Россия
19:50, 13 октября 2015

Вежливый ревизор Общественники консолидируются для отстаивания своих прав

Дина Ушакова
Пленарное заседание Общественной палаты РФ
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

При Общественной палате создается единый координационный центр, который будет консультировать некоммерческие организации, гражданских активистов и поможет им наладить взаимодействие с органами власти. Общественники из Москвы и регионов ожидают, что новый орган возьмет на себя «мягкие ревизионные функции», осуществляя «вежливый» контроль над чиновниками.

По словам заместителя председателя комиссии Общественной палаты по социальной политике Георгия Федорова, идея единого координационного центра принадлежит самим активистам и представителям некоммерческих организаций (НКО) — за последнее время в палату поступили предложения на эту тему примерно из 70 регионов.

«К нам поступило множество обращений от НКО, активистов и журналистов, которые в борьбе за свои права не находят внимания и поддержки со стороны как местных, так и федеральных органов власти», — заявил Федоров в ходе круглого стола в Общественной палате, посвященного роли социально ориентированных НКО в защите прав граждан. Среди обратившихся есть противники строительства полигона бытовых отходов в Карачевском районе Брянской области вблизи святого источника, жители деревни Мякинино, протестующие против многоэтажной застройки, работники образования города Череповца, работники скорой помощи и другие.

Центр будет оказывать им информационную, методическую поддержку, в том числе проводить юридические консультации, мониторить и обобщать проблемы, помогать в координации с ведомствами, депутатами, правоохранительными органами. Например, взаимодействие с правоохранителями крайне важно для НКО, занимающихся проблемой домашнего насилия. Также эксперты центра, в числе которых будут члены Общественной палаты, займутся разработкой этического кодекса для НКО.

Активисты нередко вынуждены вступать в конфликт с бизнесом (например, с компаниями-застройщиками) и властями. «Если раньше активистов в основном пытались подкупить, то теперь стратегия изменилась: на них подают в суды, их избивают», — заявила журналист Анна Николаева.

Что касается НКО, то госорганы по-прежнему зачастую не воспринимают их всерьез, избегают сотрудничества по принципу «как бы чего не вышло», — жалуются представители третьего сектора. «Многим НКО не хватает именно статусности, — считает вице-президент фонда "Миграция XXI век" Наталия Власова. — Они проделывают немалую работу, консультируют мигрантов, создают для них общественные приемные, берут на себя функции, которыми должна заниматься миграционная служба. Но госорганы от них по-прежнему отмахиваются как от назойливых мух».

Среди «клиентов» центра — и представители независимых профсоюзов, например, объединения работников скорой помощи, недовольные тем, что их мнение не учитывается работодателями.

Участники круглого стола указали на проблемы во взаимодействии с региональными общественными палатами, где сидят «родственники, друзья и водители» местных чиновников. Как отметил гендиректор межрегионального центра развития инноваций «Сибирь» Виктор Гузь, в отдельных регионах палаты превратились в придатки администраций, которые вместо помощи активистам лишь противодействуют им. Перезагрузка региональных общественных палат — одна из основных задач, поставленных Александром Бречаловым в июне 2014 года, когда он был избран на пост секретаря ОП. По его словам, сейчас это в основном просто декорации.

На федеральном уровне мракобесия меньше, поэтому общественники надеются, что новый орган возьмет на себя «мягкие ревизионные функции», осуществляя «вежливый контроль» над деятельностью чиновников. По мнению Федорова, сейчас гражданские силы раздроблены, поэтому необходима структура, способствующая их консолидации. Он посоветовал общественникам «активнее использовать» федеральную палату.

«Думаю, что эта инициатива вызрела в ходе многочисленных обсуждений проблем, с которыми на местах сталкиваются социальные НКО и гражданские активисты, в том числе на окружных форумах ОП, в течение года проводившихся в федеральных округах», — говорит директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.

Он отмечает, что юридическая и методическая помощь очень важна для небольших НКО, поскольку позволит им сосредоточиться на основной социальной деятельности.

Сложности в отношениях гражданских активистов с местными властями Пожалов связывает с несколькими обстоятельствами. «Хотя президент Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости широкого вовлечения НКО в сектор оказания социальных услуг (в кризис поддержка социальных НКО — это еще и гарантия занятости для людей), на местах власти по-прежнему воспринимают независимые НКО как конкурентов — для себя лично, для бюджетных учреждений, близких им подрядчиков. Независимые НКО неудобны местным чиновникам тем, что могут вскрывать неэффективность работы госсектора, неэффективные расходы. Местные власти в них подчас видят и политических оппонентов, не понимая, что большинство общественников изначально не собираются в политику — их туда выталкивают как раз сами местные чиновники, если игнорируют их предложения и компетенции».

Благодаря федеральной палате, отмечает Пожалов, информация о случаях давления на местных активистов сможет выходить за пределы региона.

Впрочем, председатель правления фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов увидел в создаваемом органе лишь очередного посредника. «Получается, что гражданское общество обретает иерархию. Некоммерческие организации и активисты нуждаются в адвокатах, эффективной судебной и правоохранительной системе, а не в помощи других общественных активистов, которые хотят ими управлять», — полагает он.

Как пояснил Георгий Федоров «Ленте.ру», учредительный съезд единого координационного центра состоится в середине ноября. Валерий Задерей из «Домодедовского землячества» уже придумал миссию для нового органа: энергию протеста, по его мнению, надо превратить в энергию самоорганизации.

< Назад в рубрику