14 сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала Google виновной в нарушении закона о конкуренции, а именно — в злоупотреблении своим доминирующем положением. Компании грозит штраф в размере до 15 процентов от выручки на том рынке, где было совершено нарушение. Расследование началось еще в феврале по заявлению российского «Яндекса». «Лента.ру» проанализировала сложившуюся ситуацию.
ФАС постановила, что Google Inc, Google Ireland Ltd. и ООО «Гугл» нарушили часть 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» (о злоупотреблении доминирующим положением). Изначально жалоба «Яндекса» касалась части 1 статьи 14 этого же закона, где речь шла о недобросовестной конкуренции. Впоследствии статья была заменена на 10.
Начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев пояснил «Ленте.ру», что доминирование осуществлялось за счет самой популярной операционной системы Android, принадлежащей Google. Так, производителям мобильных устройств для полноценного функционирования ОС, в частности возможности загрузки онлайн-магазина приложений Google Play, требуется также предустановить остальные сервисы интернет-гиганта, причем на приоритетное место — на первый экран смартфона. Среди других условий, выдвигаемых Google и ставших предметом изучения ФАС, было и требование о предустановке поиска Google по умолчанию.
В ходе расследования подтвердилось наличие у американской корпорации соглашений о запрете производителям предустанавливать приложения конкурентов — в частности не отрицается, что «Яндекс» прямо указан в таких соглашениях, рассказала пресс-секретарь компании Ася Мелкумова. Регулятор пришел к выводу, что действия Google препятствовали предустановке приложений других разработчиков.
К 28 сентября ФАС подготовит резолютивную часть решения по признанию Google нарушителем антимонопольного законодательства и направит компании предписания о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением и выполнении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
«В частности, ФАС России может предписать ей скорректировать договоры с производителями мобильных устройств, исключив из соглашений с ними те пункты, которые ограничивают установку на эти устройства приложений и сервисов других разработчиков», — сказал заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.
Дополнительное административное делопроизводство, запланированное на октябрь, определит размеры штрафа, налагаемого на интернет-гиганта. Речь может идти о взыскании от 1 до 15 процентов от выручки, заработанной там, где было зафиксировано нарушение. Компания не раскрывает доходы от бизнеса в России, поэтому оценить сумму трудно.
Безусловно, ответ регулятора российский поисковик воспринял положительно. «Мы считаем, что решение ФАС послужит восстановлению конкуренции на рынке», — прокомментировали в компании. Ася Мелкумова подчеркнула, что «Россия является первой юрисдикцией, официально признавшей вышеописанные практики антиконкурентными».
На фоне признания компании Google нарушителем антимонопольного законодательства в России котировки «Яндекса» при закрытии биржи NASDAQ в минувший понедельник повысились на 6,9 процента, до 12,05 доллара за акцию. В ходе торгов на Московской бирже акции российской компании поднялись на 6,45 процента, до 809 рублей за штуку.
В американской компании воздержались от каких-либо комментариев: «Мы пока не получили документы, и понадобится время, чтобы их изучить». В апреле на специальной пресс-конференции в Москве, посвященной антимонопольному разбирательству в России, представители Google заявили, что не нарушают законодательство РФ. Когда производители мобильных устройств хотят устанавливать приложения Google, они заключают соответствующее соглашение, по которому корпорация вправе выдвигать свои условия. Кроме того, у интернет-гиганта есть особые договоренности с производителем: например, Google может отчислять партнерам определенную долю дохода с пользовательских запросов, обработанных поисковиком компании, объяснил тогда советник Google по конкуренции Теро Луко.
Решение российского регулятора Google вправе оспорить в суде. Как считает партнер юридической фирмы «Деловой фарватер» Роман Терехин, компания так и поступит и даже может дойти до Верховного суда и международного арбитража. Тогда все будет зависеть от достаточности и достоверности доказательств, которыми располагает ФАС.
«Полагаю, шансов у Google мало, поскольку дополнительное приобретение и установку приложений реально отследить и доказать. Но бывает, ФАС выносит правомерное решение, однако компании его обжалуют по формальным признакам и выигрывают (не соблюдена процедура работы комиссии ФАС, неточные сведения и ошибки в документах)», — пояснил «Ленте.ру» Терехин.
Западные аналитики считают, что для Google решение российского регулятора не так страшно по сравнению с антимонопольными обвинениями в Европе, предъявленными в апреле этого года. «Европейский союз намного более крупный рынок для Google, и его доля там намного выше, чем в России», — отметил в The Wall Street Journal аналитик Evercore ISI Кен Сена. Он добавил, что российское разбирательство важнее, скорее, для «Яндекса», нежели для Google.
Инвесторы Google же почти не заметили новостей из России: на закрытии торгов NASDAQ 14 сентября котировки интернет-гиганта снизились лишь на 0,4 процента — до 652,4 доллара за акцию. Утром 15 сентября они, напротив, выросли: на 5 процентов, до 657,5 долларов за штуку.
Один из факторов, побудивших российскую компанию выступить против Google, — то, что в 2014 году американский конкурент запретил предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio, утверждает российский поисковик. «Велика вероятность, что Google продолжит такую практику. В зоне риска не только "Яндекс", но и другие крупные разработчики, чьи сервисы конкурируют с продуктами Google, и другие производители устройств, рискующие потерять возможность выбора наиболее привлекательных вариантов предустановки сервисов», — говорилось в официальном заявлении «Яндекса». По мнению компании, в конечном итоге пострадают пользователи, а Google «может ставить любые ограничения — вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами» из-за доминирующего положения операционной системы Android на рынке смартфонов.
При подаче заявления в ФАС в феврале этого года директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков подчеркнул, что в идеале необходимо отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов, таких как карты, почта и прочее. Он объяснял это тем, что в случае отказа «продвигать на своих устройствах сервисы Googlе, в частности устанавливать по умолчанию поиск Google, производители могут лишиться доступа к компонентам платформы Android, от которых зависит успешность их смартфонов».
В качестве примера российская компания привела данные, показывающие, как меняется доля поисковых систем на мобильных платформах в зависимости от того, были они предустановлены по умолчанию или нет. «Например, доля поиска "Яндекса" на Android, где Google всегда стоит основным поиском, — 44 процента от общего количества поисковых запросов (по итогам четвертого квартала 2014 года), при этом доля "Яндекса" на Nokia X, где мы установлены поиском по умолчанию, — 76 процентов», — пояснила «Ленте.ру» представитель компании Ася Мелкумова. Она напомнила, что когда на iOS нельзя было поставить поиском по умолчанию «Яндекс», доля запросов через российский сервис составляла около 35 процентов. После включения «Яндекса» в список возможных систем по умолчанию вклад отечественного поисковика вырос до 49 процентов по итогам четвертого квартала 2014 года. «Люди не привыкли менять настройки в браузерах и пользуются тем, что у них под рукой», — объяснила она.
В апреле этого года Европейская комиссия, орган исполнительной власти Евросоюза, направила Google официальное уведомление о претензиях (Statement of objections). Там тоже шла речь о недобросовестной конкуренции. Регулятор обратил внимание, что в поисковой выдаче Google ставил ссылки на собственные ресурсы и сервисы выше, чем на сторонние. Это грозит штрафом в размере 6 миллиардов долларов. А впервые Евросоюз заподозрил Google в нарушении антимонопольного законодательства еще в 2010 году.
«Яндекс» даже проходил свидетелем расследования в Европе по поводу Android: Еврокомиссия прислала российской компании официальный запрос об обязательном предоставлении информации в рамках расследования злоупотреблений доминированием Google на Android. «Предоставленные материалы касались взаимодействия с производителями по предустановке наших сервисов на их мобильные устройства», — рассказала «Ленте.ру» Мелкумова. Расследование по Android было инициировано европейским регулятором в 2013 году по заявлению нескольких компаний из альянса Fair Search, которые также поддержали «Яндекс» в споре с Google.
Но одной Европой антимонопольные разбирательства для интернет-корпорации не ограничились. В 2013 году с Google разбиралась Комиссия по справедливой торговле Южной Кореи. Правда, там не нашли ничего предосудительного в том, что все устройства на платформе Android предлагают поисковик Google по умолчанию.
Тогда же компания пошла на уступки Федеральной торговой комиссии США, не доводя дела до суда. Google письменно заверила ведомство в том, что обязуется обеспечивать своих конкурентов доступом к технологическим стандартам, необходимым для выпуска смартфонов, ноутбуков и планшетов «на справедливых, разумных и равных условиях». Отдельным письмом интернет-гигант выразил готовность предоставлять рекламодателям, одновременно пользующимся сервисом AdWords и платформами-конкурентами, возможность управлять своими рекламными кампаниями.