Мир
20:06, 10 октября 2015

Черная суббота в Анкаре Кто виновен в гибели сотни демонстрантов

Ксения Жарова (Редактор отдела «Путешествия»)
Фото: Burhan Ozbilici / AP

10 октября — самый кровавый день в истории современной Турции. Утром под эстакадой около железнодорожного вокзала в Анкаре прогремели два взрыва. 97 человек погибли, 246 получили ранения, 28 из них находятся в крайне тяжелом состоянии. В стране объявлен трехдневный траур. «Лента.ру» изучила основные версии того, кто мог стоять за этой трагедией и каковы будут ее последствия.

Взрывы прогремели в 10 часов утра по местному времени практически дуплетом — с разницей всего в три секунды, когда тысячи людей собирались на антивоенный марш мира. Активистов под лозунгом «Труд, мир, демократия» вывели на улицы профсоюзы и левые оппозиционные партии, в том числе прокурдская Народно-демократическая партия (НДП). После взрыва возникла паника, полиция применила слезоточивый газ, стреляла в воздух, призывая успокоиться. Некоторые в ответ скандировали: «Полицейские — убийцы!»

Вначале сообщалось о 20 погибших. К вечеру в министерстве здравоохранения заявили, что число жертв достигло 86 человек, большинство из них погибли на месте, однако многие скончались уже в больницах. В российское посольство в Анкаре информации о пострадавших россиянах пока не поступало. «Некоторые раненые находятся в крайне тяжелом состоянии. Мы опасаемся, что число жертв может возрасти», — заявил генеральный прокурор Анкары Харун Кодалак (Harun Kodalak). Горожане сдают в больницах кровь для пострадавших.

Версии и теории

Местные власти сразу квалифицировали произошедшее как теракт. Вечером стало известно, что бомбы привели в действие террористы-смертники. Ответственность пока никто на себя не взял. «Очень велика вероятность того, что это совершили экстремисты ИГ, недовольные тем, что Анкара начала антитеррористическую операцию в Сирии. Правда, обычно они сразу берут на себя ответственность за теракт», — сказал «Ленте.ру» турецкий эксперт Серкан Демирташ.

С ним согласен старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский: «На мой взгляд, это похоже на исламистов. Для них и Народно-демократическая партия, и РПК — враги. "Джабхат-ан-Нусра" и "Исламское государство" воюют с курдами на сирийской территории и не приемлют создания Курдской автономии.

Легальные политические партии и курды, скорее всего, ни при чем. Во-первых, это не их почерк. Курды обычно не устраивают взрывы в местах массового скопления людей. Они воюют против полиции. Если там были смертники, то для курдов это вообще не характерно. Бывают, конечно, случаи, когда курды взрывают себя гранатой на турецком блокпосту, но крайне редко. К тому же против таких действий категорически против лидер РПК Абдулла Оджалан, с 1999 года отбывающий пожизненное заключение в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море. Не думаю, что это провокация властей. Эрдогану это ни к чему, как бы плохо он ни относился к Народно-демократической партии, считая, что это она украла у него голоса на выборах», — уверен Надеин-Раевский.

За месяц до голосования

Очередные парламентские выборы пройдут в Турции через три недели — 1 ноября. В конце августа истек срок, отведенный конституцией на формирование правительства по итогам голосования 7 июня. На тех выборах основанная Эрдоганом Партия справедливости и развития (ПСР), правившая страной последние 12 лет, получила 255 мест из 550-ти в меджлисе и утратила парламентское большинство, как и возможность в одиночку сформировать правительство. Много голосов набрала прокурдская Народно-демократическая партия, получившая 80 мандатов. Это было особенно болезненно для Эрдогана, который планировал провести реформу, превращающую Турцию в президентскую республику и наделяющую его реальными полномочиями.

«Предстоящие выборы очень важны для Турции. Все четыре партии активно участвуют в дебатах. Однако опросы общественного мнения сейчас, после того как Турция включилась в антитеррористическую операцию в Сирии, показывают, что избиратели проголосуют практически так же, как 7 июня. То есть ни одна из партий не получит парламентское большинство, а значит, Турцию вновь ожидает коалиционное правительство. Но нельзя исключать еще один важный момент —прокурдская партия все же может потерять голоса избирателей, поскольку после терактов правительство усилит меры безопасности в стране, а это помешает избирателям прийти на участки для голосования. В частности, это может произойти на юго-востоке Анатолии, где обычно голосуют за Народно-демократическую партию», — считает Демирташ.

Эксперт напомнил, что рост насилия и теракты начались в Турции после парламентских выборов 7 июня. «Все оппозиционные лидеры еще до сегодняшней трагедии открыто говорили, что это на руку правящей партии и президенту Эрдогану, которые хотят вернуть на выборах 1 ноября большинство в парламенте. Но все же было бы преждевременным говорить, что произошедшее сегодня даст правящей партии преимущество на выборах», — сказал он.

Реакция СМИ

«После того как закончилось перемирие между РПК и Анкарой, Турцию сотрясают теракты. Внутри страны усилилось противостояние между курдами и турецкими националистами. Было ощущение, что накануне предстоящих выборов может произойти что-то ужасное. Прокурдская партия обвиняет правительство. Союзник Запада на Ближнем Востоке испытывает большие трудности: глубокая политическая поляризация, непростая экономическая ситуация, угроза от ИГ, рост насилия со стороны РПК, а также мигрантский кризис (в стране находятся два миллиона сирийских беженцев). Трагедия в Анкаре показала, что Турция вступила в черные времена», — пишет BBC News.

«Из-за насилия, террора и хаоса на улицах Турции, возможно, придется перенести выборы, — считает Spiegel. — Нападение могли совершить боевики ИГ. Эрдоган объявил им войну, после чего они неоднократно угрожали Турции. Немало терактов организовали и бойцы РПК, убив десятки турецких полицейских и солдат. Нападения совершали и левые экстремисты, мечтавшие подорвать государственную систему Турции».

Внутри страны

Премьер-министр страны Ахмет Давутоглу сразу после известия о взрывах провел экстренную встречу с силовиками. На ней, помимо произошедшего, обсуждались и меры безопасности, которые будут приняты на саммите G-20 в Анталье 15-16 ноября.

«Сегодня утром из Анкары пришли шокирующие новости — совершена безжалостная, варварская атака на демонстрантов. Я выражаю соболезнования всем, кто потерял друзей и близких. Свобода собраний и свобода слова — основы демократии», — сообщил генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд.

Свою поддержку турецкому народу выразили лидеры разных государств мира. Действия самого Эрдогана, впрочем, вызвали недоумение и недовольство многих турецких граждан. Президент, хотя и сразу вернулся из Стамбула в Анкару для встречи с министрами, долго хранил молчание, а потом обратился к народу с небольшим письменным заявлением. Спустя некоторое время глава государства ввел частичный запрет на освещение теракта.

< Назад в рубрику