Форум «Россия зовет!» далеко не впервые становится площадкой для откровений. Причем, откровений со стороны традиционно сдержанных госбанкиров и руководителей госкомпаний. В этот раз фурор произвела реплика хозяина форума главы ВТБ Андрея Костина о нецелесообразности кредитования малого и среднего бизнеса. Журналисты ухватились за громкую фразу, а «Лента.ру» постаралась разобраться в сути сказанного.
Если эти предприятия не востребованы, если в стране «нет поля деятельности для них», какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги. Такова логика Костина.
По словам банкира, закредитованность — одна из ключевых проблем российских предприятий, в том числе и сравнительно небольших. Поэтому само по себе только кредитование не является панацеей для малого и среднего бизнеса. «Прежде всего должен быть спрос на производимую предприятием продукцию, предприятия должны быть инкорпорированы в экономическую систему, они должны быть частью, может быть, каких-то больших производств», — утверждает глава ВТБ. И напоминает: «Кредитование малого бизнеса — наиболее рисковый вид кредитования, и мы достаточно много резервов получили за прошлый год и за этот от кредитования малого бизнеса. Потому что как только меняется экономическая конъюнктура, первый, кто под ударом, это малый бизнес».
Но правительство требует наращивать обороты. В конце сентября, выступая в Совете Федерации, первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал Сбербанк и ВТБ увеличивать кредитование малых и средних предприятий. И выразил уверенность, что в ближайшие два-три года такие займы станут намного доступнее. Вообще, по мнению Шувалова, долю трудовых ресурсов страны, занятых в сравнительно небольших компаниях, нужно довести с нынешних 25 до 50 процентов. «Тогда мы, по сути, будем совершенно в другом уровне безопасности экономического развития», — убежден первый вице-премьер.
Параллельно, правда, падение бюджетных доходов вынуждает кабмин искать новые способы пополнения казны. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин не исключает в этой связи повышение налоговой нагрузки на работодателей и работников. А 51 процент респондентов фонда «Общественное мнение» согласились с увеличением социальных взносов в Пенсионный фонд.
Между тем налоги на труд — а речь идет именно о них — наиболее болезненно отражаются именно на малых и средних предприятиях. Широко практикуемая фискальная оптимизация не позволяет подобным заемщикам предоставить кредиторам отчетность, отражающую реальное состояние дел. Не говоря уже о возрастающих рисках уголовного преследования за налоговые махинации.
Иными словами, крупный розничный банк, занявшись масштабным кредитованием малого и среднего бизнеса, ставит под удар своих вкладчиков и акционеров. В то же время отсутствие финансового драйвера и невозможность развития несырьевых отраслей затрудняет выход экономики из кризиса. Неслучайно, глава «Русала» Олег Дерипаска видит шанс на возобновление экономического роста исключительно в стимулировании внутреннего спроса.
«Это в первую очередь кредитно-денежная политика, те расходы, которые совершает компания. Это насколько будет большой оптимизм у розничных игроков, с каким настроением они придут в магазины, какое настроение будет у малого и среднего бизнеса. И я хочу сказать, наше впечатление, что они очень негативные. И только за счет этого мы будем наблюдать дальнейшее падание в экономике», — сетует миллиардер.
Кстати, от Костина досталось и Дерипаске. «Cколько бы он ни получил денег, он все использует, ему все будет мало. Так что для некоторых компаний закрытые внешние рынки — это даже полезно», — парирует глава ВТБ.
Здесь тоже костинская логика понятна. В условиях внешней финансовой полублокады «Русал» и другие национальные чемпионы с большей охотой будут кредитоваться в крупнейших российских банках. Недостатка в выгодных заемщиках у банков с госучастием не будет.
А развитием малого и среднего бизнеса и, соответственно, диверсификацией экономики должны заниматься нишевые банки, которые, как считает экономист Никита Кричевский, «будут специально заточены под таких клиентов». Кроме того, по мнению Кричевского, «необходима государственная программа рефинансирования кредитов, выдаваемых небольшим предприятиям реального сектора. А также пакет протекционистских мер для защиты этих вновь появившихся игроков».
Андрей Костин тоже считает, что без дополнительных гарантий и субсидий для коммерческих банков здесь не обойтись: «Только тогда этот механизм заработает, а просто уповать на то, что банки будут больше кредитовать малый бизнес и все станет хорошо, это бессмысленно и, честно говоря, не всегда продуктивно, потому что это ведет просто напросто к банкротству этих малых предприятий при нестабильной конъюнктуре».
Получается, что в конечном счете о создании «другого уровня безопасности экономического развития» должна заботиться в первую очередь власть, а не бизнес.
Причем решение этой непростой самой по себе задачи осложняется дополнительными граничными условиями. Поддерживая новые отечественные производства, хорошо бы не сильно раздувать денежную массу и сохранять конкуренцию на приемлемом уровне. Иначе новые скачки инфляции вынудят правительство изыскивать еще больше средств на социальные выплаты, латать новые дыры в бюджете, увеличивать налоги и в результате — убивать с таким трудом созданные малые и средние бизнесы.