Первая в истории монографическая выставка произведений Симона Ушакова (1626-1686), старшего иконописца Оружейной палаты, основоположника нового стиля открылась в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция «Симон Ушаков — царский изограф» готовилась почти 30 лет. Считалось, что творчество мастера ознаменовало упадок русской иконописи, но создатели выставки это утверждение опровергают.
Ушаков работал в XVII веке, который считается осенью русского Средневековья, периодом перехода к Новому времени, когда уже сложившаяся рафинированная традиция иконописи со следованием византийским образцам встретилась с западноевропейским влиянием, барочными этюдами и цветущей сложностью композиций. Именно Ушаков стал тем, кто исследовал новые художественные приемы, пройдя путь от знаменщика, по рисункам которого создавались изделия в Серебряной палате и мастерских золотого шитья, до ведущего мастера Оружейной палаты.
Авторы экспозиции знакомят зрителя не только о художественным стилем мастера, но и с его творческой биографией, неизвестной широкому зрителю: он был современником Рембрандта, при этом имя русского живописца публике знакомо гораздо меньше, чем произведения знаменитого голландца.
Ушаков происходил из дворянской семьи, первые навыки мастерства предположительно получил в частном порядке — вероятно, у придворных иконописцев. Главным художественным открытием мастера было так называемое «живоподобие» — система живописных приемов, которые помогали художнику передать объем, фактуру и цвет ликов. Иногда в качестве образцов Ушаков использовал гравюры европейских изданий — Евангелия Наталиса, Библии Борхта, Мериана и Сюхта. Они существенно преобразили русскую иконографию. Однако русского иконописца нельзя упрекнуть в чрезмерном заимствовании — он не подражал западным мастерам буквально, их стилистика портрета казалась ему слишком избыточной.
Из обширного художественного наследия Ушакова до нас дошло около полусотни подписных икон, значительная часть которых представлена в экспозиции. Ее первый раздел посвящен ранним работам мастера, созданным в 1650-1660-е годы. Именно здесь заметен переход мастера от традиционной манеры к первым образцам «живоподобного» стиля. В их числе — первая икона Спаса Нерукотворного из церкви Троицы в Никитниках, написанная в 1661 году. К образу Спаса художник обращался впоследствии неоднократно. Здесь же представлена «Богоматерь Киккская» 1668 года из церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке.
Икона канонически воспринималась как портрет, но до середины XVII века портретная живопись была в России практически неизвестна. Творческие поиски Ушакова были направлены на выявление объема, создание индивидуализированных лиц, а также убедительное изображение аксессуаров, которые вызывали у современников восхищение «премудрым живописанием».
Ушаков создал узнаваемый физиогномический тип: лики на его иконах удлиненно-овальные, с крупными правильными чертами, с выступающими носами, имеющими горбинку. Белки глаз он покрывал белилами таким образом, что создавался объем глазного яблока, а у зрачков наносились белильные мазки-блики. Расширенный диапазон переходов от темного к светлому формировал объем ликов и фигур.
Лучшие примеры произведений живописца представлены в разделе, посвященном тому периоду, когда Ушаков уже был главным мастером Оружейной палаты. Среди них — «Богоматерь Новоникитская» 1678 года из Верхоспасского собора в Московском Кремле и комплекс праздничных икон 1673 года из иконостаса церкви Покрова в Братцеве, написанных по заказу главы Оружейной палаты боярина Богдана Хитрово.
Ушаков воспитал многих учеников, верных творческим принципам своего наставника. Среди них Илья Филиппов, Михаил Милютин, Федот Ухтомский — их работы тоже представлены в экспозиции: «Благовещение» 1670-х годов, «Царь Царем» 1694 года и другие.
Значительную роль мастер сыграл в становлении нового для России вида изобразительного искусства — гравюры по металлу. На выставке можно увидеть работы Ушакова, выполненные с использованием этой техники: офорты «Семь смертных грехов» и «Отечество».
Экспозиция дополнена архивными документами, связанными с творчеством мастера, среди которых челобитные, написанные Ушаковым царю Алексею Михайловичу, росписи материалов, выписки из разрядных, окладных и приходно-расходных книг.
Выставка открыта до 10 января 2016 года