Бывший СССР
19:00, 18 сентября 2015

Спор о молоке В чем президенты Казахстана и Белоруссии обвиняют друг друга

Татьяна Меликян
Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

На этой неделе в Сочи состоялись сразу два форума межрегионального развития — с Казахстаном и Белоруссией. Они пересеклись в тот момент, когда президенты двух республик вступили в публичную полемику о молоке. Нурсултан Назарбаев обвинял Александра Лукашенко в том, что тот «шпарит порошок» (продает на казахстанском рынке порошковое молоко). А президент Белоруссии в ответ упрекнул коллегу за сотрудничество с ВТО и назвал самым «продвинутым рыночником». И было за что: Назарбаев в ходе форума выступал решительно и конкретно, а Лукашенко рассуждал о временах и нравах. На вопрос президента России Владимира Путина о том, зачем все-таки белорусские производители разбавляют молоко, Лукашенко так и не ответил.

В прошлые годы форумы регионального сотрудничества проходили на приграничных территориях России. На сей раз их решили провести в Сочи. Из выступления президента Казахстана стало понятно, почему. «Я думаю, все с удовольствием приехали. Утром я видел, что многие купались в Черном море», — сообщил он.

Двенадцатый форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана был посвящен сельскому хозяйству. Но речь шла в основном о намерениях.

«Зачем везти из дальних стран овощи, фрукты, молочные, мясные товары, отдавая заказы чужим поставщикам», — удивлялся Путин.

«Свои поставщики» в лице Назарбаева демонстрировали готовность направлять как можно больше продукции в Россию. Казахстанский лидер сыпал убедительными цифрами. Например, Западный Казахстан, по его мнению, способен экспортировать более 3 тысяч тонн охлажденной говядины в год. Почему же до сих пор этого не происходит? Руководство республики пеняет на организацию логистических цепочек при поставках сельскохозяйственных товаров.

«Логистика, кстати, отработанная и легкая — очень много поставок идет автотранспортом. Все дело в мышлении», — считает казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов. Эксперт отмечает, что республика пока не может тягаться с Латинской Америкой по объемам поставок, но определенную долю в отрасли занять вполне способна.

Казахстано-российская торговля, на взгляд Шибутова, вообще крайне сложная тема. Немалая ее доля осуществляется без четкого учета. Импорт из Казахстана в Россию достигает 5,2 миллиарда долларов и состоит в основном из сырьевых товаров: уголь, железная руда и прочее.

«Продовольствия в нем мало. Нередко оно идет как раз не фиксируемым путем — частные лица загружают фуры и везут товар через границу, продавая его за наличные», — объясняет специалист.

Тем временем президент Казахстана переключился на разработку новых стандартов и требований к составу продуктов.

«Элементарно нет четкой грани между натуральным и восстановленным молоком, — жаловался Назарбаев. — Мы с нашим другом Александром Григорьевичем (Лукашенко — прим.«Ленты.ру») спорим: он "шпарит" сюда порошок, порошок разбавляется, продается. Это совсем не цельное молоко. Наши товаропроизводители говорят: "Как же так? Качество нашего молока и этого молока совсем разное"».

«А я прочитал выступление Нурсултана Абишевича, — вступил спустя два дня в заочную полемику Лукашенко. — Покупают в Казахстане молоко такое, туда его и везут. Не покупали бы — не повезли».

Форум регионов России и Белоруссии проходил лишь во второй раз. И был посвящен промышленной политике. Но президент Белоруссии никак не мог уложиться в узкие рамки повестки.

Нет такого термина «натуральное молоко», продолжил мысль Лукашенко. По его словам, и Россия, и Белоруссия «сушат молоко, и когда пик производства падает, Россия заказывает его в Белоруссии, а мы покупаем его в России». «Разбавляем его, добавляем воду — и получается нормальное молоко», — резюмировал Лукашенко.

«Это же не пиво. Зачем вы молоко-то разбавляете?» — засмеялся Путин.

Но ответа не получил. А белорусского лидера было уже не остановить.

Он, например, пожаловался, что Казахстан «наворотил с ВТО». Белоруссия, по его словам, не торопится вступать в эту организацию. «Ясно, что нас сейчас будут "прессовать", чтобы мы со стороны Белоруссии еще ниже опустили таможенные пошлины. Но это тогда разрушит весь экономический союз», — неожиданно проявил себя защитником таможенной политики в рамках Евразийского союза Лукашенко.

Путина он заверил, что Белоруссия никакого разворота никуда не совершала, потому что «некуда разворачиваться». Прозвучало это как-то безрадостно. «Я работаю президентом не 5, не 10, не 15, а... 20 лет!» — как будто удивился цифре Лукашенко. Но тут же взял себя в руки и добавил: «Мы были и будем всегда вместе с вами!» А заодно, как бы между прочим, напомнил, что «под Минском живут не чужие дети» и хорошо бы их подтянуть в сочинскую «школу для вундеркиндов» — всероссийский центр по работе с талантливыми детьми «Сириус».

Но этого ему было мало. Лукашенко выразил разочарование «новыми временами», которые «не принесли человечеству избавления от катаклизмов, кризисов и войн».

«Думаю, и президент России, и я от этой темы не уйдем и на саммите Организации Объединенных Наций, тем более, нам есть что сказать», — пообещал Лукашенко.

Примечательно, что вроде бы грозная публичная полемика между президентами Белоруссии и Казахстана не носила личного характера. Буквально несколько дней назад они все вместе — в составе глав трех государств — прилетели на одном борту из Душанбе, где проходил саммит ОДКБ. В режиме плотных консультаций провели вечер в резиденции Путина в «Бочаровом Ручье». А вскоре тем же составом поедут в Астану — на саммит СНГ и ЕАЭС.

Почему при таком пересечении графиков они обсуждают молочный вопрос в публичном поле в заочном формате? Ответ на этот вопрос так и остался на полях двух межгосударственных форумов.

< Назад в рубрику