Глава нью-йоркской фармацевтической компании Turing Мартин Шкрели всего за пару дней стал одним из самых порицаемых людей в США и главным топиком в Twitter-обсуждениях. В августе 2015 года молодой бизнесмен за 50 миллионов долларов выкупил патент на производство лекарства, применяемого для лечения ВИЧ-инфицированных больных, а уже в сентябре поднял стоимость одной таблетки с 13,5 до 750 долларов. Поступок предпринимателя вылился в бурную онлайн-дискуссию о расценках в фарминдустрии и моральных качествах игроков рынка, а за прецедентом пообещала пристально следить даже Хиллари Клинтон.
Теперь даже те, кто далек от проблем ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, а также слыхом не слыхивал про Daraprim (пириметамин), волей-неволей узнают про это лекарство и его нового производителя. Итак, средство используется для лечения токсоплазмоза — паразитарного заболевания, которое часто сопровождает ослабленный иммунитет, — то есть наиболее часто встречается у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Данным группам пациентов, как правило, требуется длительный курс лечения Daraprim. Как подсчитали эксперты из Американского общества специалистов по инфекционным болезням (Infectious Diseases Society of America), при новых ценах на препарат годичный курс приема лекарства обойдется в 634 тысячи долларов. При этом стоимость лечения данным лекарством не покрывается медицинской страховкой.
В своем письме руководству компании Turing специалисты из IDSA назвали новые расценки «не имеющими оправдания». Однако, по мнению Шкрели, резон есть: повышение стоимости Daraprim он объяснил тем, что производящееся с 1953 года лекарство нуждается в доработке, а значит — потребует проведения дорогостоящих исследований. Бизнесмен отметил, что препарат в любом случае стоил неоправданно дешево, и отметил, что на самом деле повысит цены лишь на четыре тысячи процентов, а вовсе не на пять с половиной, как пишут СМИ.
«Нам нужна цена, которая позволит компании получать прибыль от производства лекарства», — пояснил Шкрели. Как только новость о Daraprim оказалась на первых полосах англоязычных СМИ, пользователи Twitter атаковали аккаунт главы Turing. Шкрели припомнили постоянную публикацию фотографий своей «красивой жизни» и работу на Уолл-стрит в прошлом.
Юзеры оставили множество резко негативных комментариев по теме. Пользователи выражали уверенность, что Turing собирается «зарабатывать на смерти». Люди интересовались, хорошо ли Шкрели спится по ночам, учитывая, что он знает, сколько людей из-за него останутся без жизненно важного препарата.
@MartinShkreli @JohnCFierce not sure how you sleep at night knowing in one night you have made it IMPOSSIBLE for people to afford their meds
— Stephanie Himes (@stephanie_himes) 22 сентября 2015
Когда главный редактор портала FierceBiotech Джон Кэрролл попросил Шкрели популярно объяснить, в связи с чем цена лекарства выросла на тысячи процентов, Мартин ответил, что это «великолепное бизнес-решение как для компании, так и для ее акционеров», и что он не надеется на то, что кто-то вроде Кэрролла сможет понять всю суть дела. Ближе к концу дискуссии бизнесмен обозвал журналиста придурком.
Потенциальный кандидат в президенты США Хиллари Клинтон написала в своем Twitter, что «такие скачки цен на специализированные лекарства возмутительны», и пообещала: «Я составлю план, который позволит контролировать эту проблему».
Price gouging like this in the specialty drug market is outrageous. Tomorrow I'll lay out a plan to take it on. -H https://t.co/9Z0Aw7aI6h
— Hillary Clinton (@HillaryClinton) 21 сентября 2015
После заявления Клинтон стоимость акций Turing упала на пять процентов в ходе торгов на Нью-йоркской фондовой бирже.
Вместо конструктивного диалога с подписчиками бизнесмен опубликовал ссылку на композицию рэпера Эминема «The Way I Am» («Вот такой я»), в тексте которой, в частности, есть такие слова:
Звони своему юристу, подавай на меня в суд,
Я буду улыбаться в зале суда и куплю тебе новый гардероб.
Я не хочу быть скупым,
Но такой уж я есть.
Популярности предпринимателю этот пост не прибавил.
Шкрели дал интервью CNBC, в котором объяснил, что лекарство Daraprim является устаревшим и обладает рядом побочных эффектов, которые фармацевты Turing надеются устранить в результате планируемых исследований (например, по словам предпринимателя, таблетки могут вызывать временное бесплодие у женщин). Бизнесмен также пообещал, что постарается добиться от страховых компаний, чтобы те сделали необходимость приема препарата страховым случаем и тем самым облегчили финансовое бремя пациентов. После выступления Шкрели по телевидению многие интернет-пользователи изменили свою точку зрения, о чем сообщили в Twitter.
Большинство освещавших тему англоязычных изданий сошлось во мнении, что в эти дни Шкрели стал самым ненавидимым человеком страны. СМИ также подчеркивают, что случай с Daraprim не уникален: игроки фармацевтического рынка часто удивляют ценообразованием именно в отношении жизненно важных лекарств. Авторы многочисленных материалов выражают надежду, что данный инцидент привлечет внимание к проблеме, которая носит более чем системный характер.