Священники в России становятся сегодня завсегдатаями самых неожиданных мероприятий. Их приглашают на открытие различных заведений, они освящают ракеты, дороги, заводы и целые города, изгоняют «демонов фальсификации» и проводят молебны в помощь ипотечным заемщикам. «Лента.ру» поинтересовалась, кто прибегает к помощи человека с кропилом и что гарантируют сотрудники РПЦ своим клиентам.
При помощи религиозных обрядов россияне пытаются решить самые разные проблемы. Например, в марте 2015 года в московском храме Святителя Николая на Трех горах прошел особый молебен о ниспослании божьей помощи ипотечным заемщикам, оказавшимся на грани банкротства. Провести службу попросили сами граждане, пострадавшие от падения рубля и разочаровавшиеся во всех прочих способах защиты. «Государственные меры поддержки фактически отсутствуют, банковские структуры проявляют жестокость и бессовестность», — объясняли они.
На Кубани священник пытался бороться доступными ему методами с нечестными выборами. При помощи святой воды и молитвы он хотел изгнать «демона фальсификации», однако был задержан после того, как один из окропленных наблюдателей набросился на батюшку с кулаками. «Я собирался пройтись по избирательным участкам Краснодара, чтобы освятить их, чтобы у членов избиркома не было соблазна сфальсифицировать выборы. Но попал в полицию», — рассказывал отец Николай.
Даже представители власти, несмотря на то, что Россия является светским государством, не прочь окропить что-нибудь святой водицей. Летом 2014 года самолет, в котором находился мэр города Инта (Республика Коми), совершил жесткую посадку на городском аэродроме. Сразу после этого было решено принять меры. Городская администрация обратилась к РПЦ с просьбой освятить взлетно-посадочную полосу. Пресс-секретарь градоначальника объяснил тогда, что освящение аэропорта имеет «важное значение».
Освящением православные христиане называют обряд, по результатам которого предмет посвящается богу. Таким образом верующий обещает, что будет использовать его для богоугодных дел. Однако, по словам священников, зачастую обряд воспринимают как мистический ритуал, защищающий машины от аварий, а квартиры — от ограблений.
«Освящение символизирует, что мы передаем на милость творца судьбу объекта. Господь, в соответствии с вероучением христианским, оставляет перед человеком некий выбор: либо человек живет сам, не пуская бога в свою жизнь, либо он дает богу действовать. Если мы даем богу действовать, больше шансов, что мероприятие будет успешным», — объясняет диакон Павел Шульженок.
В отличие от потомственных колдунов и ясновидящих священники не обещают стопроцентного успеха. «Освящение не дает полной гарантии благополучия освящаемого объекта. Если у бога есть на то свои планы, этого может не произойти: и ракета не взлетит, и неприятность случится. Освящение — это не магическое заклинание, результат не гарантирован, но лучше сделать, чем не сделать», — заметил Шульженок.
Вероятно, именно этим постулатом руководствуются чиновники Роскосмоса, освящая ракеты перед пуском. Такая традиция существует на космодроме Байконур с 1998 года. Процедура не является обязательной, однако проводится сейчас почти перед каждым стартом. Обряд совершает настоятель местного храма отец Сергий Бычков. «Были такие случаи — нас пригласили освятить корабль "Протон". Он благополучно ушел. После этого на предприятии была дискуссия: надо ли священников приглашать? Следующий "Протон" решили не освящать. Это был 1999 год. И он упал через 70 секунд. Другой "Протон" мы опять освящали, и он благополучно стартовал. Затем опять не стали освящать. Следующий опять падает», — рассказывает Бычков. При этом он подчеркнул, что специально не следит за успехами освященных и не освященных стартов.
Нередко к представителям духовенства обращаются для того, чтобы они прочли молитвы над вооружением: бомбардировщиками, боевыми ракетами («Тополь» и «Искандер») и подводными лодками.
Никакого этического диссонанса при освящении орудий убийства, по мнению священнослужителей, нет. «У нас в требнике даже есть такой обряд как освящение оружия. В данном контексте оружие воспринимается как средство защиты и спасения. Есть осознание того, что если бы этого оружия не было, мы все бы оказались в большой беде. Тут важно молиться не о том, чтобы кому-то было плохо, а чтобы оружие помогло нам себя защитить», — говорит Шульженок.
Иногда освящают целые города. Например, этим летом митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения Нижнего Новгорода. Для этого священнослужитель поднялся над городом на аэростате и окропил его святой водой. Подъем воздушного шара сопровождался песнями в исполнении архиерейского хора и аккомпанементом колоколов переносной звонницы.
Весьма распространенная практика — предотвращение дорожных происшествий при помощи молитвы и святой воды. В Ставрополье, в Белгородской области и других регионах священнослужители освящали наиболее опасные участки трассы.
А в Нижнем Новгороде в феврале 2013 года освятили Мызинский мост через реку Оку, который из-за большого числа аварий в городе прозвали проклятым. Священник на специально оборудованном епархиальном автомобиле проехал по мосту и окропил проезжую часть святой водой. Однако стопроцентной эффективности он не обещал. «То, что мост освящен, вовсе не означает, что водитель полностью защищен, — нужно всегда помнить о соблюдении правил дорожного движения», — заметил отец Михаил.
Кроме того, во многих регионах святой водой окропляют полицейские машины: обряды совершали в Тюмени, Геленджике и других городах.
Похоже, освятить можно практически все. Святой водой кропили Северный морской путь, электростанцию за Полярным кругом, мотоциклы байкеров из клуба «Ночные волки», медицинские халаты, рестораны.
К попам обращаются даже специалисты IT-компаний: в 2011 году православного священника пригласили изгнать злых духов с серверов видеохостинга RuTube. Проводивший обряд отец Виктор в ответ на замечание сотрудников, опасавшихся, что святая вода может повредить оборудование, заявил, что «разбирается в технических деталях освящения серверов, так как Русская православная церковь давно использует интернет для общения с паствой».
Списка предметов, которые нельзя освящать, действительно нет. Однако священники утверждают, что освящать нельзя все то, что служит злу и греху. В дореволюционной России, например, запрещено было освящать заведения, в которых предаются пороку, а также места казней и пыток. «Мы руководствуемся здравым смыслом, — говорит диакон Шульженок. — Мы не будем освящать ночные клубы, стриптиз-клубы, потому что все, что связано с грехом, не должно освящаться. Очень разнообразны могут быть греховные затеи, и на все перечень не составишь».
Однако отдельные священнослужители нарушают этот запрет. Так, в 2008 году в Челябинске священника пригласили провести обряд в стриптиз-клубе, чтобы атмосфера там «стала более позитивной». Этот поступок вызвал возмущение в епархии, однако там пришли к выводу, что батюшку заманили туда обманом. «Отца Николая звали освятить магазин. Батюшка не местный, из поселка на окраине города. Он и не знал, что тут ночной клуб», — объяснил тогда викарий Челябинской епархии Феофилакт.