Бизнес
08:06, 2 октября 2015

Смерть дизеля Скандал с Volkswagen ударит по Германии

Александр Волобуев
Фото: Carlos Barria / Reuters

Фальсификация данных по выбросу вредных веществ в атмосферу дизельными автомобилями Volkswagen может не только подпортить финансовое положение автогиганта, но и поставить под сомнение легендарную надежность немецких машин. Потери компании, вероятно, окажутся куда больше рекордного штрафа в 18 миллиардов долларов, если учесть репутационный ущерб и потенциальные иски автовладельцев. Это отразится на автопроизводителях всего мира, а число железных коней с дизелем в Европе может сократиться.

Черная пятница VW

Германский автоконцерн Volkswagen AG, по итогам полугодия обошедший своего главного конкурента Toyota и лидировавший по числу проданных машин по всему миру (около 5,04 миллиона), может показать менее впечатляющие результаты во второй половине 2015-го. Американцы уличили немцев в обмане потребителей и регуляторов. В пятницу, 18 сентября, которая, наверняка, станет черной в календаре VW, Агентство по охране окружающей среды США (EPA) обнародовало информацию о фальсификации тестирования дизельных автомобилей концерна на содержание вредных выбросов. Хитроумное программное обеспечение, установленное на немецких машинах, определяло, что двигатель тестируют, и переводило его в максимально экологичный режим. Это позволяло обходить жесткие американские требования по вредным выбросам.

Как утверждает американская пресса, обман вскрылся случайно — благодаря Центру альтернативных двигателей и выбросов при Университете Западной Вирджинии. Научные сотрудники хотели выявить различия между выхлопами американских и европейских дизельных автомобилей. Для тестирования они арендовали BMW Х5, Volkswagen Jetta и Passat и были удивлены показателями вредных выбросов VW. Хитрое ПО на сей раз не сработало, поскольку уровень выбросов оксида азота у машин проверяли не только в лабораторных условиях, но и на дороге в режиме обычной эксплуатации. «В такой ситуации ученые первым делом начинают сомневаться в корректности условий тестирования», — цитировала The Wall Street Journal главу исследовательского центра Дэна Кардера. Повторные тесты подтвердили: выбросы Jetta превышали допустимые нормы почти в 35 раз, Passat — в 20 раз. Эти сведения передали в EPA и Калифорнийской организации по охране воздушных ресурсов (CARB).

Volkswagen на удивление быстро признал нарушения, после чего решил отозвать около 500 тысяч автомобилей, проданных за последние пять лет в США. Все они оснащались двухлитровыми турбированными двигателями серии EA189 стандарта Евро-5, на которых и обнаружили дефективные программы. Аналогичные силовые агрегаты устанавливали также на Audi, Skoda и Seat — эти марки тоже принадлежат концерну. Всего в Volkswagen AG насчитали почти 11 миллионов машин, нуждающихся в проверке. «Дизельный скандал» или «дизельгейт», как окрестила его зарубежная пресса, стремительно набирал обороты.

Бьют по репутации

23 сентября гендиректор Volkswagen AG Мартин Винтеркорн ушел в отставку, вместо него назначили руководителя Porsche Маттиаса Мюллера. В отпуск до выяснения обстоятельств фальсификаций были отправлены Ульрих Хакенберг, отвечающий за техническое развитие Audi, глава подразделения по развитию бренда VW Pkv Хайнц-Якоб Нойссер и глава отдела R&D Porsche Вольфганг Хатц, сообщало Reuters.

На этом руководство Volkswagen AG не остановилось: полномочия отдельных марок и региональных структур решили расширить, а состав правления поменять. В частности, Volkswagen AG покинул Кристиан Клинглер, ответственный за продажи и маркетинг (в самой компании говорят, что эту отставку запланировали еще до скандала). Кроме того, наблюдательный совет концерна пообещал больше внимания уделять повышению эффективности. Для этого в VW будут созданы новые структуры, отвечающие за продуктовую стратегию, развитие новых направлений, долевое участие, технологии в сфере connected car и управление выбросами CO2. Новую модель управления планируется внедрить в начале 2016 года.

Расследованием инцидента с подтасовкой VW результатов экологических тестов занялся Минюст США. Немецкому автопроизводителю в Штатах грозит штраф до 18 миллиардов долларов (37,5 тысячи долларов за каждый проданный автомобиль с двигателем EA189), то есть больше годовой прибыли концерна. На устранение нарушений компания уже зарезервировала 6,5 миллиарда долларов на третий квартал 2015-го.

По мнению эксперта автомобильной индустрии Сергея Литвиненко, косвенные издержки Volkswagen AG могут превысить рекордный штраф американских регуляторов. «Потеря доверия потребителей в Европе или Америке способна нанести более существенный ущерб», — полагает он, поскольку именно рынки США и Европы являются ключевыми для концерна. Кроме того, по его словам, автогиганту придется нивелировать негативный репутационный эффект и устранять технические недостатки машин с вредоносным ПО. «Дополнительная угроза для VW — возможные иски потребителей, оценить которые в данный момент сложно, но суммы также могут быть существенными», — добавляет эксперт. Компания уже подешевела на 40 процентов — с 78 до 47 миллиардов долларов (по состоянию на 2 октября). Только за первый день «дизельного скандала» акции VW обвалились на 20 процентов. За ними потянулись акции и других автопроизводителей, в частности, BMW.

Вслед за США проверять дизельные автомобили принялись европейские надзорные органы. В Испании, Швейцарии, Италии, Нидерландах и Бельгии остановили продажи дизельных VW. А Мартина Винтеркорна СМИ назвали фигурантом дела о мошенничестве. 1 октября прокуратура города Брауншвейг опровергли это, заявив, что оснований для расследования против него нет. Дела о коррупции могут быть открыты в Швеции и Испании.

Спастись в России

Вслед за европейскими регуляторами от российского подразделения Volkswagen («Фольксваген Груп Рус») потребовал объяснений Росстандарт. Но российских чиновников в условиях санкций больше заботит устойчивость развития автопрома, чем чистота воздуха (продажи легковых автомобилей в РФ за 8 месяцев упали на треть, а машин VW — на 42 процента, по данным АЕБ).

Минпромторг отчаянно пытается помочь автопредприятиям различными программами поддержки: льготным автокредитованием и лизингом, обновлением автопарка. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров еще до официального ответа «Фольксваген Груп Рус» поспешил заверить, что Росстандарт никаких претензий к автопроизводителям не предъявляет. «У нас проблем с нарушением наших норм и наших стандартов на сегодняшний день нет. Это касается не только Volkswagen», — цитировал чиновника ТАСС. В Росстандарте «Ленте.ру» подтвердили, что запросили в Volkswagen «необходимые разъяснения» и на сегодняшний день «информацией о нарушениях установленных требований не располагают».

Как рассказал «Ленте.ру» завотделом «Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта» НИИ автомобильного транспорта Юлий Кунин, недавно российский автопром поступил почти как VW, только открыто. Производители грузовиков отказались устанавливать на свои машины стандарта Евро-5 функции диагностического контроля, фактически блокирующие возможность использовать машину без заправки жидкостью AdBlue (позволяет снизить выбросы вредных веществ). Это автоматически переводит машину по уровню вредных выбросов из Евро-5 в Евро-1, утверждает эксперт.

Вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Олег Моисеев полагает, что резкого падения продаж выпускаемых Volkswagen AG автомобилей VW, Audi, Skoda, Seat в России не будет. «У нас экологические стандарты намного мягче, чем в Америке или Европе, поэтому вряд ли Volkswagen попадет под запрет. С точки зрения госрегулирования, двигатели проходят по действующим требованиям», — уверен он. По данным аналитического агентства «Автостат», легковых дизельных VW за 2009-2015 годах в Россию было поставлено 65,3 тысячи единиц, а легких коммерческих автомобилей — 48,4 тысячи. В целом в парке легковых автомобилей машины с дизельными двигателями составляют лишь 4,4 процента, среди новых машин — около 7 процентов.

Не стоит забывать и то, что Volkswagen входит в пул европейских компаний, для которых Россия остается стратегическим рынком: концерн инвестировал в сборочное предприятие в Калуге и новый завод по выпуску двигателей (1 миллиард евро и 250 миллионов евро соответственно), отмечает Моисеев.

Спада спроса на автомобили Volkswagen не наблюдается, а делать какие-либо прогнозы пока рано, говорит менеджер одного из московских официальных дилеров немецкого концерна. По его словам, из восьми моделей автомобилей Volkswagen, которые продает центр, дизельными двигателями оснащены только две — Touareg и Tiguan. «Каких-либо изменений в покупательской активности по маркам Volkswagen и Skoda на фоне "дизельного скандала" мы не наблюдаем», — добавляет руководитель экспертно-аналитического управления дилера «Автомир» Артем Зябин. У марок немецкого концерна традиционно хорошая репутация в нашей стране, отмечает топ-менеджер, а экологические проблемы далеко не в приоритете при выборе автомобиля. «К тому же, в отличие от Европы (там на дизели приходится более 50 процентов — прим. «Ленты.ру»), в России доля дизельных двигателей в продажах Volkswagen около 11-12 процентов, включая коммерческий транспорт. Повышать цены из-за этого точно никто не станет, а вот в ЕС или США они могут даже снизиться», — считает он.

Дилеры «Рольф», «ТрансТехСервис», «АвтоСпецЦентр» не стали комментировать скандал с автомобилями Volkswagen. В «Фольксваген Груп Рус» на вопросы «Ленты.ру» не ответили.

Достанется всем

Аналитики агентства Fitch уже заявили, что ситуация с дизелями Volkswagen отразится на автопроме всего мира, прежде всего европейском. По их мнению, «дизельгейт» может привести к сокращению авто с дизельными двигателями в Европе и возврату к традиционному бензину, а также ускорить рост сектора транспортных средств с топливными элементами, электрическими и гибридными установками. «В более широком смысле весь транспортный сектор может быть этим затронут, если тестирование выбросов принципиально повлияет на потребителей и отношение регуляторов к автомобилям», — говорится в релизе Fitch. Очевидно, что кризис в автопроме Германии, где сегодня задействовано до 750 тысяч человек, скажется на всей немецкой экономике.

Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов говорит, что «на уровне ассоциаций» можно усмотреть в истории с VW элементы политики по сдерживанию Германии со стороны ее «заокеанского друга» и одновременного втягивания ее в трансантлантическое экономическое партнерство. «Сдерживаем и вовлекаем еще глубже в союз, экономический и политический — такова стратегия США в отношении ФРГ», — полагает он. Однако эксперт подчеркивает, что фактов, напрямую свидетельствующих о давлении на Берлин, нет, поэтому наиболее вероятно, что идет борьба за рынок. «Volkswagen в этом году демонстрировал очень хорошую динамику развития и продаж (за полугодие продано 5,04 миллиона машин, консолидированная чистая прибыль в 1 квартале — 2,9 миллиарда евро). Поэтому обострение внимания к качеству автомобилей концерна по различным, в том числе экологическим опциям, было прогнозируемо», — говорит Слатинов. По словам эксперта, германский автопроизводитель «дал конкурентам возможность активно играть на его понижение».

< Назад в рубрику