Культура
19:22, 20 сентября 2015

Кино на берегу океана Во Владивостоке завершился XIII международный кинофестиваль «Меридианы Тихого»

Марина Торопыгина, Владивосток-Москва
Ефим Звеняцкий
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Во Владивостоке завершился XIII международный кинофестиваль «Меридианы Тихого». Главную награду присудили фильму Бакура Бакурадзе «Брат Дэян» о сербском генерале Дэяне Станиче. Приза зрительских симпатий «За лучший российский фильм» удостоилась картина Алены Званцовой «Норвег».

Город Владивосток неизбежно вызывает патриотический энтузиазм: после восьмичасового перелета не нужно проходить паспортный контроль, а вокруг все еще говорят по-русски. Иностранные гости, посетив краеведческий музей, с удивлением констатируют, что первопроходцы Дальнего Востока не уступают в отваге и настойчивости покорителям Дикого Запада. Если для председателя большого жюри Вадима Абдрашитова Владивосток связан с воспоминаниями детства, то почетный президент фестиваля Карен Шахназаров попал сюда впервые, так же как и многие другие гости и участники из 45 стран. Поэтому очень ценной оказалась поддержка волонтеров, работавших на фестивале: своих помощников и переводчиков благодарили почти все, кто поднимался на сцену Приморского театра оперы и балета во время церемонии закрытия кинофорума.

Есть у фестиваля и постоянные гости: например, Рок Бриннер, сын знаменитого актера Юла Бриннера и правнук одного из основателей города, швейцарского и русского бизнесмена Жюля или Юлия Ивановича Бриннера. Бриннер-младший, появляющийся всюду в черном костюме и шляпе, с удовольствием признает, что стал талисманом «Меридианов Тихого». Он не пропустил ни одного фестиваля с 2003 года, вручая по традиции приз имени Юла Бриннера — за лучший дебют в кино. «Когда мне было десять лет, мой отец получил "Оскар", — рассказывает Бриннер-младший. — Я спросил его: эта награда главная в твоей жизни? А он ответил, что главной всегда будет его первая премия, полученная на Бродвее, потому что именно она дала ему уверенность в себе и силы работать дальше».

В этом году лучшей дебютанткой признана юная Варвара Шаблакова за роль в фильме «Пионеры-герои» режиссера Натальи Кудряшовой. Лучший актер — Кристиан Феррер, сыгравший в картине «600 миль» (Мексика, США, режиссер Габриэль Рипштейн). Приз за лучший короткометражный фильм получила работа российского режиссера Марии Гуськовой «Возвращения Эркина». Специальный приз жюри достался режиссеру из Колумбии Сиро Герра за ленту «Объятия змея». Приза зрительских симпатий «За лучший российский фильм», который вручает сеть кинотеатров «Иллюзион», удостоилась картина Алены Званцовой «Норвег». А главную награду фестиваля присудили фильму Бакура Бакурадзе «Брат Дэян» о сербском генерале Дэяне Станиче. Приз из рук Вадима Абдрашитова принял оператор этой ленты Николай Вавилов.

Наибольшее количество наград на «Меридианах Тихого» собрал филиппинский фильм «Тень позади луны» Чжуна Роблеса Ланы. Это два приза от большого жюри — за лучшую режиссерскую работу и лучшую женскую роль (актриса Лорна Джей Рейс), а также награды двух других жюри: Международной федерации кинопрессы FIPRESCI и Объединения по продвижению азиатского кино NETPAC. Действие фильма происходит в 1990-е, во времена политических репрессий на Филиппинах. На экране три героя, семейная пара и охранник лагеря переселенцев, мирно играющие в карты. Изображение мельтешит, как на затертой кассете VHS, а все действие, кажется, снято одним кадром. Ближе к середине ленты отношения героев начинают развиваться в формате мыльной оперы, или, как изящно сформулировано в комментарии жюри, в духе хорошей бродвейской постановки, — а финал по темпу, ритму и пафосу вполне сравним с оперой классической. Фильм снят в современном цифровом формате и лишь стилизован «под старину», чтобы соответствовать времени действия. Съемка одним планом тоже имитирована (режиссер признался, что вдохновлялся опытом Александра Сокурова), но монтажные склейки выполнены очень изящно, а студийная декорация была построена таким образом, чтобы при съемке можно было убирать стены и более свободно передвигаться с камерой, подчеркивая эффект непрерывности действия. Единство мнений критиков и профессиональных кинематографистов в отношении этой работы подтверждает современную тенденцию в фестивальном кино: отказ от непременного деления на «высокий» авторский артхаус и «низкий» коммерчески-развлекательный жанр. «Я много работал на телевидении, поэтому привык думать о том, как сделать фильм привлекательным для зрителя», — говорит Чжун Роблес Лана. Прокатная судьба «Тени…» на Филиппинах пока неясна: как сообщил продюсер фильма Фердинанд Лапуз, проблемы могут возникнуть как в связи с политической тематикой фильма, так и из-за 10-минутной эротической сцены — но на кинофестивалях, в том числе и внутри страны, фильм покажут.

Оценили фильм и приморские зрители, пришедшие на утренний конкурсный показ: после просмотра собравшиеся с удовольствием общались с режиссером. Фестивальная публика — это не только жители Владивостока; на «Меридианах Тихого» можно встретить, например, представителей киношколы из Уссурийска. Традиционно фестиваль собирает полные залы на сеансах отечественного кино, особенно с участием российских звезд — например, на премьере фильма «Зеленая карета» с Андреем Мерзликиным в главной роли. Но и «Кладбище великолепия» Апичатпонга Верасетакула зал выдержал почти в полном составе, как и фильмы Цзя Чжанке («И сдвинутся горы») и Хоу Сяосяня («Убийца»). На ночном сеансе во Владивостоке успели показать и уже запрещенную к прокату «Любовь» Гаспара Ноэ. А «Пазолини» Абеля Феррары организаторы в последний момент сами убрали из программы.

Выполняя просветительскую и организационную функцию, фестиваль не только показывает кино и балует гостей прогулками на яхтах. Состоялись мастер-классы Ким Ки Дука и Режиса Варнье, кинокритик Инна Кушнарева прочла лекцию о творчестве Цзя Чжанке, преподаватель ВГИКа Наталья Лукиных — о традициях и современных тенденциях в анимации Юго-Восточной Азии, Вадим Абдрашитов представил работы своих учеников-вгиковцев, президент Азиатской сети фильмкомиссий (AFCNet) Сок Чжин О рассказал об образовательной программе Азиатской киноакадемии (AFA). Александр Долуда вел круглый стол о региональных перспективах киноиндустрии в контексте программы «Открытый порт Владивосток», а Андрей Василенко — дискуссию о проблемах современной кинокритики. Одним из самых трогательных мероприятий, по словам художественного руководителя фестиваля Ефима Звеняцкого, стала презентация книги Кирилла Разлогова «Мои фестивали».

В последний день на фестивале появилась еще одна гостья — британская актриса Джулия Ормонд посетила во Владивостоке детский дом, провела встречу со зрителями и вручила приз за режиссуру. В отличие от длинного и насыщенного эмоциями открытия фестиваля, церемония закрытия была более деловой. Тон задавал элегантный красавец Егор Климович, документалист из Белоруссии, дебютировавший в роли ведущего. Сообщив зрителям, что его рост — два метра, а размер обуви 48-й, благодаря чему он прочно стоит на ногах, Егор в стиле лауреатов киноакадемии поблагодарил со сцены своих родителей, а затем провел церемонию по-режиссерски уверенно и быстро. Официальная часть тоже была краткой: в отсутствие главы Приморского края с речью выступила вице-губернатор Татьяна Заболотная. Подчеркнув значение фестиваля в культурной жизни города и региона, высокая блондинка в сияющем голубом платье с улыбкой обратилась к сидящим в первых рядах партера бизнесменам и призвала поддержать кинофестиваль «Меридианы Тихого» в следующем году, который объявлен в России годом кино.

Постскриптум в данном случае обязателен. Это еще одна фестивальная традиция: «Меридианы Тихого» заканчиваются вечерним сеансом после закрытия, в 23 часа, где команда отборщиков под руководством Юрия Гончарова, а также переводчики и служба кинопоказа прощаются со зрителями. В этом году в роли фильма-постскриптума выступила «Зимняя песня» Отара Иоселиани.

< Назад в рубрику