Путешествия
08:50, 10 сентября 2015

В поисках русских Как Испания и Италия пытаются вернуть себе российских туристов

Тимур Юсупов
Фото: Max Rossi / Reuters

На прошлой неделе Ростуризм опубликовал статистические данные по количеству туристических поездок россиян за рубеж в первом полугодии 2015 года. В целом этот показатель снизился на 33 процента по сравнению с тем же периодом 2014 года. Причем по некоторым направлениям падение еще существенней. Например, почти в два раза сократился российский турпоток в Италию и Испанию. «Лента.ру» рассказывает, что эти европейские страны делают, чтобы вернуть российских туристов, и вернутся ли туда наши путешественники в обозримом будущем.

Лидеры и аутсайдеры

Первые два места в списке самых популярных среди россиян туристических направлений в первом полугодии 2015 года ожидаемо заняли страны, славящиеся отдыхом по системе «все включено». В Египте за шесть месяцев отдохнули 1,54 миллиона наших соотечественников, а в Турции — 1,31 миллиона.

Германию, Таиланд, Италию, Испанию, ОАЭ, Грецию, Китай и Кипр в общей сложности посетили около 1,7 миллиона россиян. Причем в некоторые из этих стран отправилось почти в два раза меньше наших соотечественников, чем годом ранее. Так, например, в Италии с января по июнь отдохнули около 234 тысяч туристов из России (против 359 тысяч в первом полугодии 2014 года), а в Испании — 233,5 тысячи (против 410 тысяч годом ранее).

Властям этих стран, а особенно руководству туристических регионов, такая тенденция не нравится, и они пытаются ее переломить. Тем более считается, что русские на побережье Средиземного моря ежедневно тратят в два раза больше денег (порядка 165 евро), чем гости из других стран.

Инициатива на местах

Как сообщает The Guardian, в ближайшее время власти Испании планируют провести в России около 20 пиар-мероприятий. Одно из них — выступление наездников из Королевской Андалузской школы искусства верховой езды на фестивале «Спасская башня», который открылся в минувшие выходные в Москве. Представители приморского региона покажут зрителям конный балет — шоу, соединяющее элементы классической выездки и традиционной верховой езды под аккомпанемент испанской музыки. Для этого в Россию привезут 13 лошадей.

Министр туризма Андалусии Франсиско Хавьер Фернандес говорит, что падение турпотока из России крайне негативно сказалось на регионе. «Мы знаем, что сейчас трудное время, но замечаем определенное улучшение дел у Андалусии, которая обладает определенными преимуществами перед другими регионами страны и хочет сыграть на этом», — рассказывает министр.

Еще один шаг в том же направлении — открытие русскоязычного портала «Туризм в Испании», где рассказывается о достопримечательностях страны и публикуется справочная информация об оформлении документов и получении визы. Кроме того, авторы портала — Испанский институт туризма — постоянно обновляют афишу, из которой, например, можно узнать, что в ближайшее время в Каталонии пройдет выставка картин Дали, Миро, Тапиеса и Пикассо, в Арагоне туристов ждут на крупных соревнованиях по мотогонкам, а в Риохе — на нескольких фестивалях, посвященных началу сезона сбора винограда.

По словам советника по туризму посольства Испании в Москве Луиса Бовеса Мартина, задача его отдела сосредоточена на расширении предложений пляжного продукта как на привычных, так и на неизвестных россиянам побережьях Испании.
Также отдел по туризму тесно сотрудничает с туроператорами и профессионалами туристического сектора. «В течение 2015 года мы проводим широкую рекламную кампанию в российских СМИ. Участие в региональных воркшопах, выставках, рабочих встречах позволяет нам тесно сотрудничать с профессионалами туристического сектора России», — говорит Луис Бовес Мартин.

Кроме того, отдел по туризму устраивает маркетинговые и промо- акции, направленные на конечного потребителя. Например, в социальных сетях для пользователей устраиваются конкурсы.

Если говорить об Италии, то посольство страны в Москве недавно запустило сайт «Твоя Италия» для продвижения малоизвестных туристических маршрутов. «Это касается не только российских путешественников, но и туроператоров, которые, в свою очередь, могут почерпнуть что-то новое и составить свои оригинальные маршруты», — говорится в описании портала.

В последних опубликованных на сайте материалах рассказывается о том, как провести выходные в Альберобелло (город в центре долины Валле-делль-Итрия), что обязательно стоит увидеть в музейном комплексе Ватикана и где попробовать итальянский шоколад, созданный по рецептам ацтеков.

Владелец одного из отелей в Форте-деи-Марми — элитном курорте на тосканском побережье — Сальваторе Мадонна сетует, что в этом году его друзья, владельцы ресторанов и магазинов, заметили существенный спад турпотока из России. «Количество российских гостей у меня такое же, как и в прошлом году, но я легко могу поверить в то, что в остальных заведениях города это не так», — говорит он.

Возможно, популярность гостиницы итальянца среди российских путешественников связана с видеоинструкцией, выложенной на YouTube летом прошлого года. Сальваторе вместе с моделью Людмилой Радченко рассказывает об элементарных правилах приличия, которые россиянам следует соблюдать на курортах страны, и этикете. Например, рекомендует не заказывать капучино перед обедом, не ходить у бассейна в бикини и на каблуках и не спаивать местных жителей. С момента публикации ролик просмотрели уже более 250 тысяч раз.

Если падение турпотока на роскошных курортах типа Форте-деи-Марми, именуемом «Москвой на море» из-за обилия магазинов и ресторанов для русскоязычных туристов, сказалось не столь сильно, то бюджетный сегмент по сравнению с прошлым годом просел основательно.

Например, в Национальном совете по туризму Италии считают, что количество организованных туров упало в два раза. Это связывают со снижением покупательной способности российского среднего класса из-за роста курса евро и ухудшением отношений России с ЕС.

Представители российского туристического сегмента относятся к начинаниям итальянских и испанских властей скорее скептически. «Инициативы наших испанских и итальянских партнеров вряд ли приведут к увеличению турпотока из России. Но они, безусловно, правильны и полезны с точки зрения поддержания интереса туристов к этим странам», — говорит руководитель портала «Рамблер.Путешествия» Алена Корякина.

Чего ждать дальше

Несмотря на опасения местных властей, многие российские туристы по-прежнему сердечно привязаны к Италии и Испании. Например, несколько месяцев назад выяснилось, что 16 процентов отечественных путешественников считают Италию самой гостеприимной в мире страной, такой же показатель у Испании. Обойти их удалось лишь Турции и России.

На днях стало известно, что Италия и Испания пользуются наибольшей популярностью у россиян, решивших провести за границей новогодние праздники.

Согласно данным туристического сервиса OneTwoTrip, летом 2015 года падение на 20-40 процентов показали такие итальянские направления как Рим, Милан, Венеция и Верона, однако Болонью, напротив, посетили на 26 процентов наших соотечественников больше, чем за аналогичный период прошлого года. Похожая ситуация и с Испанией. Так, число российских туристов в Барселоне, Мадриде, Аликанте и Тенерифе упало, а вот в Малагу, наоборот, российский турпоток увеличился — на 22 процента.

Примечательно, что цены на авиабилеты с 2014 года изменились не сильно. Большинство направлений подорожало не более чем на 15-20 процентов, а перелеты в некоторые города и вовсе подешевели. Например, если летом 2014 года перелет Москва — Верона и обратно стоил 15,6 тысяч рублей, то в этом году такой же билет можно было купить за 12 тысяч.

Стоит отметить, что туристы, отказавшиеся от отдыха в Испании и Италии, не отсиживались дома, а вероятнее всего, переориентировались на более бюджетные направления. Например, на Черногорию, куда этим летом отправилось на 65 процентов больше путешественников из России, или в Крым, где турпоток также вырос на 65 процентов.

< Назад в рубрику