Старая поговорка рекомендует не дарить голодному рыбу, а вручить ему удочку. В кризис, когда одни торговые площадки повышают комиссионный процент, а другие просто закрываются, «удочкой» для производителей одежды, аксессуаров и украшений стали соцсети. «Лента.ру» узнала у российских дизайнеров и ювелиров, как они продвигаются в Facebook и Instagram.
Одна из привлекательных сторон соцсетей — их многофункциональность. Это та удочка, которой можно не только ловить рыбу, но и, скажем, закидывать письма в окно соседнего дома. Владелец небольшой марки получает в Facebook и Instagram бесплатную витрину для демонстрации своих изделий, почту и мессенджер для коммуникации с потенциальными клиентами, площадку для проведения лайк-конкурсов и лотерей (покупатели любят подарки) и легкий — в один клик — способ переправки потенциальных и уже заинтересовавшихся товаром покупателей в интернет-магазин дилера продукции, если таковой имеется. Создатели Facebook встроили в систему и функцию платной рекламы для расширения круга подписчиков среди выбранной целевой аудитории. Можно продвигать свои изделия в личном аккаунте, можно создать аккаунт бренда, а лучше использовать и то, и другое.
«Закончив украшение, я испытываю восторг. Порой просто в груди щекотно от удачно сделанной работы. А таким чувством хочется поделиться. Вот я и выкладываю в соцсети результаты своего труда. Кто-то «лайкает», показывает и рекомендует друзьям. Нельзя сказать, что я намеренно веду Instagram в рекламных целях, но эти функции сами собой работают. Соцсети устраняют дилерское посредничество, прямой контакт с клиентом приятен и мне, и клиенту. Мне — потому, что я могу максимально точно понять, что заказчик хочет получить. А клиенту — потому, что он приобщается к созданию работы. Покупатели «лайкают», пишут мне и делают заказы, в индивидуальном порядке я могу сделать скидку.
Сети для меня выгоднее, чем сдавать вещи на реализацию: мне не нужно делиться с посредником и платить за аренду торговой точки. Но аккаунт — это инструмент, его надо настраивать, развивать, делать интересным. Грамотно выдерживать в одном стиле, регулярно обновлять статусы, публиковать новые работы, добавлять описания. Это задача пиарщика на самом деле. Не все мастера могут себе позволить держать пиарщика».
«Когда мы основали марку четыре года назад, оффлайн-магазины были нашими основными партнерами. Сегодня 90 процентов продаж приходится на интернет. В социальных сетях бренд MyKi представлен на Facebook и в Instagram — в нашем случае я бы назвала их идеальной витриной. Непосредственные продажи через аккаунт случаются редко, но часто клиенты, видя то или иное фото, связываются с нами, задают вопросы, смотрят варианты и тогда уже совершают покупку. Кроме того, некоторые наши партнеры нашли нас через соцсети. Например, ГМИИ им. Пушкина, для которого мы в итоге сделали специальную коллекцию «Le Tresor de Troi».
«Мы только полгода ведем Instagram. Пока рано говорить о продажах — сейчас это работает как реклама, информация о новых коллекциях и скидках. Есть крупные клиенты, пришедшие благодаря этой соцсети, — например, байеры ГУМа пришли, прочитав отзыв о коллекции в Instagram Эвелины Хромченко. Пока я не поняла, какая из соцсетей перспективнее в плане продаж и насколько совпадают аудитория Instagram и круг наших потенциальных покупателей, но в целом перспектива чувствуется однозначно. Даже жаль, что мы поздно начали работать с Instagram».
«У нас идут продажи через Instagram и Facebook. Размещаем в аккаунтах фотографии наших украшений, даем ссылки на сайт. Везде указаны наши контакты, и люди звонят или оформляют заказы через интернет-магазин. Год назад у нас имелись группа во «ВКонтакте» и страница в Facebook, но они были не очень активными. Мы стали развивать эти направления, аудитория выросла за это время в десять раз. В соцсетях удобно давать рекламу, она стоит недорого и можно отследить каждого покупателя. Легко распространять акции и новости. Охват публикаций — от 500 до 7000 пользователей. Мы регулярно устраиваем конкурсы и дарим что-то из своих изделий. Это тоже расширяет аудиторию и вовлекает как существующих клиентов, так и потенциальных в диалог с маркой. Сильный инструмент — красивые фотографии: соцсети на 90 процентов визуальны.
Очень важно активно реагировать на комментарии и вопросы. У нас время отклика — три минуты. Уведомления приходят всем сотрудникам, и отвечает первый, кто может отложить остальные дела».
«MARKIN ведет продажи через соцсети. Мы начали использовать Facebook около года назад, шесть месяцев спустя добавился Instagram. Есть определенная разница в аудиториях. Facebook в целом более «возрастной», в Instagram — более оперативный отклик. Кроме того, в Instagram нет легальной платной рекламы (я не имею в виду спам и «накрутку»), так что весь пользовательский интерес там честный. Хорошо работают в соцсетях дисконтные предложения».
«Я не могу рассказать, как организован мой бизнес в Instagram, потому что он не организован. Есть бизнес-аккаунты брендов и есть личные аккаунты, через которые тоже можно продавать, — такие как мой. Я завела Instagram просто так, как пользователь, потом стала выкладывать свои вещи — демонстрировала хобби. Долго на вопросы о том, где можно их купить, отвечала, что вяжу для себя, не продаю, а потом согласилась раз, другой — и это стало бизнесом. Я никак специально не привлекаю аудиторию. У меня красивые работы, хорошая подача и то, что я называю «чуйкой». Плюс я знаю, что делаю качественно, и что людям нравится то, что я делаю. Instagram отлично мне подходит: это визуальная площадка, и она очень быстро растет. Рост идет вирусно: пользователи видят, что "лайкает" их подписчик, и таким образом о тебе узнают новые люди».
«Пока я не продаю готовую мебель, работаю строго по индивидуальным заказам, но в планах поставить наиболее удачные вещи на поток и продавать их, в том числе и через соцсети. Пока через соцсети продаж у меня очень мало, 1-3%, они скорее выступают как имиджевый ресурс и реклама. Но у них большой потенциал — ведь поколение новое растет. Пока самой перспективной представляется Facebook, «ВКонтакте» — самой слабой сетью в плане продвижения мебели. Думаю над продвижением в Instagram, но нужен специалист, который этим займется».
«У меня соцсети работают не очень. Несмотря на суммарный охват, продают они плохо. Но я сам в этом виноват — в своих аккаунтах больше внимания уделяю не самому продукту, а некой истории, в контексте которой он возникает. В итоге человек "покупает" историю: меня самого, архивные фото, картины советских художников, Москву, как я ее вижу. Предложение купить кроме этого еще и бабочку или шляпу выглядит неуклюже, и все, включая меня самого, это понимают. Нужны отдельные, не персонализированные аккаунты бренда в соцсетях — они продают. Собираюсь заняться их развитием».