«Секс и насилие — основа нашей цивилизации»

Культовый режиссер Гильермо дель Торо о «Багровом пике», обаянии порока и России

Кадр из фильма «Багровый пик»

В прокат выходит «Багровый пик» — во всех смыслах запредельное приключение культового мексиканского режиссера Гильермо дель Торо в жанре готической мелодрамы. Человек, среди прочего снявший «Хеллбоя», «Лабиринт Фавна» и «Тихоокеанский рубеж», рассказал «Ленте.ру» об истоках своего интереса к викторианским сюжетам.

«Лента.ру»: Вы так долго вынашивали этот проект, что я не могу не спросить: откуда такой запал? Откуда такое желание снять готическую мелодраму?

Гильермо дель Торо: На самом деле меня завораживал этот жанр с самого детства, его беззаветная романтичность — и при этом постоянное присутствие темной стороны, ее притяжение, которому неизбежно поддаются герои. О чем говорить, если самым первым фильмом, который я увидел, была экранизация «Грозового перевала» — классическая, с Лоуренсом Оливье. Меня на нее взяла с собой бабушка, а мне было всего-то четыре года, представляете?
И я был, конечно, просто потрясен — и пронес эту любовь через всю жизнь, как к книгам, так и к кино.
Сестры Бронте, Диккенс, Анна Рэдклифф, Мэри Шелли и Брэм Стокер, само собой, про По я и не говорю... А фильмы? Чего стоит только «Ребекка» Хичкока с ее потайной, мучительной сексуальностью. Я все это проглотил еще подростком. А потом долго мечтал снять что-то в этом жанре — причем не экранизацию, а что-то по собственному, оригинальному сюжету. Очень хотелось выступить не стилистом, а полноценным автором — наследником писателей, которых я так люблю. Это нескромно, конечно, но желание было слишком сильным.

Вы при этом не стесняетесь выводить на первый план то, что у Бронте и Диккенса было спрятано в подтекст. «Багровый пик» не только не отворачивается от секса, насилия и власти денег — он показывает, что этот ранневикторианский мир именно на них и держался.

Ну, я вообще считаю, что секс и насилие — основа нашей цивилизации, как бы хорошо или плохо это ни было. Что еще важно — для своего времени готические романы были возмутительны, они оскорбляли так называемых носителей хорошего вкуса. Понятно, что современному читателю они кажутся невинными — и буквальная экранизация «Джейн Эйр» сейчас вряд ли способна кого-то возмутить. Мне же хотелось добиться своим фильмом того же эффекта, который эти книги производили на своих современников. Поэтому я и взвинтил насилие и секс до предела. Буду рад, если они кого-то выведут из себя, — значит, я хорошо сделал свою работу.

Что касается визуального ряда, вы не боитесь откровенного китча — гипертрофированных цветов, гигантских снежинок, собственно Багрового пика, сумасбродного, чудовищного особняка Шарпов. Вы же понимали, что подставляетесь?

О, еще бы! Но это тоже правила жанра. Я хотел снять настоящую мелодраму, а какая хорошая мелодрама без китча? Без чрезмерных эмоций? В «Багровом пике» каждой из этих эмоций я хотел подобрать и визуальное решение. Вы заметили, как кардинально разнятся по цветам наряды героинь Мии Васиковски и Джессики Честейн? Они служат отражениями их характеров, так же, как и дом Шарпов является отражением их внутреннего мира, тем монстром, который породил их и сделал такими, какие они есть.

Что касается героини Васиковски, насколько важно было сделать ее писательницей? Ее приверженность литературе делает ее, в сущности, рок-звездой своего времени.

Да, Эдит Кушинг — настоящий бунтарь, нарушитель табу, предписывавших женщине ее времени быть, в сущности, вещью, непременно зависимой от мужчины. Для меня это и правда было важно. Как я уже говорил, мне хотелось, чтобы «Багровый пик» был таким же возмутительным, как и вдохновивший его жанр — а кого можно возмутить сильным героем мужского пола, который спасает героиню от беды? Эдит должна была сама найти способ справиться со злом. Думаю, ее любовь к писательству в этом тоже помогает — настоящий писатель должен быть бесстрашным и при этом восприимчивым. И то, и другое справедливо в отношении моей героини.

Получается, «Багровый пик» еще и в некотором роде высказывание на тему того, что значит быть автором. Меня потрясла сцена, в которой отец Эдит просит Томаса Шарпа не только уехать, но и разбить ей сердце.

Конечно. Как иначе она сможет писать о любви? На самом деле эта сцена во многом ключевая. Как бы объяснить, чтобы обойтись без спойлеров... Попробую так: прося Шарпа об этом, отец Эдит допускает самую важную для сюжета, роковую ошибку — она запускает все последующие события. Все потому, что он не доверяет собственной дочери, не верит, что она способна сама все пережить и понять. А ведь ее сердце к тому моменту уже безнадежно разбито.

Вообще, разброс ваших интересов поражает. И готика, и вампирские романы, и комиксы, и японская культура... Откуда такой широкий кругозор — тоже из детства?

Да, именно оттуда. Мне повезло. В детстве я жадно поглощал все, что попадалось под руку. У нас дома была большая и разнообразная библиотека. О своей любви к литературе времен романтизма я уже говорил. Кроме того, родители постоянно брали меня смотреть классическое кино. В соседнем городе был кинотеатр, который показывал разнообразный эксплотейшен и трэш, — и я ездил туда смотреть фильмы вроде «Болотной твари» или классических хорроров, как «Невеста Франкенштейна», или джалло. Потом я увлекся комиксами, полюбил аниме и японское кино, из чего выросли «Хеллбой» и «Тихоокеанский рубеж» соответственно. Вдобавок бабушка с самого детства пыталась вталдычить мне католические традиции, с одной стороны, а с другой — была большой патриоткой мексиканской культуры, вплоть до самых архаичных поверий и легенд. И мне все нравилось! Вообще, должен сказать, что мне повезло родиться именно в Мексике и именно в начале 1960-х. В этот период там не было какой-то доминирующей культуры, как сейчас всюду царствует американская, и нам, детям и подросткам, были доступны продукты культур со всего света.

Багровый пик
IMDB

В том числе и из России, надо думать? Чего стоит одна русская сцена в «Хеллбое».

Ну, она-то как раз была в оригинальном комиксе. Другое дело что я и правда многим обязан русской культуре. Достоевский, Толстой, Гоголь — среди моих любимых писателей, особенно Гоголь с его мистицизмом, магией, мрачным чувством юмора. А Чехов? Его я обожаю не меньше. Мне кажется, до сих пор никто не сумел описать мир маленького человека так, как он — с иронией, но и состраданием. Понятно, что мне нравится «Черный монах» — его влияние можно найти и в «Багровом пике». Но, наверное, моя любимая вещь у Чехова — это «В овраге». Боже, какой же там мощный финал! А какое честное, ясное изображение обыденности, повседневности и повсеместности зла!

Раз уж мы заговорили о «Хеллбое» — похоже, его третьей части все-таки быть?

Да, вроде как студия заинтересована в том, чтобы она все-таки увидела свет. Правда, пока все стоит на месте — и никаких свежих новостей на этот счет у меня нет, все развивается в вялотекущем режиме. Но я очень хочу вновь вернуться к этому персонажу и этому миру. Вообще, сейчас, после нескольких крупных проектов, и раз уж «Тихоокеанский рубеж 2» откладывается до лучших времен, я, похоже, сниму маленький по-настоящему личный фильм. Честно говоря, испытываю облегчение — прилично устал от больших, неповоротливых студийных картин. Не подумайте, мне на них тоже нравится работать, но это тяжело — нужна отдушина и передышка.

Обсудить
Африканский «боярышник»
Как спиваются жители Черного континента
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Старикам здесь не место
В Швейцарии хотят разрешить эвтаназию пожилым людям
Тимофей Бордачев: «Убирайтесь, но заплатите высокую цену»
Европейцы хотят развестись с Британией по-жесткому
Пан или пропал
Киев угрожает арестами активов «Газпрома» за пределами национальной юрисдикции
Вода камень точит
Инвестиционная привлекательность столицы может вырасти на 10 процентов
Сергей КурченкоОтнять и поделить
Какую собственность на Украине все еще может потерять Россия
Кистью и краской
Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
Стив ДжобсГнилой пепин
Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Ждите гостей
Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
Аскот, ВеликобританияДень безумных шляп
Почему британские аристократы, съехавшиеся на скачки в Аскоте, так странно одеты
Миллениалы в бегах
Куда иммигрировать молодому россиянину, мечтающему жить за границей
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест и стоимость владения Skoda Superb
Длительный тест универсала Skoda Superb: итоги
Самые крутые участники гонки Pikes Peak
Лучшие автомобили «Гонки в облаках» за ее 101-летнюю историю
Самые качественные машины в мире
Машины каких брендов ездят в сервис реже остальных
Русская рулетка
Как спланировать гонку в 24 часах Ле-Мана и почему эти планы могут не сработать
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе