Экономический форум, проводимый компанией «ВТБ Капитал», отличается от всех подобных мероприятий тем, что по традиции проводится в самую горячую для правительства пору — составления проекта бюджета на следующий год. И это делает дискуссии на его площадках особенно острыми. За очередным их раундом наблюдал корреспондент «Ленты.ру».
Начали за здравие, то есть с Эйнштейна. Первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев привел слова великого физика: «Благоприятные возможности скрываются среди трудностей и проблем». Так был задан тон очередному форуму «Россия зовет». Своего заместителя поддержал глава ВТБ Андрей Костин: «В России нет кризиса», — отрезал банкир.
В конгресс-зале Центра международной торговли собралась экономическая и бизнес-элита государства. Помимо упомянутых Костина и Соловьева в дискуссии о проблемах формирования условий для экономического роста приняли участие главы Минфина, Минэкономразвития, Центробанка, президент «Русала» Олег Дерипаска, руководитель «Роснефти» Игорь Сечин и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий.
Не все были готовы к продолжению беседы в оптимистичном ключе. Все чаще звучало словосочетание «горькая пилюля», причем по отношению к разным экономическим явлениям.
Первым о необходимости принять горькое лекарство заговорил министр финансов Антон Силуанов. Он исполнял проверенный репертуар: говорил о необходимости отказаться от некоторых бюджетных обязательств, о раздутых социальных расходах. Деньги можно было бы перераспределить, вложиться в человеческий капитал, в инфраструктуру, отметил чиновник. Силуанов, как всегда, посетовал на заморозку пенсионных накоплений и понадеялся, что правительство, членом которого он является, больше так делать не будет.
«Всегда мы говорим одно и то же», — справедливо подметил министр экономического развития Алексей Улюкаев. И предложил сформировать новую модель экономического роста —инвестиционную. Государство должно поддержать нефтяников, заявил он, чем вызвал недовольство своего коллеги из Минфина. Силуанов-то по-прежнему упорно отстаивает идею «снятия сливок» с нефтяного сектора.
«У нас есть несколько моделей экономического роста — модель Минфина, Центробанка, Минэкономразвития, независимых экспертов. А роста нет», — подключился к межведомственному диалогу Игорь Сечин. «82 процента налоговая нагрузка на нас. Спасибо Антону Германовичу (Силуанову — прим. «Ленты.ру»)», — пожаловался он и напомнил, что правительство вкладывает десятки миллиардов долларов в казначейские облигации США, а не в свою экономику.
Горькая пилюля для экономики — это освобождение рубля, сказала Эльвира Набиуллина, которую не забыли похвалить за получение звания лучшего главы Центробанка по версии журнала Euromoney. «Возможно, отпускать рубль нужно было несколько лет назад», — сказала она задумчиво. И тут же добавила, что Банк России сможет достичь главной цели — опустить инфляцию до 4 процентов — через два года.
«Кризис в России есть!» — заявил под аплодисменты зала Олег Дерипаска, известный своим желанием отправить сотрудников ЦБ в космос за резкое повышение ключевой ставки в 2014 году. Глава «Русала» констатировал сильное изменение условий работы, в частности — исчезнувший доступ к рынку капитала. «Не будет роста, пока мы не вернем условия 2007-го года. Подумайте, как это сделать», — обратился он напрямую к Силуанову и Улюкаеву. Дерипаска назвал ключевым риском для бизнеса несовершенство судебной системы, но просить о ее реформировании было некого. В пику предыдущим ораторам он сказал о том, что инвестиции не так уж и важны. «Нужно разобраться с экономической политикой», — подчеркнул он. «Хотя в ближайшие годы может ничего не измениться. Кого-то 30 лет водили по пустыне — и ничего», — добавил он с улыбкой.
Прошлогодняя «Россия зовет!» проходила в относительно тепличных условиях. Рубль только начал путь к обвалу (до «черного вторника» оставалось более двух месяцев), а рост цен еще не приблизился к пиковым значениям. Полезно вспомнить, о чем говорили тогда власти и представители бизнеса.
Инфляция стала чуть ли не ключевой темой форума 2014 года. В Минэкономразвития признали, что прогноз в 7,5 процента — слишком оптимистичный и будет превышен. Центробанк остановился на 8 процентах. В конечном итоге рост цен на товары и услуги в прошлом году достиг 11,4 процента.
Второй важной темой стало ограничение движения капиталов, слухи о введении которого ходили прошлой осенью. Участники форума старательно их опровергали и, как видно сейчас, вполне обоснованно. Финансовый железный занавес над Россией не опустился, несмотря на регулярные призывы помощника президента Сергея Глазьева.
Самым пессимистичным и ярким было выступление главы Сбербанка Германа Грефа. «Нельзя людей, как в Советском Союзе, мотивировать ГУЛАГом. Это мотивация недолгая, и она ломается», — говорил он, намекая на проблемы с бизнес-климатом в России. Греф также вспомнил книгу Егора Гайдара «Гибель империи» и подчеркнул, что ключевой причиной распада СССР была «потрясающая некомпетентность советского руководства, в первую очередь в области экономики». В очередной раз он призвал повышать качество управления — как государством, так и частными структурами.
Владимир Путин принимает участие в форуме уже в седьмой раз. Президент начал с того, что поднял всем настроение. «До меня здесь выступали самые лучшие экономисты, финансисты, лучшие в мире банкиры», — не скупился он на похвалу. И тут Андрей Костин задал главный вопрос: «Куда зовет Россия?»
Судя по ответу главы государства, Россия зовет инвесторов только вперед, к сотрудничеству и богатству. Путин подчеркнул, что пик кризиса достигнут, экономика адаптировалась, а ситуация стабилизируется. Он отметил рост в отраслях, не связанных с нефтегазовым сектором, например — в сельском хозяйстве. В РФ очень образованные кадры, ответственное правительство и Центробанк, отметил Владимир Путин. «Россия — удобное и комфортное место для совместной работы», —резюмировал президент.
Его ключевое сообщение международным инвесторам — твердое обещание не вводить ограничения на движение капитала. Он повторил его несколько раз. Президент также заверил, что накопительная пенсионная система сохранится, что крайне важно для инвестиционного климата в стране.
На экономическом форуме довольно много говорили о ситуации Сирии. Глава государства призвал мировое сообщество к урегулированию ситуации в регионе и заявил об открытости России к сотрудничеству. В этой связи Путин сказал, что Россия понимает озабоченность Турции. «Мы должны понять, как нам выстроить отношения в антитеррористической сфере», — отметил он и подчеркнул, что Анкара — один из главных экономических партнеров Москвы.
Президент успокоил аудиторию и в вопросе будущего отечественной экономики. Отрасли выйдут из депрессии, страна вернется к положительной динамике, сказал Путин и пояснил, что такой прогноз основан на реалистичных и скромных ожиданиях по нефти — 50 долларов за баррель. «Наши главные задачи — структурные перемены в экономике, диверсификация, ее разбюрокрачивание, создание нормальных условий для бизнеса», — заявил он. Коснулся Владимир Путин и проблемы роста цен: «Мы будем стремиться к четырехпроцентной инфляции. Дай бог здоровья Центральному Банку. Мы знаем, что делать, и будем идти по этому пути». Вопрос в том, насколько этот путь будет долгим.