Сегодняшний покупатель недвижимости рационален, экономен и осторожен. Все, что можно было купить на нервах, с мотивировкой «ой, все!», уже купили в декабре 2014-го. В течение всего 2015-го покупают, в основном, те, кому ну очень пора решать вопрос с квартирой. И все же среди моря взвешенных и здравых требований к приобретаемой недвижимости нет-нет, да и блеснет алмаз настоящего, первоклассного абсурда.
Конечно, статистически чаще необычные запросы адресуют агентам покупатели именно элитной недвижимости. Мы попросили риелторов, работающих с такими объектами, рассказать об основных требованиях покупателей и арендаторов сезона-2015, а заодно поделиться самыми необычными запросами. Как говорится — больше ада!
Требования покупателей к элитной недвижимости за последние несколько лет претерпели определенные изменения. Например, метраж жилья, говорят аналитики, серьезно сократился — даже состоятельные покупателя не хотят переплачивать за лишние, не нужные им квадратные метры. «Времена, когда элитные квартиры достигали 400-500 квадратных метров, уходят в прошлое, — говорит Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании «Леонтьевский Мыс». — В 2015 году наиболее востребованная площадь квартир на элитном рынке, по нашим данным, составила 120-150 квадратных метров».
«В кризис покупателей элитной недвижимости интересуют меньшие площади и меньшие бюджеты. Например, хорошим спросом пользуются жилые комплексы премиальной локации, в рамках которых реализуется такой относительно новый для элитного рынка продукт, как студии. В центре Москвы минимальный бюджет покупки небольшой студии составляет восемь миллионов рублей, — развивает мысль Ирина Могилатова, генеральный директор агентства недвижимости TWEED. — Кроме того, покупательский интерес смешается в сторону масштабных жилых комплексов в зоне ТТК, которые по качеству строительства, архитектуре, отделочным материалам, инженерии и наполнению соответствуют элитным, но не имеют премиальной локации».
Впрочем, гардеробные, шубохранилища, камины и даже бассейны у многих премиальных покупателей по-прежнему не считаются «пустыми метрами», рассказывают риелторы.
«В нынешних экономических условиях покупатели не распыляются на какие-то выкрутасы и особые «хотелки», а четко формируют вполне адекватные запросы, — говорит Ольга Кирьян, топ-брокер Contact Real Estate. — В то же время, среди клиентов всегда попадают оригинальные и интересные люди с самыми неожиданными просьбами: помыть им посуду, помочь с уборкой дома или посмотреть с ними мультики в процессе сделки».
Риелторы в элитном сегменте — это люди с тренированными нервами, мультиками их не прошибешь. А в сегодняшних экономических условиях их, казалось бы, и так беспредельная клиентоориентированность еще увеличилась. Кризис стал причиной снижения требований арендодателей к жильцам, рассказывают в отделе загородной недвижимости Penny Lane Realty: раньше о животных никто не хотел слышать — обстановка в элитных домах стоит безумных денег, и если пес поглодает ножку дивана, придется выложить немалую сумму за новый эксклюзив. Но в этом году в компании спокойно проходили сделки вроде аренды дома клиенткой, которая держит сразу трех собак — лабрадора, джек-рассела и чихуахуа.
Не сведены кризисом к нулю оказались и типичные для элитного сегмента запросы, касающиеся быта домашних питомцев: многие риелторы приводят в пример случаи, когда обязательным условием аренды или покупки клиенты называли наличие отдельной комнаты для любимых собак и кошек, а в Penny Lane Realty обращался сердобольный птицелюб, которому требовалась пустая комната для попугая. «В итоге пернатый товарищ получил себе отдельную комнату, причем самую большую, с живописным видом из окна», — рассказывает директор департамента загородной недвижимости компании Сергей Колосницын.
Или такая история из практики той же компании: в аренду предлагается дом из самых дорогих (до кризиса сдавался за 1,5 миллиона рублей в месяц, сейчас запрашиваемая ставка определена в 700 тысяч). В дом вложены огромные средства: отделка из мрамора и оникса, на стенах дорогие реплики известных картин, с планировками и комнатностью все как полагается: роскошный бассейн, спортивный зал и даже аудитория для чтения лекций (почему бы и нет, действительно).
«Конечно, отношение арендодателя к дому соответствующее: «никаких животных, и никаких сигарет»! И вот звонит девушка, которая от лица компании хочет снять этот дом для троих мужчин», — рассказывает Колосницын:
— Хорошо, но у собственника есть обязательное требование, чтобы жильцы не курили и не держали домашних животных, - сообщает ей брокер.
— Я все узнаю и перезвоню.
Девушка перезванивает через час и не терпящим возражений тоном сообщает:
— В доме будут жить четверо курящих мужчин с домашними животными!
Опрошенные «Домом» эксперты припомнили и более экстравагантные требования — к кому-то обратились с требованием организовать подземный тоннель для объезда пробок, у кого-то сделка сорвалась по той причине, что покупателя не устроил цвет крыш у соседних домов...
Клиенты компании Welhome подобных ультиматумов в 2015 году не ставили, рассказывает Татьяна Дмитриева, руководитель направления «городская недвижимость»: все по-старинке: соседство с медийными персонами, наличие поблизости элитных школ, фен-шуй… Был, правда, покупатель, который настаивал на том, чтобы в доме была система «умный дом», способная имитировать активную жизнь в отсутствие хозяев — включать свет, музыку и т.п. На общем фоне это даже странностью не назовешь.
«В первом полугодии 2015 года покупателей с вычурными запросами было немного, в основном люди конструктивно подходили к вопросу приобретения недвижимости и быстро определялись с выбором, поскольку зачастую дело касалось быстрого вложения денег. Плюс на рынке были представлены предложения с хорошим дисконтом, и люди хотели успеть сделать покупку с максимально выгодными условиями», — рассказывает Анна Карпова, руководитель Департамента элитной недвижимости Est-a-Tet.
Хотя кое-что вспомнить можно — например, в практике компании был запрос на аренду квартиры, когда одним из основных условий клиентка назвала, ни много, ни мало, совпадение всех чисел квартиры с составленным нумерологическим списком. «У нее были счастливые, нейтральные и негативные сочетания цифр, и квартира должна была «попадать» в счастливые или хотя бы нейтральные, — рассказывает Анна Карпова. — Само собой, если сочетание негативное, сделка не пройдет. Для проверки чисел клиентка запрашивала точный юридический адрес квартиры и проверяла документы о собственности, после чего суммировался номер дома, подъезда, этажа и квартиры. Нам повезло, и предложенный объект имел «счастливое» сочетание цифр».
Отрадно видеть, что в кризис фантазия у покупателей недвижимости не оскудевает. К слову, и продавцы тоже не теряют форму. В практике Penny Lane Realty. например, был случай, когда продавец требовал выставить помещение на продажу не в квадратных, а в кубических метрах — «в нагрузку» к площади он рассчитывал продать еще и вертикаль — потолки высотой в 14 метров. «Брокеры внимательно и вежливо выслушали клиента, но работать с ним не стали», — рассказывает Сергей Колосницын.
А ведь при общей площади помещения в 1000 квадратных метров могло получиться неплохо...