Как живется детям в приемных семьях и каково это на самом деле — растить ребенка, который не приходятся тебе родным по крови? Чтобы россияне узнали больше об обычно скрытых от чужих глаз аспектах усыновления, и был придуман первый Всероссийский конкурс дневников приемных семей. В настоящий момент он идет полным ходом, и организаторы каждый день получают все больше интересных писем. «Лента.ру» публикует одну из таких историй. Россиянка Галина Конева из Пензенской области рассказала о своих 13 усыновленных и двух родных детях.
Каждый ребенок мечтает о близком человеке, чтобы поделиться своим горем и счастьем. Так думали мы с мужем, посещая детские дома, вручая подарки детям.
«А наша семья способна на такое благое дело?» — размышляли мы.
В спорах и дискуссиях на эту тему пришли к выводу: сможем, и в этом нас поддержали наши сыновья, хотя понимали, что с приходом в семью других детей им будут меньше уделять внимания.
Изучив вопрос, поняли, что сложнее приходится тем семьям, которые усыновляют более взрослых детей. В этом случае и родителям и ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть друг к другу, достичь взаимопонимания в наиболее важных вопросах. Адаптация ребенка в приемной семье может быть достаточно сложной из-за страха, что если от него отказались биологические родители, приемные могут сделать так же.
В 2007 году, наконец, решили взять ребенка. Это была восьмилетняя девочка, звали ее Кристина. Всего год назад она потеряла маму. Бабушка после смерти дочери стала сильно пить, органы опеки решили забрать Кристину в детский дом. И мы приложили все усилия, чтобы она не попала туда. Целых полгода девочка ждала, что ее заберет бабушка. Маленький, замкнутый, стеснительный человечек...
Мы поняли, что ей необходимы любовь, ласка, отогревающая душу. Определили круг ее интересов, стали подолгу беседовать на различные темы. Часто беседы наши переходили в споры и дискуссии, которые способствовали развитию девочки, формировали ее творческое мышление, воображение. Труд — основа жизни. Эту мысль тоже старались укреплять в сознании девочки. Вместе с ней выполняли домашние задания, много читали. Большое влияние уделяли тому, что девочка должна в будущем быть хорошей хозяйкой.
Прошло восемь лет. Кристина стала удивительным ребенком! Раскрепощенная, сильная духом, она успешно учится в школе, в ее портфолио 50 почетных грамот.
В 2008 году в очередной раз посещали детский дом. Маленький ребенок, протягивая ручонки, направился к нам, при этом лепеча: «Мама, мама». Это оказалась девочка Настенька. Ей был год и четыре месяца. Так появилась она у нас. Сколько хлопот и забот принес этот ребенок, но одновременно и радостей. Вместе с ней мы учились ходить на горшок, не кушать все подряд, подбирая с земли. Пришлось приложить очень много усилий и терпения, чтобы научить и накормить вечно голодного ребенка. Сейчас Настенька учится во втором классе, школьная программа дается нам очень тяжело, сказываются проблемы после рождения. Но мы уверены, что и этот этап мы преодолеем. Насте очень нравится танцевать. Мы посещаем кружок танцев и православную школу.
2009 год, весна. Неожиданно к нам в дом приходит девушка и прямо с порога заявляет: «Возьмите меня к себе!».
Пятнадцатилетняя Юля побывала в двух приемных семьях, но по разным причинам возвращалась в детский дом, не теряя надежду найти настоящую семью и взаимопонимание в ней. О нашей семье она узнала от своих друзей, познакомилась и подружилась со старшим сыном Николаем и пришла к нам. Посмотрев в глаза девочки, не смогла отказать ей в приюте, хоть и заранее предвидя, что с этим ребенком будет очень непросто налаживать отношения.
Юля была в таком возрасте, когда улица притягивала ее, как магнит. Не понимала, что такое семья, как люди должны жить в семье. В воспитании Юлии, сами того не осознавая, приняли активное участие наши дети: каждый старался поговорить с ней, поддержать ее, проявлял интерес и заботу о ней. Она закончила 9 классов, поступила в многопрофильный колледж. Закончив его, вышла замуж и сейчас у нее маленький ребенок. Мы с удовольствием общаемся, помогаем ей, а она уверена в том, что в трудную минуту ей есть к кому обратиться за помощью.
В этом же году мы приняли еще одного подростка. Четырнадцатилетний Саша уже побывал в нескольких детских домах. Многострадальная душа... Характер был весьма сложный. Долгие беседы с Сашей, горячее желание помочь ему вызвали отклик в его душе. «Усыновляйте меня!» — попросил он. Пришлось разъяснить подростку, что мы любим его, но у него будут потеряны льготы для поступления в институт, а для его дальнейшей жизни образование очень важно, оно необходимо.
Выбор будущей профессии — очень важный шаг. Саша советовался с нами, куда пойти учиться, кем быть. Наконец-то единодушно выбрали Санкт-Петербургскую военно-космическую академию. Саша разделил наше убеждение: профессия военного, защита Родины — это для него. В 2013 году он поступил в академию, в январе 2014 года уже участвовал на параде в Санкт-Петербурге , а 9 Мая 2014 и 2015 года — в Москве.
Наши младшенькие ликовали, когда узнали, что старшего наградили медалями за участие в парадах, посвященных 69-летию и 70-летию Победы.
В 2011 году нам предложили взять Артемку. Мы приехали в детский дом и узнали, что у него есть еще маленькая сестренка Оля, которая в девять месяцев еще не умела даже сидеть. Взяли обоих. С ней нам пришлось трудно, мы начинали все с самого начала: учились сидеть, ходить, говорить, есть. А сколько было у них крику, чтобы только им уделяли внимание! И это мы все прошли, теперь у нас растут два одуванчика, два рыжих солнышка. Артем теперь очень внимательный и сообразительный мальчик, он очень любит играть с конструктором, строить дома, замки, самолеты — это наш будущий строитель. Оля — подвижная непоседа, любит, чтобы ей читали разные книги, играть в куклы; заботится о котятах и командует мальчишками.
В январе 2013 года мы взяли двойняшек Сашу и Данила. У Данилы оказалось заболевание ДЦП. Левая нога и левая ручка плохо его слушаются, нам приходится часто лежать в больнице, так как это заболевание требует большого внимания к ребенку. Даня — папин любимец, они с Сашей как бы невольно разделились: Даня ближе к папе, а Саша — ко мне.
Саша заботливый добрый малыш, в свои пять лет понимает, что Даниле очень трудно одеваться, обуваться и он с радостью помогает справиться с этим. В феврале мы узнали, что у них есть еще три сестры и еще один брат.
Нам удалось забрать их всех, и мы с детьми рады, что их не распределили по разным детским домам.
Старший Стас — у него трудный характер: если что-то не так, как он хочет, начинает плакать, у него сильные отставания в успеваемости в школе. Он, конечно, старается, но у него все равно не получается. Мы помогаем ему преодолевать эти трудности. По дому он нам помогает, особенно папе, хочет научиться у него всему.
Его сестренка Юля — невысокая, маленькая девочка, с карими глазами, с вьющимися волосами. Это человек настроения, если она что-то захочет сделать, то сделает это хорошо, а если не хочет, то будет делать из рук вон плохо. Она учится в третьем классе, знания средние, мы стараемся заинтересовать ее учебой, читаем с ней, разговариваем, привлекаем к добросовестному выполнению домашних поручений.
Вика — это совсем другой ребенок, она отличается от своих братьев и сестер. Учится хорошо, учеба дается ей легко, небольшие проблемы с речью, но это мы преодолеем. Она любит рисовать, лепить из пластилина.
У них есть еще одна сестра, Кристина, она инвалид с детства, ей уже восемь лет, но развитие у нее остановилось на четырехлетнем возрасте. Ее мы учили есть ложкой, умываться, ходить в туалет, одеваться ,нормально разговаривать —делать все то, что умеет любой нормальный ребенок. В этом году она пошла в первый класс во вспомогательную школу-интернат. Мы гордимся ею: она за это время достигла удивительных результатов.
Летом 2013 года у нас появился еще один сын, одиннадцатилетний Никита. Это было что-то... Нам в детском доме его нахвалили: сказали, что это хороший, идеальный ребенок. Но оказалось, до детского дома он жил с прабабушкой и у него была полная свобода действий.
Уже после усыновления узнали, что Никита с шести лет курит, а обмануть взрослых обычное для него явление.
Пришлось взять его под полный контроль. Никита учится хорошо, но мог бы еще лучше. Знания даются ему легко, но улица очень притягивает, соблазняет. Приходится с ним много беседовать на тему «что такое хорошо и что плохо». Все старшие уделяют ему особое внимание, так как у него идет подростковый период. В это лето Никита много помогал папе на стройке, а мне — в огороде. Со старшим братом совершал пробежки по вечерам.
Если описывать характеры и судьбы всех наших детей, то не хватит листов и времени. У нас их пятнадцать! У каждого свой нрав, свой гонор, свой характер! Но все дороги нам. Мы очень стараемся через внимание, заботу и любовь дать им верное направление в жизни, четкое представление о том, что такое дружная семья.
Всероссийский конкурс дневников приемных семей «Наши истории» придуман благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. «Лента.ру» благодарит организаторов за предоставленные данные.