Минувший месяц прошел под знаком Сирии: беженцы продолжали пробираться в Европу, боевики Исламского государства — захватывать новые территории и крушить памятники культуры, Башар Асад — одновременно бороться с боевиками и оппозицией. Сирией пропитано буквально все — от очередной волны нападок на Charli Hebdo до выступления Владимира Путина в ООН. Какие СМИ россияне чаще других цитировали в этом месяце? И чем, помимо сирийских новостей, они делились в своих аккаунтах? «Лента.ру» публикует сентябрьский рейтинг цитируемости СМИ в социальных сетях, подготовленный центром Brand Analytics, а также подборку самых популярных статей.
Сентябрьского взрыва цитируемости СМИ в социальных медиа, вопреки ожиданиям, не произошло. По подсчетам Brand Analytics, русскоязычные пользователи делились ссылками на СМИ на уровне августа, когда на фронте соцмедиа наблюдалось отпускное затишье.
Былую популярность в соцсетях в прошлом месяце утратили «Ведомости» и «Известия», на четыре строчки упал «Сноб».
В то же время некоторым ресурсам на фоне снижения цитируемости конкурентов удалось прибавить в рейтинге. В сентябре свои позиции улучшили СМИ, специализирующихся на оперативных материалах: РИА Новости, сайт канала RT на русском, «Лента.ру», LifeNews, TACC, сайт НТВ, газеты «Взгляд» и РСН.
В сентябре в центре внимания российской и западной прессы была тема Сирии. Журналисты всесторонне освещали наплыв сирийских беженцев в Европу. Символом стремления сирийцев на Запад стала история трехлетнего Алана Курди. Вместе с родителями он бежал из родного Кобани, но утонул, когда перегруженная людьми лодка перевернулась. Тело мальчика вынесло на турецкий берегу, его фото разошлось по всем мировым СМИ.
Французский сатирический еженедельник Charlie Hebdo использовал образ утонувшего ребенка в своей карикатуре, чем в очередной раз навлек на себя нападки со стороны коллег по цеху, мировой общественности и религиозных деятелей.
Из материалов о массовой миграции в Европу наибольшее количество репостов собрал дневник уроженки Казани, опубликованный «Комсомольской правдой». Женщина, живущая теперь в Германии, эмоционально рассказывает, как приток мусульман изменил страну, предрекает конец европейской цивилизации и объясняет, почему собирается покинуть новую родину. «Хроникой гибели Германии» в сентябре поделились больше 10 тысяч русскоязычных пользователей Facebook, Twitter, «Вконтакте» и блогеров.
Большой интерес вызвало расследование «Газеты.Ru» «Думали, что в Донбасс, а оказалось — в Сирию» о том, почему российские контрактники отказываются ехать на Ближний Восток. Рассказ четырех анонимных «отказников» вызвал скандал. В пояснении к материалу говорится, что командование отложило их отправку в Сирию.
В конце месяца внимание репортеров было приковано к выступлению Владимира Путина на 70-й Генассамблее ООН.
Ажиотаж начался задолго до его выхода на трибуну. Журналисты всего мира вместе с экспертами пытались предсказать, о чем и с какой интонацией будет говорить российский лидер, заранее сравнивая тем, что может сказать там же Барак Обама.
Выступление Путина продлилось всего 15 минут. За это время он успел обозначить как позицию по Сирии и Исламскому государству, так и свой взгляд на расстановку сил в мире в целом. Трансляция с юбилейной сессии велась крупнейшими мировыми телеканалами. Из отечественных СМИ русскоязычные пользователи соцсетей чаще всего ссылались на эфир на сайте канала RT.
Материалами «Новой газеты» ежемесячно делятся десятки тысяч пользователей соцсетей. Так, сентябрьское интервью, взятое спецкором «Новой» у заключенного в киевском СИЗО СБУ сержанта Александра Александрова и его родителей, собрало больше 15 тысяч расшаров. Журналист устроил своеобразный телемост: сначала съездил в деревню Рожки Кировской области и записал послание родителей сыну, затем показал его Александрову в СИЗО, записал его обращение и снова вернулся в Рожки.
Среди топовых материалов месяца оказались три авторские колонки. «Сволочь позолоченная» — рассуждение Алексея Политковского, навеянное известием об установке памятника Сталину в Пензе. Автор приводит аргументы, подтверждающие личную роль Сталина в массовых убийствах и пытках. Позолоченный бюст, установленный в Пензе, по его мнению, уместнее было бы выкрасить в цвет крови.
В топ также вошла реплика писателя Михаила Веллера «Хоронить заказывали?», опубликованная в блогах «Эха Москвы», а также колонка журналиста Александра Невзорова на «Снобе». Последний представил картину, что станет с Русской православной церковью, если власть перестанет в ней нуждаться.
Хотя политика преобладала в дискуссиях, в топ-10 популярных в соцсетях заметок попали и неполитические материалы.
Вторым по популярности в соцмедиа (после дневника жительницы Германии) стал некогда запрещенный художественный фильм «Любить» Михаила Калика с участием отца Михаила Меня, Алисы Фрейндлих, Андрея Миронова, Светланы Светличной, Екатерины Васильевой и Игоря Кваши. Его 9 сентября выложил на сайте «Сноб». Судя по счетчикам (на момент публикации), картиной поделились более 23 тысяч пользователей.
Из несерьезных новостей в топ попало сообщение «Интерфакса» о решении Европейского суда, постановившего, что время, которое люди тратят на дорогу до работы, должно считаться частью трудового дня.
Одновременно с выступлением Путина в ООН по информационным каналам быстро распространялось известие о том, что ученые обнаружили соленые реки на Марсе. Соцсети снова принялись обсуждать вечный вопрос, есть ли жизнь на Красной планете, вспоминая, что мы знаем о нашем соседе по Солнечной системе и кто его осваивает. Самым популярным материалом на эту тему стала заметка на «Ленте.ру».
Широко обсуждалась и ужасающая статистика о качестве российского сыра и сливочного масла, опубликованная «Коммерсантом». В конце месяца с не менее ошеломляющей статистикой подоспел Россельхознадзор. Ведомство объявило, что 78,3 процента сыра содержат растительные жиры, а значит, являются фальсификатом. В октябре министр сельского хозяйства лично опроверг эту информацию, сообщив, что доля фальсифицированного сыра на рынке не превышает 10-15 процентов.
А забавно, что почти все, кто так сокрушается по поводу наличия растительных жиров в сыре, выросли на дошираке...
Posted by Александра Баязитова on 6 октября 2015 г.
Для расчета рейтинга Brand Analytics обработал больше 660 миллионов русскоязычных сообщений за сентябрь в Facebook, Twitter, «Вконтакте», Instagram, YouTube, G+, «Моем мире», а также в блогах, на форумах, в новостных статьях и комментариях к ним, тематических сайтах и группах обсуждения.