Наружное наблюдение, «ведущее» ребенка в школу, небоскреб-«холодильник», «умные» вода и транспорт, две трети территории общественных пространств и только треть — застройка. В России все большую популярность обретает идея создания инновационных городов с иным качеством жизни, которое медленно, но верно превращается в норму.
Застройщики, планирующие остаться на рынке после кризиса, уже задумываются о том, с какими конкурентными преимуществами они выйдут к покупателям «новой волны». И хотя тема инноваций пока звучит не слишком громко, вопрос о зданиях и городах будущего — один из самых насущных для участников рынка: на последнем форуме PROESTATE инновациям была посвящена целая сессия, участие в которой приняли как представители государственных структур, так и девелоперы.
В России есть несколько документов, обязывающих девелоперов «оставить старые привычки» и встать на путь движения вперед к энергоэффективным, нейтральным для окружающей среды и визуально разнообразным зданиям, кварталам и целым городам. Так, 261-й федеральный закон обязывает для всех новостроек и реконструируемых зданий поднять планку энергосбережения на 30 процентов к 2016 году и на 40 процентов — к 2020 году. Не так давно был принят запрет на возведение панельных домов устаревших серий в Московском регионе, который вступит в силу с 1 января 2016 года.
Кстати, как заявила на PROESTATE начальник управления архитектурного совета Москомархитектуры Евгения Муринец, для использующих прогрессивные серии застройщиков предлагаются финансовые преференции. Например, они предусмотрены постановлением, которое позволяет заказчику проекта или арендатору земельного участка получить скидку в части землепользования, достигающую в совокупности около 10 процентов.
Это хоть и прогрессивная, но уже навязанная программа инновационного развития. Есть и произвольная, элементы которой девелоперы сегодня разрабатывают и внедряют практически на свой страх и риск. Но именно эти элементы, «обкатанные» в отдельных проектах, могут в будущем стать основой для развития всей отрасли.
Если говорить о точках появления и развития нововведений, то логично было бы предположить, что лидером тут должна быть российская столица. Но, как показывает практика, это не совсем так. Москва, разумеется, самый раскрученный, с точки зрения инноваций, город: один только проект «Москва-Сити» стал необыкновенным стимулом к внедрению и развитию самых разнообразных технологий. И этим дело не ограничилось: «зеленые» здания, новые архитектурные решения то и дело появляются в столице. Недавно в районе Дубровки был открыт бизнес-центр Dominion Tower — первое в России здание, построенное по проекту знаменитой Захи Хадид. Само появление подобного объекта — уже архитектурная инновация. Задаются и новые стандарты жизни: на Ходынке завершается первый проект «интеллектуального» жилого комплекса «Лица», где Интернет вынесен за рамки квартиры, а область действия сети охватывает всю территорию до границ жилого комплекса. На практике все это означает, что для жителей решение всех бытовых проблем максимально упрощено — любая услуга будет доступна по нажатию кнопки смартфона.
И все же, гораздо заметнее инновационные проекты не в Москве. В списке лидеров инновационного «внестоличного» развития особенно выделяются Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург.
Строительство газпромовского «Лахта Центра» в Петербурге — проект, известный скорее с градостроительной точки зрения. На северном берегу Финского залива появится первый и, скорее всего, единственный в городе небоскреб со смотровой площадкой на уровне 360 метров от нуля кронштадтского футштока. Но проект уникален и технически, причем на нем «обкатываются» технологии, которые могут быть внедрены и в массовое строительство.
Так, специально для небоскреба разработана уникальная система грузоподъемных механизмов для обслуживания (очистки и ремонта) остекленных фасадов, которая сможет работать на здании, имеющем скручивающуюся и выпуклую форму. Воздушное пространство между слоями остекления фасада обеспечит одновременно теплоизоляцию и естественную вентиляцию, что позволит снизить затраты на отопление и кондиционирование.
Аккумуляторы холода позволят контролировать пиковые нагрузки в климатической системе. Энергия будет накапливаться в часы слабой нагрузки и использоваться, когда потребность в охлаждении наибольшая. Потребление электроэнергии в часы пиковых нагрузок сократится, а ночью, при минимальном тарифе, когда оборудование работает не на полную мощность, избыточная холодопроизводительность будет расходоваться на аккумулирование холода в виде льда. Днем, когда тепло и в офисах много людей, когда охлаждающее оборудование вынуждено активно трудиться, накопленный холод поможет и снизить нагрузку.
Возводить ядро башни будут с применением гидравлической самоподъемной опалубки. Система монтируется, затем снимается и вновь поднимается этажом выше без специальных башенных кранов.
«После "обкатки" новой системы в «Лахта Центре» технология может использоваться на различных коммерческих зданиях меньшей высоты, требующих жесткого выполнения сроков возведения и имеющих высокую повторяемость при возведении несущих конструкций», — говорит главный инженер проекта Сергей Никифоров.
Фундамент башни уже готов. И он тоже весьма инновационен: создан по технологиям, приспособленным к петербургским грунтам. В качестве основания для фундамента использованы 264 бетонные сваи диаметром два метра и глубиной бурения 72 и 82 метра. Здесь применили новые методы испытаний прочности с использованием ячеек Остерберга, позволяющие использовать сваю как рабочую после завершения испытаний. Для контроля качества свай использовался метод ультразвукового просвечивания ULTRASONIC, который позволяет определить зоны нарушений целостности — трещины, пустоты и тому подобное. Эти технологии могут быть использованы и на других стройках при закладке глубоких фундаментов.
Если на севере Петербурга инновации стремятся ввысь, то на юге, рядом с Павловском, — вширь. Еще один инновационный пример — город-спутник «Южный» — обсуждался в этом году даже на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда девелопер проекта, компания «СТАРТ Девелопмент», и корпорация IBM подписали меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым планируют использовать возможности научно-технического сотрудничества в рамках концепции «Разумный город» (Smarter City). Город-спутник «Южный» должен стать «умным пилотом», испытательным полигоном для всего мегаполиса.
Комплексное предложение Smarter City от IBM реализуется по трем основным направлениям: общественная безопасность, транспорт и водоснабжение. Его цель — проактивное упреждение основных проблем, от пробок на дорогах до аварий в коммунальном хозяйстве. «Разумное управление городом включает качественную и актуальную информацию, координацию и интеграцию процессов, а также применение современных алгоритмов управления», — поясняет руководитель направления «Разумный город» IBM в России и СНГ Андрей Галицкий.
Генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев так объясняет идею проекта: «Разумный город» — это переосмысление отношений городского населения и его властей. Концепция состоит не столько в том, какие и где внедрить новые технологии, сколько в том, чтобы сделать город более комфортным. При этом самое главное — поддержать комфорт не только сегодняшних жителей города, но и будущих поколений, обеспечить устойчивое развитие всей агломерации. С тем, чтобы мы не обкрадывали своих потомков, чтобы не потребляли ресурсов больше, чем их производится, или восполняли их потерю. Эти вопросы касаются и электроэнергетики, и транспортных вопросов, и водоснабжения, и отопления, и отношений между властями города и самими горожанами».
По словам председателя совета директоров УК «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина, в Южном будут применены разработанные совместно с IBM решения в области городского планирования, а также использования данных и аналитики для планирования и мониторинга основных функций и показателей города.
В ближайшие годы появится инновационный город-спутник и на Волге: он называется «СМАРТ Сити Казань», построят его в 15 километрах от столицы Татарстана. Это проект развития «зеленого» города — еще один, после петербургского Южного, из первых в России примеров целостного планирования территории в соответствии с концепцией «умный город».
Предварительный план проекта, разработанный экспертами JLL, включает выставочный центр, офисы крупных местных, федеральных и международных компаний, торговые объекты, гостиницы, качественное жилье комфорт- и бизнес-класса. Город будет обеспечен необходимой социальной инфраструктурой — здесь появятся специализированные медицинские учреждения и частные российские и международные школы.
Зауральский лидер по инновациям — Екатеринбург, не зря именно здесь проходит уже ставший ежегодным Международный форум высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia. Витрина екатеринбургских инноваций — строящийся проект «Екатеринбург-Сити». В состав делового центра войдут небоскребы «Исеть», «Екатерина», «Де Геннин», «Демидов» и «Татищев». Кроме того, здесь планируется построить гостиницы, бизнес-парки, торговые объекты, концертный зал и места для отдыха. Общая площадь делового комплекса составит 750 тысяч квадратных метров. При этом под застройку выделяется не более 35 процентов территории, остальное предназначено под озеленение, пешеходные зоны и зоны общественного назначения. Пока «вживую» можно увидеть только башню «Исеть», строительство которой близко к завершению.
Инновационным, и не только для Екатеринбурга, может считаться и проект комплексного развития территории «Академический» на окраине города. «Жизнь в районе организована так, что видеокамерами можно отслеживать передвижения, к примеру, пожилых людей или малолетних детей, — рассказывает президент компании — девелопера проекта ГК «КОРТРОС» Вениамин Голубицкий. — Вы можете позвонить на пульт, и камера будет «вести» вашего ребенка от автобусной остановки до дома. Во всех подъездах есть системы наблюдения и сигналы, которые позволяют вызвать оперативную группу поддержки в случае особых ситуаций. У нас преступность в разы ниже, чем в самом Екатеринбурге. Кроме того, в рамках нашего проекта мы смогли решить очень актуальный для Екатеринбурга вопрос воды. В городе это очень серьезная проблема: вода плохая. А у нас даже горячая вода в домах — питьевого качества. И дорожная сеть в районе спроектирована так, что дети на пути в школу не переходят дорогу».
Конечно, примеров внедрения строительных инноваций гораздо больше. И их было бы еще больше, если бы государство оказывало явную поддержку девелоперам прогрессивных проектов. А пока они, увы, рассчитывают преимущественно на собственные силы — практически на голом энтузиазме «сеют разумное» на строительных площадках.