Поздно вечером 20 сентября президент Украины Петр Порошенко в эфире украинских телеканалов впервые высказался по поводу ареста депутата Верховной Рады от Радикальной партии, бывшего заместителя командующего батальона «Азов» Игоря Мосийчука. Украинский лидер призвал не считать депутатский мандат «зонтиком», под защитой которого народный избранник может прятаться от правоохранительных органов, анонсировал борьбу с коррупцией на Украине и заодно предупредил, что власти страны не ограничатся задержанием одного только Мосийчука. Это заявление главы государства прозвучало особенно выразительно на фоне событий, которые на Украине называют одной из самых масштабных кампаний по борьбе администрации президента с радикальными вооруженными формированиями внутри страны.
Задержание депутата Мосийчука прямо в здании украинского парламента 17 сентября было обставлено чрезвычайно солидно. Для начала генеральный прокурор Виктор Шокин продемонстрировал народным избранникам кадры оперативного видео, где главный герой — народный избранник от Радикальной партии Игорь Мосийчук — предлагает неким предпринимателям свои платные услуги по ряду направлений. Например, обещает оказать содействие незаконной (исходя из контекста разговора) разработке некоего карьера и помочь договориться по ряду вопросов с представителями Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины. В другом эпизоде народный депутат рассказывает своему собеседнику о расценках на депутатские запросы и получает от него крупную сумму денег.
Прямо в ходе своего выступления Шокин подчеркнул, что на основе этих видеофактов Генпрокуратура Украины выдвинула против Игоря Мосийчука обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса. Представив парламенту доказательства, глава надзорного ведомства предложил снять депутатскую неприкосновенность с Мосийчука и тут же поставил этот вопрос на голосование. Трудно сказать, действительно ли были возмущены происходящим депутаты, но эту политическую партию прокурор выиграл: за лишение иммунитета высказались 262 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов. Менее чем через час Мосийчука задержали бойцы спецназа Службы безопасности Украины, его автомобиль обыскали.
Меру пресечения для радикала суд избрал на следующий день, постановив арестовать депутата Верховной Рады сроком на два месяца по подозрению в совершении ряда уголовных преступлений, среди которых «принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом» (статья 368 Уголовного кодекса Украины), «хулиганство» (статья 296), «угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, исполняющего общественный долг» (статья 350), «вмешательство в деятельность судебных органов» (статья 376), а также «угроза или насилие в отношении судьи, народного заседателя или присяжного» (статья 377).
Естественно, депутат все обвинения отверг, назвав их сфабрикованными, а видеоматериалы, продемонстрированные Шокиным, смонтированными. Не остался в стороне и лидер Радикальной партии Олег Ляшко, который сначала потребовал у спикера парламента слова, а получив отказ, принял участие в парламентской драке, по причине которой заседание Рады были вынуждены закрыть. Несмотря на это Олег Ляшко сделал ряд заявлений для СМИ после выхода из зала пленарных заседаний. Он потребовал от Верховной Рады проголосовать за импичмент президенту Украины, приняв соответствующий закон. Ляшко также обвинил Петра Порошенко в попытке установить на Украине авторитарную власть.
Депутат Мосийчук — человек весьма разнообразных талантов. Известность на Украине он получил, «работая» в должности заместителя командира добровольческого батальона «Азов», который был вынужден покинуть в августе 2014 года после конфликта с людьми, близкими к украинскому предпринимателю Игорю Коломойскому. С 1994 года Мосийчук является членом радикальной националистической организации УНА-УНСО (запрещена в России решением суда). Позже он примкнул к другой неонацистской организации — «Социал-национальная Ассамблея» (тоже запрещенной на территории России).
Политическая биография Мосийчука полна громких скандалов и неоднозначных заявлений. К примеру, после вылазки чеченских бандформирований в Грозном 4 декабря 2014 года, в результате которой погибло 14 полицейских, Мосийчук бурно приветствовал действия радикалов и заявил, что «чеченцы открывают второй фронт». В ответ Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма». В годовщину трагических событий 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов в Одессе Мосийчук объявил, что год назад состоялся «первый победный для Украины бой с исконным врагом» и что в этот день «украинские патриоты отстояли у оккупантов и коллаборационистов украинскую Одессу».
Однако главное качество арестованного депутата — это личная лояльность лидеру Радикальной партии Олегу Ляшко. На парламентских выборах 2014 года, когда политическое объединение получило по результатам выборов 22 места в Верховной Раде, Мосийчук в партийных списках шел под номером 9. Это гарантировало ему кресло народного избранника, что в целом наглядно характеризует степень влияния бывшего заместителя командира добровольческого батальона «Азов» среди «радикалов». Кроме того, имя арестованного депутата называлось в числе основных спонсоров партии Ляшко. На все расспросы о происхождении капитала Мосийчук неизменно отвечал, что его супруга весьма успешно занималась рекламным бизнесом, — по уверениям Мосийчука, это приносило ей до миллиона долларов в год.
Арест одного из ключевых партийных функционеров сильно бьет по позициям Радикальной партии Ляшко: после обнародования оперативного видео появились данные о том, что небольшая группа депутатов готова выйти из парламентской фракции, созданной «радикалами». Косвенно этот факт подтверждают и заявления самого Мосийчука, сделанные сразу после фатального для него голосования в Раде: по словам депутата, как минимум трое его коллег из фракции оказались в числе народных избранников, проголосовавших за лишение Мосийчука депутатского иммунитета.
Этот момент украинские политтехнологи объясняют особенностями парламентской борьбы — согласно этой версии, после выхода Радикальной партии из состава правящей коалиции в ней не стало подавляющего большинства, как следствие — начали пробуксовывать некоторые важные законодательные инициативы, например, проект конституционной реформы Порошенко, который с трудом прошел первое чтение и стал причиной беспорядков у стен парламента 31 августа. В этих условиях выход десятка депутатов из фракции Радикальной партии (у них теперь есть весомый аргумент — коррупционный скандал) и их возвращение в состав коалиции может окончательно лишить парламентскую оппозицию какого бы то ни было влияния в Раде.
Однако наибольший интерес вызывают заявления самого Мосийчука. Буквально за полчаса до своего задержания в стенах украинского парламента депутат Радикальной партии обвинил администрацию президента Порошенко в причастности к организации беспорядков на площади Конституции перед Верховной Радой, где 31 августа произошли столкновения радикалов с силами правопорядка, в результате которых пострадали 140 человек, а трое силовиков погибли в результате взрыва гранаты. Выступая с обвинениями, Мосийчук назвал имя человека, который согласовывал с президентской командой формат противостояния, и призвал министра внутренних дел Арсена Авакова отреагировать на его заявление.
Слова Мосийчука можно было бы списать на богатую фантазию депутата, если бы не один занимательный момент. Именно президентскую команду можно смело назвать основным бенефициаром столкновений возле Верховной Рады: одним из главных итогов этих событий стали репрессии в отношении трех оппозиционных партий: «Укропа», «Свободы» и Радикальной партии Олега Ляшко. Фактически именно после 31 августа, после того, как Порошенко объявил события у Верховной Рады «ударом в спину» и объяснил происходящее происками Кремля, на Украине появился еще один официальный враг — радикальные организации правого толка, на плечах которых нынешние киевские власти въехали в «революцию достоинства».
Эту тенденцию можно проследить, например, в Харькове, где администрация президента сталкивает лбами две радикальных группировки. Можно проследить и в Одессе, где арестован один из местных лидеров запрещенной в России экстремистской группировки «Правый сектор». И под Киевом, где наконец-то задержан один из самых жестоких бойцов батальона «Торнадо» с позывным Моджахед. А если учесть, что Порошенко пообещал не останавливаться на аресте Мосийчука, можно смело прогнозировать: в ближайшие месяцы на Украине развернется широкая кампания по зачистке политического поля от нежелательных элементов. И это, похоже, прекрасно понимают лидеры «Правого сектора», которые поспешили объявить арест Мосийчука частью тенденции «борьбы Порошенко со всеми несогласными».