Актерская карьера Джулии Ормонд с самого начала была связана с Россией — одни из первых ролей она сыграла в сериалах «Молодая Екатерина» и «Сталин». Уже потом были «Легенды осени», «Первый рыцарь» и, конечно, «Сибирский цирюльник». Ормонд рассказала «Ленте.ру», как складывались ее жизнь и карьера после Михалкова.
«Лента.ру»: Вы ведь когда-то начинали учиться не в театральной, а художественной школе?
Джулия Ормонд: Да, и некоторое время я пыталась совмещать два эти занятия. Но пересилило желание быть актрисой. Хорошо, что в этот момент рядом со мной были близкие мне люди, которые поддержали это решение.
В свободное время не беретесь за кисть?
Нет, мои отношения с изобразительным искусством ограничиваются уборкой в мастерской моей дочери. Вот она действительно талантливый и увлеченный художник.
Какие актрисы и актеры были вашими кумирами?
Я всегда обожала Элизабет Тейлор: то, что она делает в «Кто боится Вирджинии Вульф?» — великолепно. Мне нравятся также Джуди Денч, Гленда Джексон, Джульет Стивенсон, Ванесса Редгрейв — замечательные британские актрисы. И Роберт де Ниро!
Это и мой любимый актер.
Знаете, работая над ролью, я иногда спрашивала себя: как бы это сыграла Ванесса Редгрейв? Или Мэрил Стрип? Но обязательно ли ограничиваться женскими образами? Почему не спросить: как бы это сыграл Роберт де Ниро?
Но в итоге хороший актер находит свой собственный стиль.
Определить нужную точку в работе над ролью мне помогает интуиция, мой внутренний барометр. Важно понимать, что актерская игра — это не притворство, не что-то поверхностное. Здесь есть рациональная составляющая, конечно, но работа актера требует огромных эмоциональных затрат.
Вы сотрудничали с разными режиссерами и, наверное, у каждого чему-то учились. Чем вам запомнилась работа с Никитой Михалковым?
Никита потрясающе работает с актерами, он много рассказывал мне о моей героине, мы обсуждали тончайшие подробности. И знаете, он делал то, что вообще-то режиссеры делают редко: на репетициях сам показывал мне, как читать мои реплики. Он не заглушает в себе актера: если ты плачешь, он плачет вместе с тобой, вместе с тобой он будет и смеяться — его энергетикой заполнена вся съемочная площадка, но и от тебя взамен он требует полной отдачи.
Рассказывают, что актеров, играющих в фильме юнкеров, он заставил пожить в казарме.
Да, это так. Но у меня же все было по-другому. Моя Джейн — родом из Чикаго, и некоторое время я провела там, общаясь с историками, которые рассказывали мне о городе, о том времени, когда моя героиня жила там.
На съемках вы оказались в такой же ситуации, как и ваша Джейн: иностранка, одна в России...
А ведь действительно! Но Россия уже не была для меня чужой, поскольку я снималась и в «Сталине», и в «Молодой Екатерине». Хотя там было несколько иначе: международная команда, с европейскими и американскими актерами. Съемки «Сибирского цирюльника» стали совершенно новым для меня опытом. Во-первых, это были очень продолжительно по времени. Съемочных дней в России у меня было больше, чем за всю карьеру в Голливуде. Мы долго готовились, репетировали, обсуждали. К тому же в российском кино принято снимать длинные планы. В Америке можно снять несколько дублей и остальное сделать с помощью монтажа — в России не так. Особенно мне понравилось, что в условиях ограниченных технических возможностей российские актеры, костюмеры и операторы иногда находили очень интересные художественные решения.
Чем отличаются российские, европейские и американские актеры в профессиональном плане?
Британская актерская школа — это прежде всего выучка, блестящий профессионализм. Я вообще-то собиралась работать в театре, изредка снимаясь в кино, но сложилось иначе. В Голливуде из актера делают звезду. Это не так плохо, как кажется, потому что формирует уважительное отношение к профессии, а кроме того, вся индустрия, многие рабочие места держатся на системе звезд. В работе с российскими актерами важен дух сотрудничества — мы советовались, делились друг с другом. И у меня были потрясающие партнеры — Олег Меньшиков, Алексей Петренко. Да и все остальные! Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни.
Судя по всему, после съемок в России у вас начался новый этап в карьере.
Дело в том, что съемки заняли не полгода, как планировалось, а полтора. И когда я вынырнула из этого, мне захотелось новой жизни. Я стала продюсером, сделала два документальных фильма, один из них получил премию «Эмми». Активно занимаюсь политикой — благодаря нашим усилиям в Калифорнии был принят закон о том, что все крупные компании должны предъявить доказательства того, что используют продукцию, созданную только легальным трудом.
Вы также снимаетесь в сериале «Ведьмы Ист-Энда», появлялись в популярном проекте «Безумцы».
В телевизионном кино сейчас происходят интересные вещи. Во-первых, зритель все чаще предпочитает смотреть кино на малом экране, во-вторых, здесь настоящий бум хороших сценариев. Телевизионщики не боятся рисковать, тут теперь работают самые талантливые профессионалы. А что касается ролей в эпизодах и ролей второго плана — они часто бывают интереснее главных. В главной роли ты слишком зависим от режиссера, продюсера и всех, кто пристально следит за твоим образом. В ролях второго плана ты свободнее и можешь больше импровизировать.
Необязательно называть точные цифры, но все же: актеры в Голливуде действительно получают такие большие гонорары, как сообщается в пресс-релизах? Или это часть рекламной кампании фильма?
Вы затронули очень интересную тему. С одной стороны, гонорары звезд постоянно растут, но из-за этого студии часто экономят на зарплате других участников проекта. С другой стороны, традиционно более высокие гонорары получают мужчины — и актеры, и представители других творческих профессий. Звездам действительно много платят, но ведь и расходы у них большие. Когда-то давно мой коллега по театру научил меня обязательно откладывать деньги на черный день. То есть запас на случай, когда ты по тем или иным причинам отказываешься от предложения и ждешь следующего. А с тех пор, как у меня родилась дочь, мне приходится более тщательно планировать свой график.
Многие актеры и тем более красивые актрисы снимаются в рекламе.
О, это как раз то, против чего я все время борюсь. Весь мир моды и косметики — это постоянное напоминание женщинам, что они должны стремиться выглядеть моложе. Актрисы и модели, снимающиеся в рекламе, как бы говорят другим женщинам, что те недостаточно хороши. С одной стороны, киноиндустрия требует определенных стандартов, но необходим баланс между стремлением к совершенству и пониманием, что люди могут меняться. Мне пятьдесят, не требуйте от меня идеальной внешности. Моя жизнь сейчас — это моя работа, моя семья, мои общественные интересы.