К импортозамещению в сфере программного обеспечения призывает партия «Справедливая Россия». Этой теме в пятницу, 18 сентября, посвятят расширенное заседание комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям, который возглавляет эсер Валерий Черешнев. Ранее ответственный секретарь комиссии Андрей Черногоров сообщал, что на этом заседании может быть представлен соответствующий законопроект, — участники рынка программного обеспечения ждут этого документа с нетерпением.
На расширенном заседании обсудят возможность принятия законодательных изменений — с тем, чтобы в обязательном порядке перевести российские госорганы с зарубежной «лицензионки» на свободное программное обеспечение и облачные технологии, как в Китае. «Ленте.ру» стало известно, что главной движущей силой этой инициативы стала фракция «Справедливой России». В заседании комиссии будет участвовать вице-спикер от СР Николай Левичев — самый статусный представитель фракции в рамках думской иерархии. У эсеров два главных аргумента: экономия выделяемых на «лицензионку» средств и информационная безопасность российских госорганов в период обострения отношений с Западом.
«Нам необходимо решить две взаимосвязанные проблемы в сфере информационных технологий: обеспечить импортозамещение и информационную безопасность как органов государственной власти, так и стратегических предприятий. Отечественное программное обеспечение есть, оно вполне может конкурировать с зарубежными аналогами в ряде сегментов рынка и даже в чем-то превосходить его. К примеру, наши компании могут конкурировать по цене. Таким образом, если мы сможем обеспечить импортозамещение в данной сфере, мы сэкономим весьма существенные средства для бюджета, которые могут быть направлены, к примеру, на трансфер в Пенсионный фонд», — заявил «Ленте.ру» Николай Левичев.
Эсеры указывают на то, что сегодня в России предприятия, имеющие стратегический статус, используют зарубежное программное обеспечение, защищенное авторским правом по устаревшим схемам. Практики формирования стоимости «лицензионки» сложились в 90-е годы и основаны на стоимости лицензии — абонентской плате за установленное ПО в соответствии с количеством задействованных рабочих мест. По мнению эсеров, сегодня эти технологии стали рудиментарными, потому что инсталляция программ и обновление их версий больше не привязаны к конкретным местам: они переместились в облачную среду. Об этом знает по опыту каждый обладатель смартфона, которому аппарат время от времени сообщает о «подкачке» обновлений из сети. Однако на итоговой стоимости «лицензионки» для конечных потребителей весь этот прогресс не отразился.
«В итоге сумма лицензионных отчислений зарубежными ИТ-компаниям от российских предприятий сегодня в пять-шесть раз превышает первоначальные затраты на внедрение ПО, — отмечается в материалах, подготовленных фракцией к слушаниям. — По оценкам ИСА РАН и НАИРИТ, ежегодные бюджетные потери, связанные с использованием устаревшей схемы лицензионного ПО, составляют порядка 180 миллиардов рублей». Ущерб для бюджета в тяжелую годину санкций и экономической рецессии налицо.
Нельзя сказать, чтобы у федеральных властей до этой проблемы вообще никогда не доходили руки. Президент Владимир Путин еще в конце 2010 года подписал «План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения», рассчитанный на период с 2011-го до 2015 года. Как объяснял тогда замглавы Минкомсвязи Илья Массух, апробация базового пакета СПО в пилотных учреждениях должна была начаться во II квартале 2012 года, а внедрение пакета свободного ПО в органах власти и бюджетных учреждениях предполагалось завершить к III кварталу 2014 года.
Однако план, по сути, выполнен не был: полностью на СПО перешла за это время только Федеральная служба судебных приставов. Систему «ГосЛинукс» для нее в 2013 году разработала компанией «Ред Софт».
За время, прошедшее с 2010 года, проблема программного обеспечения разрослась из технической в геополитическую: обострение отношений с Западом заставляет государственных мужей всерьез беспокоиться за национальную информационную безопасность.
«В Соглашении о конфиденциальности компании Microsoft черным по белому написано: любые данные, в том числе конфиденциальные, будут переданы компании, затем будут храниться сколько угодно и будут использоваться таким образом, как того захочется компании Microsoft, — напоминает Николай Левичев «Ленте.ру». — Кроме того, корпорация оставляет за собой право передавать эти данные кому угодно. На минуточку — это пароли, данные кредитных карточек, содержимое писем и файлов, геопозиционирование и даже медицинские данные».
Николай Левичев обращает внимание на то, что на подавляющем большинстве компьютеров в России установлена «майкрософтовская» операционная система. Впрочем, вице-спикер не сомневается, что и Apple, и Google с информацией поступают схожим образом. «Ну и не будем забывать, что благодаря Эдварду Сноудену мы хорошо знаем о технических возможностях американских спецслужб, для которых не составляет особого труда вторгнуться практически в любую информационную систему», — добавляет он.
Шпионские страсти вокруг используемых чиновниками программ действительно разгораются нешуточные. В августе дело дошло до того, что хакеры из группировки «Анонимный интернационал» обратились с открытым письмом к главе департамента военной контрразведки ФСБ Александру Безверхнему. Сетевые робин гуды жаловались на то, что чиновники используют для передачи служебной и секретной информации открытые бесплатные почтовые серверы Yandex, Mail.ru и Google. В доказательство того, что секретные сведения скачать с этих ресурсов ничего не стоит, хакеры сами приложили к письму добытые таким образом документы. В этих документах, в частности, давалась информация о войсковых частях с указанием мест размещения комплексов «Искандер», а также данные о местах базирования атомных подводных лодок четвертого поколения. «За гранью безумия», — прокомментировал чиновничью неосмотрительность пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
В августе эсеры обратились с письмами к главе Роскомнадзора Александру Жарову и председателю правительства Дмитрию Медведеву, требуя обратить внимание на возможную утечку данных, которые пользователи передают Microsoft при пользовании лицензионным программным обеспечением. С аналогичными обращениями до этого выступали депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев и московское адвокатское бюро «Бубнов и партнеры» — их адресатом стал генпрокурор Юрий Чайка. Сама Microsoft обвинения в нарушении конфиденциальности информации опровергла. В компании заявили, что клиенты могут самостоятельно выбирать способы использования личных данных.
Как отнесутся к инициативе эсеров остальные фракции? Вадим Соловьев сообщил «Ленте.ру», что коммунисты считают идею здравой. «Постановка вопроса правильная, а как они это оформят — надо смотреть, — сказал он. — Саму идею мы поддерживаем, потому что утечка информации (через использование ПО Microsoft — прим. «Ленты.ру») может быть колоссальной». В ЛДПР идею конкурентов по парламенту пока не комментируют, считая ее чистым пиаром.
Не менее скептически настроен источник «Ленты.ру» в «Единой России»: по его словам, проблема информационной безопасности существует, однако для того, чтобы не только попиариться, но и всерьез ее решить, мало свободного программного обеспечения. «Нужно не столько свободное, сколько свое, — заявил наш собеседник. — Чтобы госсектор полностью оградить от утечек, нужно свое железо, свой софт, своя автономная сеть помимо интернета — и правовой фундамент».
Минкомсвязи в реализации своего плана по переходу на СПО передвинуло сроки на 2016 год, отмечает единоросс, и сегодня ведомство склоняется к тому, чтобы через год сдать в эксплуатацию первый российский программный продукт — проект «Мои документы». Иными словами, вариант — идти по пути не СПО, а той же «лицензионки», но отечественного производства. Потому что с внедрением именно свободного программного обеспечения слишком много своих подводных камней — например, в Германии уже провалился многолетний эксперимент по переводу госучреждений на условно-бесплатную ОС Linux.