28 сентября в Нью-Йорке впервые за последние десять лет с речью выступил президент России Владимир Путин. Согласно регламенту организации, на каждое выступление отведено ровно 15 минут. Глава государства высказался по самым актуальным вопросам мировой политической и экономической повестки и представил российскую позицию в отношении борьбы с терроризмом и будущего ООН. «Лента.ру» создала традиционную подборку самых ярких цитат из речи президента.
Разногласия в ООН были всегда, на протяжении всех 70 лет существования организации, и право вето применялось всегда, им пользовались и США, и Великобритания, и Франция, и Китай, и Советский Союз, позднее — Россия (...) Это совершенно естественно для столь многоликой и представительной организации.
Россия на основе широкого консенсуса готова к работе по дальнейшему развитию ООН со всеми партнерами, но мы считаем попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Это может обрушить архитектуру международных отношений. Это будет мир, в котором вместо по-настоящему независимых государств будет множиться число протекторатов, управляемых извне территорий.
Сегодня чуть ли не нормой стали односторонние санкции в обход устава ООН, которые не только преследуют политические цели, но и служат способом устранения конкурентов на рынке.
Ключевой задачей международного сообщества во главе с ООН остается обеспечение мира, региональной и глобальной стабильности. На наш взгляд, речь должна идти о формировании пространства равной и неделимой безопасности. Безопасности не для избранных, а для всех. Да, это сложная, трудная, длительная работа, но альтернативы этому нет.
Россия считает огромной ошибкой отказ от сотрудничества с сирийскими войсками в борьбе с терроризмом; кроме них никто реально с терроризмом не борется.
Политические, социальные проблемы назревали в этом регионе давно, люди там, конечно, хотели перемен. Но что получилось на деле? Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса — насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся.
Отказ от сотрудничества с президентом Сирии Башаром Асадом в борьбе с ИГИЛ является огромной ошибкой, только правительственные войска и курдское ополчение реально борются с ИГИЛ в Сирии.
Считаем любые попытки заигрывать с террористами пожароопасными. Террористическая угроза может охватить весь мир. Обкатку в лагерях террористов проходят боевики из разных стран мира, в том числе из Европы. Нельзя допустить, чтобы эти головорезы, которые уже почувствовали запах крови, вернулись к себе домой и там продолжили свое черное дело.
Само «Исламское государство» возникло не на пустом месте. Его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов.
Поставщиком рекрутов является Ливия, чья государственность была разрушена в результате грубого нарушения резолюции СБ ООН №1972, а сейчас ряды радикалов пополняют члены так называемой «умеренной» сирийской оппозиции, поддержанной Западом.
Положение дел более чем опасное. В такой ситуации лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью и оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, пытаться поставить их себе на службу для достижения собственных политических целей.
Мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и общими интересами. На основе международного права объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. (...) Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеют зло и человеконенавистничество. И, конечно, ключевыми участниками такой коалиции должны стать мусульманские страны, ведь «Исламское государство» не только несет им прямую угрозу, но и своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию — ислам.
Уже в ближайшие дни Россия как председатель Совета Безопасности созывает министерское заседание для комплексного анализа угроз на пространстве Ближнего Востока. Прежде всего предлагаем обсудить возможность согласования резолюции о координации действий всех сил, которые противостоят «Исламскому государству» и другим террористическим группировкам.
Поток людей, вынужденных покинуть родную землю, буквально захлестнул сначала соседние страны, а потом и Европу. Здесь счет идет на сотни тысяч, а может пойти и на миллионы людей. Это, по сути, новое, великое, горькое переселение народов и тяжелый урок для всех нас, в том числе и для Европы.
Хочу подчеркнуть, что беженцы, безусловно, нуждаются в сострадании и поддержке, однако кардинально решить эту проблему можно только путем восстановления государственности там, где она была уничтожена, путем укрепления институтов власти там, где они еще сохранились или воссоздаются, путем оказания всесторонней помощи — военной, экономической, материальной — попавшим в трудное положение странам и, конечно, тем людям, которые, несмотря на все испытания, не покидают родных мест.
Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем-то раз и навсегда единственно правильной. Всем нам не стоит забывать опыт прошлого. (...) В этом же ряду вопрос о так называемой легитимности государственной власти. (...) Нельзя играть и манипулировать словами. В международном праве, в международных делах каждый термин должен быть прозрачен, понятен, должен иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии.
Блоковое мышление времен холодной войны и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег все еще, к сожалению доминирует. (...) Сначала продолжили линию на расширение НАТО — спрашивается, ради чего, если Варшавский блок прекратил свое существование, Советский Союз распался? Тем не менее НАТО не только остается, но еще и расширяется, так же как ее военная инфраструктура. Затем поставили постсоветские страны перед ложным выбором: быть им с Западом или с Востоком. (...) Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьезным геополитическим кризисом, это и произошло на Украине, где использовали недовольство значительной части населения действующей властью и извне спровоцировали государственный переворот. В результате вспыхнула гражданская война.
Мы убеждены — остановить кровопролитие, найти выход из тупика можно только при полном, добросовестном выполнении минских соглашений от 12 февраля текущего года. Угрозами, силой оружия целостность Украины не обеспечить. А нужно это сделать. Нужен реальный учет интересов и прав людей на Донбассе, уважение к их выбору, согласование с ними, как это и предусмотрено минскими договоренностями, ключевых элементов политического устройства государства. (...) В этом залог того, что Украина будет развиваться как цивилизованное государство, как важнейшее связующее звено в строительстве общего пространства безопасности и экономического сотрудничества как в Европе, так и в Евразии.
Среди проблем, которые затрагивают будущее всего человечества, такой вызов, как глобальное изменение климата. Мы заинтересованы в результативности Климатической конференции ООН, которая состоится в декабре в Париже. В рамках своего национального вклада к 2030 году планируем ограничить выбросы парниковых газов до 70-75 процентов от уровня 1990 года. Однако предлагаю посмотреть на эту проблему шире. Да, устанавливая квоты на вредные выбросы, используя другие тактические меры, мы, может быть, на какой-то срок снимем остроту проблемы. Но, безусловно, кардинально ее не решим.
В статье использованы материалы РБК, РИА Новости, ТАСС, «Интерфакс»
Деятельность экстремистской группировки «Исламское государство» запрещена на территории России