Курс рубля и состояние российской экономики во многом зависят от решения, которое примут в Вашингтоне. 16-17 сентября ФРС США рассмотрит вопрос о базовой ставке. Сейчас она находится на рекордно низком уровне в 0,25 процента. Ее повышение приведет к укреплению доллара и проблемам в развивающихся странах.
Середина сентября отмечена двумя важными событиями, имеющими далеко идущие последствия для стабильности финансовой системы России.
Первое событие — внутреннее. Советник президента Сергей Глазьев представил Совбезу свой план по спасению экономики. Его ключевые положения — заморозка цен на продукты, запрет на покупку валюты (касается компаний), отказ от выплаты зарубежных долгов. Иными словами, Глазьев предложил возвести финансовый «железный занавес» и ужесточить контроль над движением капиталов. Решение по неоднозначной программе не принято. Пока экономика остается открытой, а на рубль продолжают влиять глобальные процессы.
Поэтому следует обратить внимание на второе событие — внешнее. 17 сентября Федеральная резервная система (ФРС) США объявит свое решение о базовой ставке. Этот инструмент — аналог ключевой ставки российского Центробанка, определяющий стоимость кредитов для банковской системы государства, что влияет на курс доллара к мировым валютам (выше ставка — дороже доллар).
Сейчас ставка находится в диапазоне 0-0,25 процента — минимальный уровень за всю историю Соединенных Штатов. И так уже 7 лет — с декабря 2008 года. С сентября 2007 года ФРС последовательно снижала ставку с 5,25 процента. В условиях кризиса смягчение монетарной политики было необходимо. Дешевые кредиты — эффективный метод оживления экономики.
На прошлом заседании ФРС (16-17 июня 2015 года) ставку не повысили. Экономическое состояние в США охарактеризовали как «почти сбалансированное», а для повышения ставки необходим идеальный баланс. При формировании денежно-кредитной политики Федрезерв учитывает несколько показателей: безработицу, инфляцию и ВВП.
Так вот, по итогам августа безработица в США составила 5,1 процента (минимум с апреля 2008 года). Это комфортный уровень. Но есть еще один важный показатель — количество созданных рабочих мест. Прогнозируемый на август результат — 215 тысяч, фактический — 173 тысячи. Это негативный фактор.
Целевой показатель инфляции, на который ориентируется ФРС, — 2 процента. Сейчас он ниже. В июле цены выросли на 0,1 процента, за год — на 1,6 процента. В Федрезерве неоднократно подчеркивали, что ставка будет увеличена после того, как инфляция достигнет планируемого уровня.
Наконец, ВВП. По данным бюро экономического анализа департамента торговли США, во втором квартале ВВП увеличился на 3,7 процента. Оценка улучшилась на 1,4 процентных пункта (ранее отмечалось, что экономика выросла на 2,3 процента). Это позитивные данные.
Таким образом, показатели ВВП — в пользу ужесточения монетарной политики. Против — данные по инфляции. Информация о рынке труда неоднозначна. Какое решение примет ФРС? Трудно сказать. Но если ставка повысится, это коснется многих, включая Россию. Американская экономика слишком велика (ВВП в 2014 году — 17,4 триллиона долларов), а доллар по-прежнему — мировая резервная валюта.
В принципе, регулятор может установить и отрицательную ставку. Такое случается. В феврале швейцарский ЦБ понизил ставку по сделкам репо (выдача кредитов под залог ценных бумаг) до минус 0,1 процента. Процент по депозитам опустился к минус 0,75 (для средств банков, хранящихся на счетах регулятора). Делалось это для того, чтобы одолеть дефляцию и ускорить достижение целевого показателя по росту цен в 2 процента.
Но в случае с США это самый невероятный сценарий. ФРС уже более года обсуждает возможность повышения ставки. Да и показатели инфляции, хоть и далеки от желаемых, но все же приближаются к ним и без дополнительного стимулирования.
В конце августа The Wall Street Journal опубликовал обращение финансистов к Федеральному резерву с призывом повысить ставку. Председатель совета директоров банка JPMorgan Якоб Френкель отметил, что отложить это решение — все равно что обмануть ожидания рынка. По его мнению, отсрочка приведет только к ухудшению ситуации. Глава Минфина Индонезии Бамбанг Броджонегоро (Bambang Brodjonegoro) обратил внимание на то, что неопределенность — причина финансовой волатильности. Председатель Банка Японии Харухико Курода (Haruhiko Kuroda) заявил, что повышение ставки — ясный сигнал уверенности ФРС в американской экономике.
Если Федрезерв прислушается к мнению экспертов, нас ждет эра сильного доллара. «Доля доллара в мировых валютных резервах — около 60 процентов, в международных валютных операциях — порядка 40 процентов. Учитывая его значимость для глобальной экономики, решение ФРС сильно повлияет на все финансовые рынки», — уверена директор по корпоративным рейтингам агентства RAEX Александра Таранникова.
Еще недавно низкая ставка вынуждала инвесторов искать более доходные инструменты, поэтому с 2009 года на развивающиеся рынки шел капитал, поясняет она. После ужесточения Федрезервом монетарной политики, инвесторы перенаправят деньги в США. В итоге нас ожидает девальвация валют в развивающихся государствах и падение их фондовых индексов. Вероятно, что для защиты внутреннего рынка некоторые страны могут ввести ограничения на движение капитала и повысить свои ставки. В результате экономический рост там ограничится, резюмирует Александра Таранникова.
Еще один немаловажный для России фактор — стоимость нефти. Усиление доллара ведет к падению цен на углеводороды (их стоимость номинирована в американской валюте). На данный момент баррель эталонной марки Brent торгуется возле отметки в 46 долларов. Не исключено, что повышение базовой ставки ФРС опустит нефть к 38 долларам. Таков прогноз Минэкономразвития на четвертый квартал 2015 года.
Дешевеющая нефть уже вынудила правительство отказаться от трехлетнего бюджета — скачки цен на энергоносители затрудняют планирование параметров казны. Из-за несбалансированности бюджета, во многом вызванной падением доходов от нефтегазового экспорта, в кабмине разгорелись споры относительно пенсий и социальных выплат. Чтобы сэкономить, финансово-экономический блок призывает индексировать их на 5,5 процента, а не на уровень фактической инфляции. Социальный блок настаивает на полноценном повышении. При этом деньги на покрытие расходов предлагается получить, снова заморозив пенсионные накопления.
Итак, повышение базовой ставки ФРС не сулит российской экономике ничего хорошего. Это ослабит рубль, приведет к снижению нефтяных котировок (и к необходимости урезать государственные расходы), а также усилит отток капитала.
Аргументы в пользу повышения ставки все слабее, заявил 26 августа глава Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильям Дадли. Он указал на проблемы, возникшие на мировых финансовых рынках. Речь, разумеется, шла не о России, а о Китае.
В июле основной индекс страны — Shanghai Composite — просел на 14 процентов. В августе — еще на 12. Сейчас он на уровне 3 тысяч пунктов (в середине года достигал 5 тысяч 166 пунктов). Кроме того, Народный банк приступил к девальвации юаня, усилив контроль за движением капиталов. Впервые с 1998 года экономика Китая не вписалась в прогнозируемый рост. В сентябре обновилась оценка по росту ВВП за прошлый год. Так вот, результат — 7,3 процента при планируемых 7,5 процента.
На фоне китайских проблем ужесточение монетарной политики США выглядит не самой лучшей идеей. Деньги любят тишину. Ведущий аналитик Промсвязьбанка Алексей Егоров в беседе с «Лентой.ру» отметил, что сейчас на рынке нет единого мнения по поводу решения Федеральной резервной системы. Сомнения вызывает как раз нестабильная ситуация на американских и азиатских фондовых рынках. «На наш взгляд, наиболее вероятный сценарий — изменение таргетируемой ставки (она находится в диапазоне 0-0,25 процента) до 0,25 процента», — прокомментировал аналитик. По его словам, это приведет к позитивному отклику инвесторов и даже к росту цен на нефть.
Директор по региональным рейтингам агентства RusRating Антон Табах также полагает, что на ближайшем заседании ФРС не поднимет ставку и, скорее всего, протянет с этим до октября или декабря. «В любом случае движение будет очень слабым», — полагает он.
Оптимистичный настрой разделяет и министр экономического развития Алексей Улюкаев. 9 сентября он порекомендовал россиянам хранить свои сбережения в рублях. Правда, за день до этого сообщил, что Минэкономразвития пересмотрит прогноз на 2015 и 2016 годы в сторону ослабления национальной валюты. Так или иначе, вне зависимости от решения ФРС США, и российский рубль, и наш бюджет, да и экономика в целом сохраняют сильную зависимость от внешних факторов. Движение нефтяных котировок и события в развитых государствах до сих пор определяют самочувствие отечественной финансовой системы.