Россия
13:47, 11 октября 2015

Шапки наголо Бородай провел первый съезд ветеранов Донбасса для добровольцев-россиян

Дмитрий Каторжнов
Фото: Дмитрий Каторжнов

В Парке Победы в Москве прошел первый съезд «Союза добровольцев Донбасса», в котором приняли участие 500 бывших и действующих ополченцев. Участники обсудили материальную и медицинскую помощь воевавшим на юго-востоке Украины, а также презентовали нагрудный знак для воевавших в Донбассе. Настроение было сдержанным: большинство добровольцев-россиян возвращаться на юго-восток Украины оказались не готовы. «Лента.ру» побывала на съезде.

Парк Победы — монументальное, высеченное из гранита сооружение. Если идти от метро, по левую руку будет храм великомученика Георгия Победоносца. В середине аллеи — фотовыставка с портретами олимпийских чемпионов-россиян. Среди иных снимков есть и Владимир Путин — он маркирован лаконично: «Президент». Справа же имеется конструкция «Активного гражданина» — мэрского проекта по голосованию горожан за изменения в городе. На стене музея Великой Отечественной войны — плакат: «В борьбе против нацизма мы были вместе». По всей видимости, локация мероприятия должна была подчеркнуть символизм съезда ополченцев, которые собрались в Зале славы.

Самих ополченцев на съезд прибыло около 500 человек. Они безошибочно определялись в толпе гуляющих по военной и камуфляжной одежде. У большинства были знаки отличия: ордена, медали, нашивки «Новороссия» и шевроны батальонов: «Спарта», «Енот Корпус», «Крымский казачий полк атамана Бакланова» и так далее. Некоторые были на колясках, с культями, костылями и другими атрибутами военного времени.

Коротая время до начала съезда, ополченцы ознакомились с аттракционами Парка Победы. Смешанные ощущения у солдат вызвали аппараты по продаже коллекционных монет — к дензнакам с символикой присоединения Крыма был проявлен интерес, однако цены объявили грабительскими и мародерскими. Броши, значки и магнитики ажиотажа не вызвали. Зато некоторые ополченцы сфотографировались на «Военном фотоальбоме» — там выдавали муляжи исторического оружия, предлагали позировать у зенитки и на мотоцикле. Но стоимость развлечения и в этот раз вызывала недоумение.

«Ополченцам скидки есть?» — через решетку, отделяющую фотографируемых от очереди, крикнул один из добровольцев.

«Нет, — ответила распорядитель закутка. — И не будет».

«А что у вас там? Какое оружие? — продолжил боец. — ППШ? Да у меня самого такой есть!» — и сниматься отказался.

Помимо ополченцев в мемориальном комплексе присутствовали другие посетители. Например, ученики младших классов.

«А кто это?» — спросила девочка, оказавшаяся в Парке Победы с экскурсией.

«Это с Донбасса ополченцы, — суровым тоном пояснил немолодой гид. — Которые бандеровцев бьют».

«Мы же знаем, что там война? Против фашизма», — с надеждой на верный ответ спросила учитель.

«Да!» — откликнулись дети и начали здороваться со всеми, одетыми в камуфляж.

Актуальную информацию о ситуации на Донбассе изложил ополченец Ангел. Сам ростовчанин, он жил тем, что возводил объекты шоу-бизнеса — от дизайна до стройки, под ключ. После трагедии в Доме профсоюзов в Одессе в мае 2014-го Ангел решил деятельно поучаствовать в судьбе Новороссии. В Москву он приехал буквально на день — посетить съезд.

«Серьезных боев сейчас не ведется. У нас есть запрет на стрельбу. Но отдельные стычки происходят. Я тебе так скажу: иногда стреляем — но только по "Правому сектору". Есть разведка — видим, стоит батальон, определяем, кому принадлежит. Работаем точечно», — рассказал он.

Во время перекура бойцы обсуждали, кто и как приехал в Москву. Организаторы пригласили на съезд не только действующих ополченцев, но и уже «отслуживших». Последних забирали на автобусах из родных городов и везли в столицу. Из Донбасса ехали также на автобусах. Притом и транспорт, и проживание в столице устроители съезда оплатили сами.

Знаменитый боец, командир батальона «Спарта» Моторола несколько раз выходил к товарищам — но с прессой общаться отказывался. На просьбу «Ленты.ру» о небольшом блиц-интервью ополченец ответил высказыванием, привести которое мы не можем согласно закону о СМИ.

Съезд открыли гимном Российской Федерации. Ополченцы все как один поднялись и аплодисментами ознаменовали официальное открытие форума. Приветственную речь произносил бывший премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай: несколько раз назвав себя плохим оратором, сказал речь, где присутствовало выражение «правление нацистской хунты». В остальном — а указанная фраза выражает идею спича полностью — это было весьма стандартное официальное выступление. «Товарищей, защищавших Донбасс» почтили минутой молчания.

Руководитель ДНР Александр Захарченко на съезд не явился, но направил добровольцам письмо. Так же поступил глава ЛНР Игорь Плотницкий. А глава Крыма Сергей Аксенов текста писать не стал, зато, по словам Бородая, лично позвонил ему за час до съезда. Бородай в двух словах передал суть разговора: на полуострове присутствующих любят и ждут. В письме Захарченко несколько раз благодарил «защитников Донбасса», выражал надежду на завершение войны и воскрешение и укрепление южной республики.

«Помните: двери нашего дома всегда открыты для вас. Добро пожаловать в наш гостеприимный край», — такими словами заканчивалось послание.

Впрочем, с желающими «пожаловать в гостеприимный край» были трудности. Руководитель батальона «Русич» с позывным Славян сказал «Ленте.ру», что среди его знакомых преобладают те, кто возвращаться в Новороссию не желают.

«После окончания съезда мы вернемся на Донбасс. Хотя многие действительно уехали обратно в Россию: здесь у людей дети, жены. Почти никто не хочет перевозить семью в Новороссию. К тому же сейчас россиян стараются из ополчения вычищать», — уточнил он.

Двое ополченцев, позже встреченные автором близ Вечного огня, дали почти диаметрально противоположную информацию. Первый заявил, что знает всего три случая, когда россияне переезжали в Донбасс. Второй не согласился и сказал, что таких людей «порядка 70 процентов». Волгоградец Андрей, также прошедший поля Донбасса, на вопрос ответил приземленно: «Переезжать на Донбасс? Зачем?.. Здесь работа есть». С ним согласился доброволец Алексей: сейчас он живет в Москве и «работает с трупами, в морге».

В технические детали присутствующих посвятил исполнительный директор «Союза добровольцев Донбасса» Андрей Пинчук. Официально регистрацию начали еще в июле 2015-го — тогда надлежащие бумаги подали в Минюст. Учредители решили юридически проверить свой устав, чтобы оградиться от спекуляций и уголовной ответственности — именно из-за этого процесс шел так долго. В итоге Союз оформили лишь в августе 2015 года. Согласно правилам, добровольцем является тот, кто по «личному убеждению» борется против каких-либо угроз. Главный критерий участия — что человек был в Донбассе и по «мере сил» помогал на войне.

«За одним исключением, — уточнил Пинчук. — Если в правоохранительных органах Российской Федерации имеются зафиксированные уголовные претензии к этому человеку».

Содержательная часть деятельности Союза будет заключаться в материальной и медицинской помощи ополченцам и их семьям. «Бойцы должны быть уверены: будут ли они ранены, лишатся ли работы — мы их защитим», — подчеркнул один из выступающих. Эту инициативу присутствующие поддержали криками «любо». По словам организаторов, в рядах ополченцев еще остались раненые, нуждающиеся в лечении — операциях, протезировании. В случае гибели добровольца его семью также обещают поддерживать. «Мы собираемся помогать друг другу, нашим товарищам, а также оказывать гуманитарную помощь народу Донбасса», — уточнил Бородай.

Региональные отделения планируют открыть в Донецке, Калининграде, Москве, Мурманске, Твери — почти во всех крупных городах России и юго-востока Украины. Доверенность на регистрацию столичного филиала была выдана прямо в ходе съезда. Также организаторы презентовали нагрудные знаки «Добровольца Донбасса», несколько раз уточнив — «Это не медаль или орден. Это нагрудный знак. Нагрудный знак». Награды — железные кресты с небольшим изображением Георгия Победоносца посередине — получили руководители подразделений.

Андрей Пинчук зачитал также «программные принципы»: в них среди прочего декларируются аполитичность организации и система рекомендаций для вступления в Союз. Получить удостоверение добровольца будет непросто: для этого понадобится протекция либо нескольких ополченцев, либо боевого командира.

За эти положения присутствующие проголосовали единогласно — притом некоторые вместо рук подняли казачьи шапки.

Специально для «Ленты.ру»

< Назад в рубрику