Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Золотые парашютисты

ОНФ задает вопросы по пенсионному обеспечению бывших глав регионов

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В сложных экономических условиях высокопоставленные региональные чиновники стараются гарантировать себе максимальный комфорт на случай отставки. На это в очередной раз обратили внимание активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ).

В понедельник, 5 октября, на сайте ОНФ появилась информация об обнаруженных в ходе мониторинга официального сайта госзакупок контрактах на обеспечение привилегий бывших руководителей регионов и членов их семей.

Формально лица, замещающие государственные должности РФ, имеют право претендовать на федеральную пенсию за выслугу лет в размере 55–95% от месячного вознаграждения. Однако практически во всех российских регионах также устанавливаются «местная» пенсия и «соцпакет» для отставных руководителей — существенно более привлекательные, чем те, что предусмотрены федеральным законодательством. Оно и неудивительно — региональные законы о социальных гарантиях для высокопоставленных пенсионеров, как правило, писались под вполне определенных чиновников.

Скажем, бывшие мэры Москвы после выхода на пенсию имеют право на пожизненную охрану, юридическое сопровождение, транспортное обслуживание и государственную дачу. Условия для бывших губернаторов Ленинградской области поскромнее — охрана, правовая защита и транспорт предоставляются лишь на пять лет после ухода с поста руководителя региона. Плюс возмещение расходов на те же представительские залы аэропортов, железнодорожных и речных вокзалов. В Пензенской области бывшим губернаторам положено возмещение затрат на санаторно-курортное лечение, а также компенсация расходов на жилое помещение, коммунальные услуги и пользование телефоном — правда, в размере скромных десяти тысяч рублей в месяц. Средние пенсии при этом в Москве составляют 13,5 тысяч, в Ленинградской области — 12,3 тысячи рублей, в Пензенской области — 11,2 тысячи рублей .

Более комфортно себя чувствуют бывшие губернаторы Челябинской области. При выходе в отставку они получают единовременное пособие в размере годового денежного вознаграждения, пенсия — 75% зарплаты. Кроме того — пожизненное обеспечение бывшего главы региона и его супруги или супруга медицинскими услугами — разумеется, за счет регионального бюджета. Средняя пенсия в регионе — 11800 рублей.

Еще лучше обстоят дела в Татарстане. Бывший президент республики (на данный момент он лишь один — Минтимер Шаймиев) имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 80% от месячного денежного вознаграждения. Кроме того, как занимавшему пост более одного срока, ему полагалась единовременная выплата в размере 10 месячных вознаграждений после окончания полномочий. Помимо стандартного набора из охраны, правовой защиты и транспорта — специальная связь, государственная дача, а также компенсация расходов по пользованию залами для официальных лиц. В случае смерти Шаймиева его семья получит единовременное пособие в размере годового денежного вознаграждения, и всем членам семьи устанавливается ежемесячное пособие в размере пятикратной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Средняя пенсия по Татарстану в текущем году — 11400 рублей.

По словам Антона Гетта, руководителя проекта ОНФ «За честные закупки», «тратить миллионы бюджетных средств на обеспечение безбедной жизни экс-губернаторов и их семей — это не только нерационально, но и просто по-граждански некрасиво». «Интересно, многие ли налогоплательщики в курсе, что региональный бюджет еще пять лет (а иногда и до конца жизни) обеспечивает бывшего главу их региона и его семью?» — заметил он.

В этом году «фронтовики» уже проанализировали льготы для отставных мэров региональных столиц. Согласно исследованию рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», в 23-х из 83-х региональных столиц (минус Крым и Севастополь, пребывающих в переходном периоде) деньги и здравый смысл сильно расходятся.

Источники пенсионного преуспеяния — в основном городские бюджеты и, гораздо реже, кошельки субъектов Федерации (Барнаул и Томск). Расчеты пенсий — разные: где-то в общую сумму включается страховая часть, а где-то крупные ежемесячные выплаты добавляются к обычному пособию по старости. Разнятся и требования по выслуге. Калуга, Вологда, Нальчик, Элиста, Чита, Якутск, Тверь, Екатеринбург, Кемерово, Волгоград — далеко не полный список городов, где отставной начальник может рассчитывать на хорошую прибавку к пенсии, проработав на посту только один год. Сумму вычисляют по полному среднему заработку или исходя из 80% (как в Ханты-Мансийске и Воронеже).

В группе муниципальной роскоши по версии ОНФ лидирует Воронеж: эксперты Фронта насчитали по доходам городского главы за прошлый год пенсию в диапазоне от 190 до 320 тысяч рублей в месяц. Средняя пенсия в регионе — чуть более 11 тысяч рублей. Глава администрации Ханты-Мансийска, по мнению Народного фронта, получит в соответствии с нынешним городским законодательством от 149 тысяч до 248 тысяч пенсионных рублей в месяц, в то время как его пожилые земляки в среднем могут рассчитывать лишь на 16 тысяч. Если мэр Новосибирска проведет в кресле три года, то он может рассчитывать на сумму от 142 до 245 тысяч ежемесячно. И так далее. При этом, как указывали авторы доклада, существующий порядок не гарантирует, что в будущем доходы чиновников — а, следовательно, и их пенсионные надбавки — сильно не вырастут.

В мэрии Ханты-Мансийска в ответ на запрос журналистов взяли паузу: «Сходу комментировать доход своего руководства мы не можем» — и держат ее до сих пор. Так поступили в большинстве городов, затронутых исследованием ОНФ. Некоторые, однако, избрали механизм активной защиты. В администрации Воронежа напомнили, что прошлогодний доход главы города Александра Гусева — не только зарплата, но и проценты по вкладам, продажа квартиры, доходы от сдачи имущества в аренду (какого — молчат), а также пенсия за вредность производства, на котором некогда трудился мэр. С учетом же пятнадцатилетнего муниципального стажа надбавка к гусевской пенсии, по расчетам управления экономики администрации Воронежа, составит около 55 тысяч рублей в месяц. Впрочем, мэру Гусеву и до этого далеко: его выслуга в городском хозяйстве пока что — шесть лет.

Московский политолог Константин Калачев полагает, что внимание к муниципальному уровню власти, возникшее у ОНФ, свидетельствует о нескольких обстоятельствах. «С одной стороны "Народный фронт" уже основательно пощипал губернаторов от Дальнего Востока до Калининграда, — говорит он. — Основные темы отработаны. В этом смысле уровень органов местного самоуправления открывает новое поле для деятельности. Там действительно есть, на что обратить внимание».

От точечных ударов по отдельным закупкам и персоналиям ОНФ перешел к системному финансовому мониторингу российских территорий по наиболее болезненным вопросам нынешнего российского бытия. Пенсионные дела — то, что напрямую волнует жителей страны (особенно с учетом непопулярных решений по накопительной части пенсий за последние годы), и здесь Фронт может добиться ярких и эффективных результатов, если эксперты продолжат свои исследования на иных уровнях.

Пока же следует подождать ответа из Генпрокуратуры, куда Народный фронт отправил результаты «мэрского» исследования и из правительства, куда поступят итоги мониторинга по льготам для бывших глав регионов. Но в любом случае и вне зависимости от результатов проверок, скорее всего, депутатам Госдумы — представителям того же ОНФ — придется в самое ближайшее время прикрыть дыру в пенсионном законе. А полпредствам главы государства — вспомнить о былых функциях президентских представителей и проследить, чтобы города как можно скорее привели свои уложения в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. Тем более что действующие региональные законы, утверждающие набор благ для отставных чиновников, вовсе не берут в расчет, ушел тот в отставку по окончании полномочий или же был туда отправлен в связи с утратой доверия главы государства. Как ни странно, даже уголовное дело не влияет на спокойное и безбедное существование «бывших».