С 1 октября в России вступили в силу поправки в закон о страховании автогражданской ответственности. Теперь автовладельцы получили возможность покупать полисы через интернет. По задумке законодателей, эта мера должна усилить конкуренцию между страховыми компаниями и исключить случаи отказа в оформлении обязательных полисов. Однако почти в два раза подорожавшая услуга не стала доступнее. Зато растет количество фальшивых бланков ОСАГО.
Это сообщение, появившееся на сайте страховой компании «Ингосстрах», выглядит как анекдот. Но только на первый взгляд. Филиал СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области запустил экспериментальный проект по предоставлению услуги оформления полиса ОСАГО в магазинах сети своего партнера — группы компаний «Обувь России». Сегодня в 27 магазинах Новосибирска осуществляются продажи полисов ОСАГО, при этом клиентам, которые не могут оплатить стоимость полиса единовременно в полном объеме, на выгодных условиях предоставляется целевой микрозайм на срок от двух до шести месяцев. Стоимость микрозайма в информационном сообщении не раскрывается. Однако сам факт того, что гражданам предлагают купить полис обязательной автогражданской ответственности в кредит, достаточно симптоматичен.
Страховой полис ОСАГО для владельца автомобиля мощностью от 101 до 120 лошадиных сил с водительским стажем менее четырех лет в Новосибирске обойдется в 12 тысяч 602 рубля. При средней зарплате в регионе 29 тысяч 300 рублей это довольно накладно, но закон запрещает управлять личным транспортным средством без страховки. Неудивительно, что страховая компания предлагает покупать полис в кредит — как мебель и другие товары неповседневного спроса.
В других регионах ситуация почти аналогичная. В Москве водитель со стажем менее четырех лет, управляющий аналогичным автомобилем, теперь страхует автогражданскую ответственность за 14 тысяч 826 рублей. В Кемеровской области полис стоит 16 тысяч 900 рублей, в Ростовской — 16 тысяч 11 рублей. Так что новосибирская торговая сеть «Обувь России» может смело начинать экспорт своей новой услуги — продажи страховых полисов в кредит — в другие регионы России. Успех гарантирован.
Впрочем, результаты не заставили себя ждать: по данным ЦБ, во втором квартале чистая прибыль страховых компаний в России выросла в 1,4 раза, составив 27,7 миллиарда рублей. Основным драйвером рынка, согласно обзору, стал именно сегмент обязательного автострахования (ОСАГО). Прирост страховых премий во втором квартале 2015 года составил 49,7 процента. Произошло это, как признает регулятор, именно «на фоне существенного повышения базового тарифа».
А что же в Сибири, с которой мы начали? По данным все того же Банка России, в первом полугодии объем рынка страхования в сибирских регионах и Якутии увеличился почти на полтора процента (прирост к аналогичному периоду 2014 года — четыреста миллионов рублей). При этом в Новосибирской области рост составил 7,6 процента. Компании, работающие в регионе, собрали 5,78 миллиарда рублей страховых премий; основной прирост дала продажа именно полисов ОСАГО — в Сибири он составил 2,92 миллиарда рублей.
Законы рынка неумолимы. Появление поддельных полисов можно было прогнозировать еще до того, как было принято решение о повышении с апреля этого года стоимости обязательного страхования автогражданской ответственности. Как сообщил Российский союз автостраховщиков (РСА), в некоторых регионах страны уже появились в продаже бланки, купить которые автолюбителям предлагают по цене в два раза меньшей, чем у страховых компаний.
Несмотря на множество несоответствий, с первого взгляда отличить подделку достаточно трудно. РСА рекомендует обращать внимание на наличие водяного знака и серийный номер, который в оригинале должен быть рельефным. Характерной особенностью поддельных полисов является их почти полная идентичность настоящим. Например, их номера при проверке через систему на официальном сайте Союза соответствуют номерам бланков, действительно выданных страховым организациям. Угловые штампы и печати идентичны оригинальным угловым штампам и печатям страховых организаций. А квитанция формы А-7, выдаваемая при покупке страховки, практически полностью, вплоть до номера, копирует квитанции, которые выдают сами страховщики.
Есть, впрочем, детали, которые выдают фальшивый полис. Например, название «Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств» — тогда как в настоящем стоит слово «владельцев». Но дело не в этом. Проблема, как говорят специалисты, как раз в том, что спрос на эту полиграфическую продукцию породило именно неподъемное подорожание ОСАГО.
Еще в марте этого года Камчатское рейтинговое агентство, проводившее опрос жителей края по заказу Автомобильного союза региона, выявило, что покупать фальшивые полисы в случае повышения цен на ОСАГО готовы более 20 процентов автомобилистов. Аналогичные результаты были получены в ходе социологических обследований и в других регионах страны, несмотря на то, что за поддельный страховой полис водителю может грозить уголовное преследование. Тут, как говорят юристы, выгоднее вообще управлять автомобилем без страховки. В этом случае автовладельцу светит только денежный штраф.
Не снимает остроту проблемы и продажа так называемых электронных полисов. По данным президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, в день начала продажи полисов через интернет их по всей России приобрели всего 150 человек. Он подчеркнул, что online-продажи в первую очередь необходимы в тех населенных пунктах, где есть сложности с доступностью этого вида страхования.
Лидерами по продаже электронных полисов стали Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская и Воронежская области, а также Москва. Всего к системе продажи электронных страховых полисов уже подключены 27 страховых компаний. Правда, получить е-полис пока могут только те автовладельцы, кто уже зарегистрирован в системе Российского союза автостраховщиков — то есть те, кто уже покупал полисы ОСАГО. Правда, его стоимость ничуть не меньше, чем обычного бумажного.