«Секс и насилие — основа нашей цивилизации»

Культовый режиссер Гильермо дель Торо о «Багровом пике», обаянии порока и России

Кадр из фильма «Багровый пик»

В прокат выходит «Багровый пик» — во всех смыслах запредельное приключение культового мексиканского режиссера Гильермо дель Торо в жанре готической мелодрамы. Человек, среди прочего снявший «Хеллбоя», «Лабиринт Фавна» и «Тихоокеанский рубеж», рассказал «Ленте.ру» об истоках своего интереса к викторианским сюжетам.

«Лента.ру»: Вы так долго вынашивали этот проект, что я не могу не спросить: откуда такой запал? Откуда такое желание снять готическую мелодраму?

Гильермо дель Торо: На самом деле меня завораживал этот жанр с самого детства, его беззаветная романтичность — и при этом постоянное присутствие темной стороны, ее притяжение, которому неизбежно поддаются герои. О чем говорить, если самым первым фильмом, который я увидел, была экранизация «Грозового перевала» — классическая, с Лоуренсом Оливье. Меня на нее взяла с собой бабушка, а мне было всего-то четыре года, представляете?
И я был, конечно, просто потрясен — и пронес эту любовь через всю жизнь, как к книгам, так и к кино.
Сестры Бронте, Диккенс, Анна Рэдклифф, Мэри Шелли и Брэм Стокер, само собой, про По я и не говорю... А фильмы? Чего стоит только «Ребекка» Хичкока с ее потайной, мучительной сексуальностью. Я все это проглотил еще подростком. А потом долго мечтал снять что-то в этом жанре — причем не экранизацию, а что-то по собственному, оригинальному сюжету. Очень хотелось выступить не стилистом, а полноценным автором — наследником писателей, которых я так люблю. Это нескромно, конечно, но желание было слишком сильным.

Вы при этом не стесняетесь выводить на первый план то, что у Бронте и Диккенса было спрятано в подтекст. «Багровый пик» не только не отворачивается от секса, насилия и власти денег — он показывает, что этот ранневикторианский мир именно на них и держался.

Ну, я вообще считаю, что секс и насилие — основа нашей цивилизации, как бы хорошо или плохо это ни было. Что еще важно — для своего времени готические романы были возмутительны, они оскорбляли так называемых носителей хорошего вкуса. Понятно, что современному читателю они кажутся невинными — и буквальная экранизация «Джейн Эйр» сейчас вряд ли способна кого-то возмутить. Мне же хотелось добиться своим фильмом того же эффекта, который эти книги производили на своих современников. Поэтому я и взвинтил насилие и секс до предела. Буду рад, если они кого-то выведут из себя, — значит, я хорошо сделал свою работу.

Что касается визуального ряда, вы не боитесь откровенного китча — гипертрофированных цветов, гигантских снежинок, собственно Багрового пика, сумасбродного, чудовищного особняка Шарпов. Вы же понимали, что подставляетесь?

О, еще бы! Но это тоже правила жанра. Я хотел снять настоящую мелодраму, а какая хорошая мелодрама без китча? Без чрезмерных эмоций? В «Багровом пике» каждой из этих эмоций я хотел подобрать и визуальное решение. Вы заметили, как кардинально разнятся по цветам наряды героинь Мии Васиковски и Джессики Честейн? Они служат отражениями их характеров, так же, как и дом Шарпов является отражением их внутреннего мира, тем монстром, который породил их и сделал такими, какие они есть.

Что касается героини Васиковски, насколько важно было сделать ее писательницей? Ее приверженность литературе делает ее, в сущности, рок-звездой своего времени.

Да, Эдит Кушинг — настоящий бунтарь, нарушитель табу, предписывавших женщине ее времени быть, в сущности, вещью, непременно зависимой от мужчины. Для меня это и правда было важно. Как я уже говорил, мне хотелось, чтобы «Багровый пик» был таким же возмутительным, как и вдохновивший его жанр — а кого можно возмутить сильным героем мужского пола, который спасает героиню от беды? Эдит должна была сама найти способ справиться со злом. Думаю, ее любовь к писательству в этом тоже помогает — настоящий писатель должен быть бесстрашным и при этом восприимчивым. И то, и другое справедливо в отношении моей героини.

Получается, «Багровый пик» еще и в некотором роде высказывание на тему того, что значит быть автором. Меня потрясла сцена, в которой отец Эдит просит Томаса Шарпа не только уехать, но и разбить ей сердце.

Конечно. Как иначе она сможет писать о любви? На самом деле эта сцена во многом ключевая. Как бы объяснить, чтобы обойтись без спойлеров... Попробую так: прося Шарпа об этом, отец Эдит допускает самую важную для сюжета, роковую ошибку — она запускает все последующие события. Все потому, что он не доверяет собственной дочери, не верит, что она способна сама все пережить и понять. А ведь ее сердце к тому моменту уже безнадежно разбито.

Вообще, разброс ваших интересов поражает. И готика, и вампирские романы, и комиксы, и японская культура... Откуда такой широкий кругозор — тоже из детства?

Да, именно оттуда. Мне повезло. В детстве я жадно поглощал все, что попадалось под руку. У нас дома была большая и разнообразная библиотека. О своей любви к литературе времен романтизма я уже говорил. Кроме того, родители постоянно брали меня смотреть классическое кино. В соседнем городе был кинотеатр, который показывал разнообразный эксплотейшен и трэш, — и я ездил туда смотреть фильмы вроде «Болотной твари» или классических хорроров, как «Невеста Франкенштейна», или джалло. Потом я увлекся комиксами, полюбил аниме и японское кино, из чего выросли «Хеллбой» и «Тихоокеанский рубеж» соответственно. Вдобавок бабушка с самого детства пыталась вталдычить мне католические традиции, с одной стороны, а с другой — была большой патриоткой мексиканской культуры, вплоть до самых архаичных поверий и легенд. И мне все нравилось! Вообще, должен сказать, что мне повезло родиться именно в Мексике и именно в начале 1960-х. В этот период там не было какой-то доминирующей культуры, как сейчас всюду царствует американская, и нам, детям и подросткам, были доступны продукты культур со всего света.

Багровый пик
IMDB

В том числе и из России, надо думать? Чего стоит одна русская сцена в «Хеллбое».

Ну, она-то как раз была в оригинальном комиксе. Другое дело что я и правда многим обязан русской культуре. Достоевский, Толстой, Гоголь — среди моих любимых писателей, особенно Гоголь с его мистицизмом, магией, мрачным чувством юмора. А Чехов? Его я обожаю не меньше. Мне кажется, до сих пор никто не сумел описать мир маленького человека так, как он — с иронией, но и состраданием. Понятно, что мне нравится «Черный монах» — его влияние можно найти и в «Багровом пике». Но, наверное, моя любимая вещь у Чехова — это «В овраге». Боже, какой же там мощный финал! А какое честное, ясное изображение обыденности, повседневности и повсеместности зла!

Раз уж мы заговорили о «Хеллбое» — похоже, его третьей части все-таки быть?

Да, вроде как студия заинтересована в том, чтобы она все-таки увидела свет. Правда, пока все стоит на месте — и никаких свежих новостей на этот счет у меня нет, все развивается в вялотекущем режиме. Но я очень хочу вновь вернуться к этому персонажу и этому миру. Вообще, сейчас, после нескольких крупных проектов, и раз уж «Тихоокеанский рубеж 2» откладывается до лучших времен, я, похоже, сниму маленький по-настоящему личный фильм. Честно говоря, испытываю облегчение — прилично устал от больших, неповоротливых студийных картин. Не подумайте, мне на них тоже нравится работать, но это тяжело — нужна отдушина и передышка.

Обсудить
Моя семья
Легендарный маньяк и его культ кровавых убийц держали в страхе всю Америку
Чарльз МэнсонКонец маньяка: Чарльз Мэнсон умер в тюрьме
Легендарный убийца не дождался великой межрасовой войны
Порошок, приходи
Жадные мексиканцы потеряли доход от марихуаны и завалили Америку героином
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Абсолютное возмездие
Россия, США и Китай готовятся к третьей мировой войне
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 гг.«Обезумевшие родители отбирали еду у детей»
Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы
«Девочку из России тут никто не ждет»
История сибирячки, перебравшейся в Нидерланды
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
«Не надо меня спасать»
Звездный путешественник нашел тайное племя головорезов, ввязался в войну и выжил
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Белый друг
Самые необычные туалеты мира
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент