С началом военной операции России в Сирии актуализировалась давняя проблема — немалое количество выходцев из Средней Азии и Казахстана, отправившихся воевать на Ближний Восток на стороне экстремистов. С момента начала конфликта в Сирии туда отправилось, по разным данным, до двух тысяч жителей этого региона. Возникла и новая тенденция: по мере того как новоприбывшие боевики знакомятся с реальными порядками и нравами, царящими у исламистов, растет число разочаровавшихся в «Исламском государстве» и считающих, что территория, контролируемая террористами, — рассадник насилия, бессмысленной жестокости, беспринципности и криминала. «Лента.ру» собрала самые яркие впечатления «сирийских путешественников».
25-летний молодой человек из Худжанда (Таджикистан) рассказал о том, как он побывал в Сирии в качестве боевика и чудом вернулся на родину. По его словам, он решил отправиться на Ближний Восток после того, как у него распалась семья. Присоединиться к запрещенному в России «Исламскому государству» (ИГ) ему помогла некая девушка из Москвы: именно из российской столицы он транзитом через Турцию попал в Сирию. Там молодого человека поселили в городе Ракка, где он жил с тремя десятками других добровольцев, среди которых были еще один таджик и уроженец Дагестана.
Шарифов пробыл в Сирии недолго — всего около месяца, однако увиденное, по его словам, поразило его до глубины души, особенно тот факт, что боевики ИГ казнят людей без суда и следствия. Однажды, рассказал он, террористы в его присутствии отрубили головы нескольким мужчинам, приехавшим «воевать за веру» из Азербайджана. Палачи назвали их «хавориджами», то есть отступниками от веры. Для того чтобы быть убитым, отмечает Шарифов, достаточно устного доноса: человека могут обвинить в том, что он «оскорбил веру» или шпионил в пользу курдов, и тут же казнят.
«Их увозят автоматчики в масках, и никто не знает, куда они деваются потом», — объяснил Шарифов.
Он рассказал и о том, что в лагере исламистов процветает сексуальное рабство: джихадисты активно используют женщин в качестве наложниц.
«Когда они надоедают им, они дарят их своим "братьям". Жены джихадистов после их смерти становятся собственностью других боевиков», — рассказал Шарифов.
Примерно через месяц разочарованный и шокированный увиденным молодой человек решил бежать из Сирии. Однако сделать это было крайне проблематично: попадись он, неминуемо поплатился бы жизнью. Ему повезло — сумел раздобыть у одного из арабов карту с маршрутом безопасного передвижения в Турцию и с большим трудом покинул Сирию. Власти Таджикистана, установившие контакт с Шарифовым в Турции, помогли ему добраться домой и вскоре амнистировали.
Отказавшийся раскрывать свое имя выходец из Казахстана рассказал, что оказался в Сирии под влиянием мусульманского проповедника, с которым общался в одной из арабских стран, где учился. По его словам, представитель духовенства много рассказывал ему и его товарищам о «важной миссии», которая заключается в борьбе против грешников и построении «исламского государства». В итоге молодой человек с друзьями приняли решение отправиться в Сирию.
После прибытия в страну их начали активно готовить к боевым действиям. «Нас отвезли на тренировочную базу, учили обращаться с оружием, инструкторами были европейцы и американцы», — вспоминает молодой человек. Вскоре он начал принимать участие в стычках с правительственными войсками и, по собственному признанию, даже похищал людей.
Арабы относились к нему и его друзьям плохо, называли «китайцами» и старались отправлять на самые трудные задания. «Были случаи, когда братья исчезали без следа, а наши амиры говорили, что они умерли или уехали в другие регионы Сирии, такие как Хомс или Гута», — сообщает он. А потом он узнавал, что его знакомые никуда не уезжали, а были проданы в рабство.
«Продав переселенца, местные жители могли сыграть свадьбу своим детям или купить машину», — возмущается выходец из Казахстана.
Молодой человек утверждает, что со временем одумался и решил через СМИ обратиться с призывом к тем, кто собирается к экстремистам. Он охарактеризовал происходящее в Сирии как «смуту и предательство», а боевиков — обозленными и не знающими милосердия людьми, между которыми царят весьма сложные взаимоотношения.
«Мы думали, защитим местное население: стариков, детей, женщин — но сами оказались в роли жертв. Нас там никто не ждет. Сегодня я признаю, что очень сильно ошибался», — подытоживает свой рассказ свидетель.
27-летняя женщина из Шахритусского района Таджикистана около года назад приехала в Москву с тремя детьми и устроилась на одно из городских предприятий швеей. Нынешней осенью муж и родные женщины, оставшиеся в Таджикистане, неожиданно узнали, что Марджона оставила детей на попечение тети и уехала в Сирию.
15 сентября женщина связалась со своим супругом через социальную сеть «Одноклассники», написав ему сообщение с мольбой о помощи. По ее словам, в настоящее время она находится в лагере боевиков и вскоре погибнет, если ее не вернут на родину. Марджона рассказала, что ее завлекли в Сирию обманом, пообещав хороший заработок. По словам Аланазаровой, вместе с ней была женщина, которая недавно погибла: боевики использовали ее в качестве террористки-смертницы. Теперь же, писала Марджона, пришел ее черед.
Администрация Шахритусского района подтвердила информацию о том, что Марджона Аланазарова находится на территории Сирии. Сообщается, что прокуратура Шахритуса собрала и задокументировала сведения о пребывании женщины в этой стране. Однако, по словам супруга Марджоны Фарруха, власти Таджикистана не обещали ему помощи в возвращении жены из Сирии.
Между тем детей Марджоны, старшему из которых семь лет, а младшему два года, привезли к отцу. По словам Фарруха, его супруга хотела пожить в российской столице, поэтому он согласился отпустить ее в Москву к тете. Знакомые семьи недоумевают, почему молодая женщина решилась на такой шаг, ведь семья Аланазаровых, по их словам, отнюдь не бедствовала.
30-летняя женщина из Душанбе, проживавшая с мужем в Краснодаре, оказалась в Сирии в результате обмана. По словам женщины, ее супруг Шариф улетел в Турцию на заработки и через какое-то время вызвал ее к себе, сообщив, что нашел хорошую работу в Стамбуле. Однако по прибытии в Турцию муж вывез ее в Сирию, раскрыв правду только тогда, когда оба оказались на территории, контролируемой исламистами.
По словам Хамидовой, условия жизни там, куда ее привез супруг, были невыносимыми. В комнатах, где их разместили, жили женщины из разных стран, тоже приехавшие со своими мужьями-джихадистами. Многие с детьми. Жили по пять-шесть человек, спали на матрасах, на всех не хватало воды.
«Женщинам нельзя было выходить из своих комнат. Выходили только по крайней нужде, например, в туалет, который был во дворе, или еду приготовить», — вспоминает Джамолби. Поселок регулярно подвергался бомбардировкам с воздуха, во время которых все прятались в одной комнате и плакали. Своего мужа Хамидова почти не видела.
Через какое-то время, рассказывает женщина, появился ее супруг: он едва передвигался.
«Муж очень сильно пожалел, что приехал в Сирию. Он весь отек, раны кровоточили, не мог заснуть от боли, — рассказывает Джамолби. — Он каялся и говорил, что его обманули, что были другие обещания».
Никаких лекарств, по ее словам, у них не было. Вскоре за Шарифом, который по-прежнему еле ходил, пришли арабы и насильно увезли его в неизвестном направлении. Через две недели к женщине снова приехали боевики и показали в телефоне фотографию мужа. Он лежал с открытым ртом и глазами — мертвый.
Со смертью мужа мытарства женщины не закончились: исламисты решили «выдать ее замуж» повторно.
«Просто привели мужчину, посадили нас, провели обряд, и моим новым мужем стал дагестанец», — вспоминает Хамидова. По ее словам, с новым «мужем» она прожила около месяца.
«Это было нереально страшно. Ты абсолютно несвободна, в полной зависимости. Тебя ограничивают в передвижениях. Могут избить, продать, изнасиловать, убить», — делится впечатлениями женщина.
В итоге Хамидова решилась на побег. Вместе с несколькими женщинами из Турции и Чечни они упросили местных жителей довезти их до границы и в одну из ночей сумели перебраться в Турцию.
«Меня до сих пор мучают воспоминания, — признается Джамболи, вернувшаяся в родной Душанбе. — Мой муж был очень доверчивым и добрым, но не очень образованным человеком. Его было легко обмануть. Я думаю, что вербовщики пользуются доверчивостью таких людей».