императорская гвардия была официально упразднена. Некоторые полки служили новой власти, но недолго. Так, лейб-гвардии Семеновский полк стал 3-м Петроградским полком имени Урицкого (весной 1919 года перешел на сторону белых), а лейб-гвардии Конный — 1-м конным полком РККА (весной 1919 разоружен). Рота Дворцовых гренадер, сформированная еще в 1827 году из ветеранов — георгиевских кавалеров, охраняла Зимний дворец в Петрограде и Кремлевский дворец в Москве. В 1918 году ее зачислили в РККА и ликвидировали в феврале 1921-го года по вполне объективной причине — большая часть ветеранов была уже глубокими стариками, совершенно не способными к службе.

Что касается белых армий, то на юге из гвардейцев сформировали батальоны и полки, в 1919 году объединенные в Сводно-гвардейскую пехотную дивизию и кавалерийский полк. После обороны Перекопа и эвакуации из Крыма остатки дивизии переформировали в Гвардейский отряд численностью более 500 человек, распущенный лишь в начале 1930-х годов. Примерно тогда же были окончательно уничтожены кадры гвардейских полков, оставшиеся в Советской России. В ходе дела «Весна» 1931 года в Ленинграде были «обнаружены» полковые группы из бывших офицеров гвардии. Превратившиеся в совслужащих, они совершенно не предполагали, что бережно хранимая ими традиция полковых посиделок может быть воспринята новой властью как контрреволюционная подрывная деятельность. И поплатились за это жизнью. В эмиграции эти традиции сохранялись до середины 70-х самими стариками-гвардейцами, а позднее уже их детьми.

Почти через три месяца после начала Великой Отечественной войны, 18 сентября 1941 года, по решению Ставки Верховного Главнокомандования четыре стрелковые дивизии — 100-я, 127-я, 153-я и 161-я за боевые подвиги были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские соответственно. Многие эмигранты, кстати, приветствовали создание советской гвардии. Для бывших императорских гвардейцев сам факт снятия табу со слова «гвардия» был знаком поворота (пусть и чисто внешнего) советской власти к прежним, дореволюционным традициям. Чуть ранее, напомним, были возращены генеральские звания (в 1940 году), а позднее — погоны «старого» образца в 1943 году и парадная форма в 1945-м.

К концу Великой Отечественной войны советская гвардия насчитывала 11 общевойсковых и 6 танковых армий, 215 дивизий, 40 стрелковых, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов, 18 кораблей, 16 подводных лодок, две дивизии морской авиации и множество других соединений и подразделений. В 1950-60-х годах многие соединения были сокращены, объединены или расформированы, но титул «гвардейский» продолжал передаваться по наследству. После распада СССР советская гвардия оказалась разделена между Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией (в состав вооруженных сил которой входит знаменитая гвардейская Панфиловская дивизия).

Помимо старой советской гвардии, в новой России 20 марта 1993 года был создан (переформированием Отдельного кремлевского полка) Президентский полк Комендатуры Московского Кремля, получивший впоследствии парадную форму, практически полностью идентичную форме императорской гвардии 1907-1914 годов. В 2002 году в состав полка был включен Кавалерийский почетный эскорт. Формально эта часть не является гвардейской, но носит форму старой русской гвардии.

12 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин заявил о необходимости возрождения Преображенского и Семеновского полков, и уже в апреле 2013-го 154-й отдельный комендантский полк переименовали в Преображенский, а 1-й отдельный стрелковый — в Семеновский. Опять-таки, получив названия первых подразделений русской гвардии, эти полки не стали гвардейскими.

Ну и, наконец, впервые с 1945 года в 25 марта 2015 года «за массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов, и учитывая заслуги в мирное время» почетное наименование «гвардейские» было присвоено трем соединениям и частям ВДВ: 11-й и 83-й отдельным десантно-штурмовым бригадам, а также 38-му отдельному полку связи.

Таким образом, в России сейчас сложилась уникальная ситуация: существуют части и соединения советской гвардии, российской гвардии, Президентский полк, имеющий все внешние признаки гвардии и две части с гвардейскими наименованиями. И 2 сентября для них — объединяющий праздник, напоминающий о долгой и славной истории, полной подвигов на полях сражений за Россию.

< Назад в рубрику