Россия
00:04, 7 сентября 2015

Дональд Дак, да не так Почему прокуратура, суд и Минюст записали диснеевского персонажа в фашисты

Роман Уколов (Заместитель главного редактора)
Кадр: видео Youtube / CartoonsForChildrens

На прошлой неделе суд города Северска Томской области оштрафовал двоих молодых людей на три тысячи рублей каждого за распространение экстремистских материалов. Как сообщает пресс-служба областной прокуратуры, дело было возбуждено после того, как сотрудники местного УФСБ обнаружили на их страницах в соцсети музыкальные композиции праворадикальной группы «ХорСС», а также… одну серию диснеевского мультфильма о приключениях утенка Дональда Дака. «Лента.ру» выясняла, чем так напугала ФСБ, прокуратуру и суд мультяшная утка, и чем еще может пополниться список экстремистских материалов.

Причина, казалось бы, лежит на поверхности: в мультфильме то и дело звучит нацистское приветствие, демонстрируется свастика и портреты Адольфа Гитлера (пусть и карикатурные). Абсурд ситуации состоит в том, что эта серия из приключений Дональда Дака (оригинальное название «Der Fuehrer’s Face» — «Лицо Фюрера») снята студией Уолта Диснея в 1942 году в рамках антигитлеровской пропагандистской кампании. По сюжету утенок Дональд — немец, который работает на оборонном заводе, где нацисты заставляют его трудиться по 24 часа в сутки. Даже в своем домике он вынужден салютовать портретам Гитлера, Муссолини и Хирохито. В конце серии оказывается, что все это Дональду приснилось в кошмарном сне, он обнимает статуэтку Свободы, стоящую у него на столе, и признается, что счастлив быть гражданином США.

В 1942 году этот мультфильм получил награду Киноакадемии в номинации короткометражных анимационных фильмов. Он занимает 22 место в списке 50 величайших анимационных фильмов, составленном в 1994 году историком кино Джерри Беком. По сути это антифашистский мультфильм, яркая антивоенная и антигитлеровская пропаганда — такая же, к примеру, как работы советских карикатуристов Куприянова, Крылова и Соколова, более известных как творческая группа «Кукрыниксы».

Почему прокуроры из Томской области, не вникая в смысл произведения, записали его в экстремистские? Почему суд Северска согласился с доводами прокуратуры? И, наконец, что помешало сотрудникам местного УФСБ просто нажать кнопку play и посмотреть фильм Диснея? Насторожили слова «Der Fuehrer…» в названии? Но уже с первых кадров становится понятно, что это талантливая карикатура на режим гитлеровской Германии. И не зная английского языка, сюжет легко может понять даже ребенок. Но ни один чиновник из заинтересованных ведомств мультфильма не посмотрел.

У томских прокуроров и судей не было такой необходимости. Раз произведение уже находится в списке неблагонадежных — значит, экстремизм. Мультфильм попал в него в 2013 году, после того как студента профтехучилища Станислава Семенова из Петропавловска-Камчатского приговорили к шести месяцам лишения свободы условно по статье 282 УК (возбуждение национальной ненависти). Семенов разместил на своей странице в соцсети несколько роликов с откровенно ксенофобским содержанием. Среди них оказалась и злополучная серия про Дональда Дака. Надо полагать, что сотрудники ФСБ, прокурор и судья руководствовались формальной буквой закона: свастика, Гитлер, «хайль» — экстремизм. В результате «Der Fuehrer’s Face» был включен в Федеральный список экстремистских материалов под пунктом 2030: «Дональд Дак и фашизм (запрещенная серия).avi».

Теперь любой житель России, стоит ему выложить в интернет хотя бы ссылку на этот мультфильм, автоматически становится экстремистом и распространителем экстремистских материалов. Ведь закон «О противодействии экстремистской деятельности» считает таковой деятельностью «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Но если следовать этой логике, то обвинения в экстремизме грозят всем, кто так или иначе использует в своих произведениях образ Гитлера, свастику и прочую нацистскую атрибутику. Получается, что под запрет должны попасть и еще один раритетный мультфильм — «The Ducktators» студии Уорнер Бразерс (1942 год), где Гитлер, Муссолини и Хирохито представлены в утиных образах, да и всеми любимый отечественный фильм «Семнадцать мгновений весны».

Особенно остро проблема нацистской атрибутики и символики встала в этом году, накануне 70-летия Победы. Чтобы как-то разрядить обстановку, Роскомнадзор счел необходимым заявить свою позицию по этому поводу и даже заказал специальное юридико-лингвистическое исследование на кафедре судебных экспертиз Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

В заключении говорится, что при подготовке этой нормы законодатели использовали для связки понятий «пропаганда» и «публичное демонстрирование» соединительный союз «и». То есть, по мнению экспертов, понятия не просто перечисляются, а грамматически соединены между собой. А порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование». Проще говоря, само по себе публичное демонстрирование нацистской символики признается допустимым, если она не используется для популяризации идей нацизма и реабилитации фашизма.

Однако Роскомнадзор — лишь оператор: ведомство отслеживает в сети запрещенные материалы или блокирует определенные страницы по решению суда. К формированию самого списка Роскомнадзор отношения не имеет, как и к возбуждению дел за экстремизм. Как рассказал «Ленте.ру» официальный представитель ведомства Вадим Ампелонский, Роскомнадзор ориентируется на федеральный список экстремистских материалов, но составляет этот список Минюст. Каждый раз после того, как суд признает те или иные материалы экстремистскими, копия этого решения отправляется в Минюст и список пополняется.

Ну, а суд, как известно, руководствуется не официальной позицией Роскомнадзора, а законом. И вполне возможно, что у судей в Северске, Петропавловске-Камчатском или в Москве иное понимание значения союза «и» — отличное от представленного экспертами юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист России, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин уверен, что экспертное мнение отдельных специалистов никак не повлияет на решение судей. «Нормы толкуются, и их толкование зависит от судебной практики, — говорит Пашин. — Если очень хочется истолковать закон определенным образом, именно так он и толкуется. Если толковать правильно, то "и" означает пропаганду, сопровождаемую демонстрацией. Но усердие превозмогает все. Если надо так, а не иначе, то будет именно так».

Рассуждая о том, что помешало законодателям прописать формулировку, не предполагающую двойного толкования, Пашин вспомнил американских юристов, которые говорят, что закон может быть как глупее, так и умнее своих создателей. «В данном случае создатели явно оказались не на высоте», — констатировал юрист.

Председатель Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников работал в Госдуме еще в период принятия антиэкстремистского закона — в 2002 году. Он уверяет, что строчка о пропаганде и демонстрации — это еще не весь закон. По свидетельству Крашенинникова, в нем прописаны нормы, которые позволяют использовать нацистскую символику и в художественных, и в документальных произведениях. К тому же депутат упомянул закон «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации», где такие оговорки тоже присутствуют. Что же касается двусмысленного союза «и», то, по словам Крашенинникова, «теоретически можно было написать и "пропаганда, сопровождаемая демонстрацией", и "демонстрация в целях пропаганды", но сколько лет-то уже прошло…»

Увы, в законе «О противодействии экстремистской деятельности» никаких разрешительных норм не обнаружилось. Что же касается закона о пропаганде фашизма, о котором говорит Крашенинников, то он действительно содержит очень важные нормы. В частности, закон не распространяется на научные, художественные, публицистические и иные произведения, если они не направлены на оправдание и пропаганду фашизма. Есть только одно но: с 1996 года закон так и не принят. Пролежав в думских шкафах восемь лет, законопроект был отклонен 23 апреля 2004 года.

Возможно, депутат спутал его с другим документом — законом 1995 года «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне». Но и там каких-либо оговорок относительно демонстрации нацистской символики не нашлось. Более того, закон весьма категоричен и запрещает использование нацистской символики в любой форме. А в разгар украинских событий 2014 года в него были внесены дополнения, запрещающие «пропаганду либо публичное демонстрирование символики организаций, сотрудничавших с организациями, признанными виновными в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала». Опять же — связь демонстрации и пропаганды особо не оговорена и не закреплена.

Это означает, что, как и прежде, признавать или не признавать материалы экстремистскими остается исключительно решением судьи, прокуратуры и ФСБ. Поэтому следует хорошо подумать, прежде чем выложить в сеть какие-либо материалы с использованием нацистских символов, атрибутики или чего-то похожего. Можно надеяться на здравый смысл, но лучше помнить, что с точки зрения действующего закона между пропагандистским фильмом «Триумф воли» («Triumph des Willens») и советским сериалом «Семнадцать мгновений весны» нет никакой разницы.

< Назад в рубрику