Культура
08:52, 11 сентября 2015

Моногамия и реальность Главные кинопремьеры недели

Денис Рузаев
Кадр: фильм «Страшные сказки»

В прокате — посвященная трудным отношениям женщин с моногамией лучшая (пока) комедия года, живописное кино о причудах Средневековья с Сальмой Хайек и Венсаном Касселем, возвращение поющей Мэрил Стрип и очень боевого курьера, а также эпическая документалка об Эми Уайнхаус. Самое главное — в обзоре «Ленты.ру».

«Девушка без комплексов»

Эми (Эми Шумер) не очень похожа на обычных нью-йоркских девушек. Любит надираться виски (причем делает это ежедневно). Ценит хорошую пошлую шутку. Зарабатывает статьями вроде «Как развести вашу девушку на секс втроем». А главное, решительно не верит в отношения дольше одной ночи — тяжелое наследство отца, уходившего из семьи под мантру «Моногамия — это нереально». Когда, впрочем, Эми выдадут на работе небанальное задание написать материал о спортивном докторе (Билл Хейдер), который лечит звезд уровня Леброна Джеймса (да еще и с ним дружит), ее жизненная философия окажется под сомнением. Вмешается настоящая любовь — еще не знающая, насколько Эми сложный пациент.

«Девушка без комплексов» — полноценный бенефис звезды американской телекомедии и мастерицы шуток о тампонах и промискуитете Эми Шумер (она же написала сценарий). Но это еще и фильм Джадда Апатоу, в том или ином качестве приложившего руку ко всем смешным голливудским фильмам последних 15 лет (от «Superперцев» до «Девичника в Вегасе» и сериала «Девчонки»). Такую влиятельность Апатоу обрел, разумеется, не только за остроту юмора, хотя и не без этого. Дело в том, что мало кто в современном кино в принципе умеет так, как Апатоу, любить людей — таких нелепых, смешных, отчаянных. И даже таких, как Эми — казалось бы, совсем уж потерянных. Смотреть за тем, как фильм постепенно генерирует эту любовь к одной из самых отталкивающих героинь в истории кино, заставляя чувствовать ее и зрителя, — редкое, подлинное (и очень смешное) удовольствие.

«Страшные сказки»

В трех соседних королевствах творится, сказать по правде, черт-те что. Один монарх (Джон С. Райлли) отдает жизнь в битве с речным монстром — чтобы его супруга (Сальма Хайек) съела сырое сердце чудовища и забеременела. Другой (Венсан Кассель), одержимый любовными утехами, пытается завоевать сердце омерзительной на вид пожилой прачки. Третий (Тоби Джонс) и вовсе в качестве домашнего питомца заводит (и откармливает до гигантских размеров) натуральную блоху. Дальше — больше: близнецы-альбиносы, выданная замуж за огра принцесса, снятая живьем кожа, циркачи, трубадуры, чудеса.

Фильма живописнее и ярче «Страшных сказок» итальянца Маттео Гарроне (автора «Гоморры») вы в этом году, скорее всего, не увидите. Фантасмагория эффектных, причудливых образов — от окровавленного лица Хайек до обнаженных рыжих красоток посреди лесной чащи — здесь иллюстрирует сказки неаполитанца Джамбаттисты Басиле, в свое время во многом вдохновившие братьев Гримм и Шарля Перро. Вот только именно что иллюстрирует — дальше очень красивого конструирования классических сюжетов Гарроне не идет. В его фильме хватает чудес, но сами «Страшные сказки», как ни стараются, ощущения чуда не производят, ближе к финалу теряя ритм и всякий смысл.

«Рики и Флэш»

Настоящей рок-карьеры у Рики (Мэрил Стрип) так и не сложилось — хотя своя преданная аудитория, ограничивающаяся посетителями заштатного, пропахшего пивом и потом бара в Калифорнии, у нее все-таки есть. Не то чтобы певицу, днем работающую в продуктовом, это не устраивало — тем более что каверы на Тома Петти и Брюса Спрингстина ее группе «Флэш» удаются на ура. Из зоны комфорта Рики придется все-таки выйти — когда бывший муж (Кевин Клайн) вызовет ее в семейное гнездо на Среднем Западе, чтобы поговорить с пытавшейся покончить с собой дочкой.

Новый фильм Джонатана Демме («Молчание ягнят») стоил бы мессы, даже если бы состоял только из сцен, в которых Стрип и ее аккомпаниаторы рвут струны и душу на некоторых из главных рок-песен современности. Тем более, что «Рики и Флэш» музыкальным драйвом, конечно, не ограничиваются — Демме проводит полноценное развенчание самовлюбленной героини, трагикомично сталкивая ее с собственным прошлым и теми самыми проблемами, от которых она когда-то сбежала. Стрип не дает Рики при этом скатиться в карикатуру — это очередной мощный перформанс в карьере, где других, кажется, и не бывало.

«Перевозчик: Наследие»

Криминальный мир по-прежнему нуждается в услугах самого опасного курьера Европы, человека верного прокачанной «Ауди» и костюму-двойке, хотя и после бегства Джейсона Стэйтема несколько растерявшего в обаятельном остроумии. В этот раз Перевозчик подвизается помогать ограбить казино в Монте-Карло — причем трем бывшим проституткам в блонд-париках, вышедшим на тропу мести тем, кто когда-то отправил их в секс-рабство.

Этой вариацией на тему «Трех мушкетеров» (Перевозчик в данном случае выступает, конечно, Д'Артаньяном для трех мстительниц) Люк Бессон возрождает свою когда-то славную франшизу о боевых покатушках. Европейский ответ «Форсажу» впечатляет в первую очередь смехотворностью — но можно ли сердиться на фильм, в котором анестетик распыляют с помощью клубной дым-машины? Если только на то, что ради него из «Игры престолов» ушел Эд Скрейн, более известный, как настоящий Даарио Нахарис.

«Эми»

Судьба соул-дивы Эми Уайнхаус известна более-менее всем на этой планете: талант, открытый в 16-летнем возрасте, пара альбомов — один хороший, другой просто шикарный, стремительно настигшая слава и стремительно же развившаяся зависимость от крэка и торчка-мужа, публичные срывы, гибель в возрасте 27 лет. Главное достоинство «Эми», документального портрета певицы от автора «Сенны» Азифа Кападия, в том, что от этой знакомой до боли истории все равно не оторваться.

Дело, конечно, не только в режиссерских талантах Кападия, умело складывающего портрет Уайнхаус из тысяч разнообразных видео и десятков интервью, — но и в силе образа и характера самой его героини, и после смерти не ставшей слабее. Попутно «Эми» дает ответ на вопрос, что же погубило Уайнхаус: девушке, которую любили миллионы, элементарно всю жизнь не хватало любви тех, кто был ближе всего.

< Назад в рубрику