Библиотека
08:50, 15 октября 2015

«С населением важно разговаривать модным языком» Бывший глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков о том, как изменить город

Записал Станислав Наранович
Фото: Андрей Гребнев / ТАСС

В архитектурной школе МАРШ прошел мастер-класс бывшего руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова. Он предложил молодым архитекторам обсудить механизмы и исторические процессы, меняющие город, а также причины, заставляющие горожан требовать изменения и чувствовать, что городские власти заняты своей работой.

Москва и москвичи

Город — это не только станции метро, развязки, школы и медицина. Город — это люди, живущие в нем, работающие и воспитывающие детей, и эти люди составляют его сущность. После того как в городе происходят положительные изменения, откат к чему-то старому маловероятен. Когда открывается какое-либо новое место, оно всегда заполняется молодыми и активными людьми, которым там комфортно и приятно.

Городские службы и чиновничество не должны ждать от населения благодарности, потому что в этом и заключается их работа. Благодаря появлению новых пространств — будь то библиотеки, парки, «Артплэй» или «Винзавод» — расширяется городское пространство для людей, образующих характер города и способных сказать, как принято жить в городе, а как — нет.

Даже если власти забрасывают какие-то проекты, они продолжают существовать, потому что остается общество, финансирующее их и участвующее в них. В этом году проект «Ночь музыки» не получил финансирования, но «Яндекс» и музыкальные площадки согласились поддержать это мероприятие, в результате оно прошло в Москве даже без бюджетной поддержки.

Парк Горького и другие площадки, которые последние годы развивал департамент культуры, в исторической перспективе окажутся главными площадками города. Произойдет это не потому, что городские власти внесли какой-то уникальный вклад в их становление, а в силу устройства самого города. Тот же парк Горького изначально был недооцененным местом в центре Москвы, из которого при правильном менеджменте получилось сделать заметную площадку, привлекшую актуальных жителей города — людей, которых надо вовлекать, а не развлекать. Кроме того, видно, как москвичи голосуют рублем. Когда я возглавил ЦПКиО имени Горького, парк зарабатывал 70 миллионов рублей, а нынешний его доход составляет 750 миллионов рублей.

Вряд ли теперь можно испортить парк Горького: вернуть туда аттракционы, платный вход, кафе-шашлычные. Даже на словах это невозможно, поскольку задан новый городской стандарт жизни парков, а в бюджете до 2018 года утверждена программа по развитию парков и зеленых зон.

В ближайшем будущем, через пять-десять лет, просто неминуемы большие изменения в лучшую сторону. Я уверен, что неизбежен прогресс и рост среднего класса — если не относительно дохода, то относительно числа людей, ощущающих себя средним классом и являющихся двигателем потребительских, экономических и политических изменений.

Главным трендом начиная со следующей весны станут выборы в парламент, выборы мэра Москвы и президента. Начнет меняться риторика власти и активного класса, начнут действовать люди, которых я называю «агентами изменений». Это не обязательно социальные активисты, а люди, осознающие, что их личный доход и благосостояние зависят от них самих. Они знают цену себе, вещам и действиям власти, они циничны и понимают, что могут получить от себя и что могут требовать от государства.

В рамках грядущих перемен будет продолжаться попытка гуманизировать пространство крупных городов. Для молодых активных людей важна среда обитания. Если среда обитания будет создаваться, то у молодых активных людей будет меньше требований и претензий к власти.

Однако вероятен и противоположный тренд: чем больше людей потребует от власти иной риторики, тем больше власть будет готова в нее вкладываться. По социологическим данным, в 2020 году число сорокалетних совпадет с числом двадцатилетних — это большое электоральное поле, которое будет востребовано руководством страны. Оно уже не сможет сулить повышение пенсий и социальных выплат, властям придется обещать возможности — например, такие как получение ипотеки или обеспечение горожанина рабочим местом. Сегодня таких обещаний нет, потому что из-за демографического провала 90-х среди электората было мало молодежи, существовал миф, что молодежь не голосует. Но уже к 2020 году действия власти изменятся: электоральная база молодых и активных становится больше, а пенсионеров, напротив, меньше.

Агенты изменений

В Москве живет около миллиона людей, получающих информацию из открытых источников в интернете, имеющих возможность выехать за рубеж или, по крайней мере, представляющих, как там живут. Такие люди осознают, как формируется их личный или семейный доход. Они боятся потерять работу, но понимают, что в случае потери найдут альтернативную. Это самые грамотные и требовательные горожане, и мы работали именно для этих людей.

Их активность влияет как на старшее, так и на младшее поколение. Например, на выставки и другие городские мероприятия люди от 20 до 40 лет приводят своих родителей, а если это молодые родители, то ведут своих детей. Именно поэтому департамент культуры работал через социальные сети на 700 тысяч человек, а в итоге посетителей городских акций всегда оказывалось около четырех миллионов. Мы не проводили рекламных кампаний в больших СМИ вроде федеральных каналов или крупных газет. Департамент работал только в социальных сетях, и вдруг они дали огромный эффект, потому что мы просто угадали с аудиторией.

Благоустройство города

Благоустройство города — двоякий процесс. Тут действует либо политическая воля руководителя, пытающегося повернуть горожан к чему-то замечательному, либо большой пласт жителей, который любой политик каким-то животным чутьем слышит и понимает: на эту аудиторию нужно работать. Изменения в Москве делать совсем несложно — следует брать опыт больших европейских городов и адаптировать его для России. Примечательно, что на любые заимствованные европейские акции (например, «Ночь музеев») в Москве приходило значительно большей людей, чем в Лондоне или Берлине. Я думаю так: у нас лето короткое, поэтому люди намного отзывчивее реагирует на любые круглосуточные и ночные акции, — жителям города не хватает ощущения праздника.

Другие мероприятия тоже прижились в Москве. Первый беговой клуб появился в парке Горького в 2011 году, и до сих пор москвичи бегают — теперь уже во всех парках. Аналогичная ситуация сложилась с пинг-понг-клубом в Нескучном саду, который департамент культуры отремонтировал, и вдруг пинг-понг начал множиться во всех парках, в кафе, в офисах. Важны также акции, связанные с исторической памятью, — для этого проводились «модные субботники». Людей звали убирать парки, сажать что-то, выпускать белок, а взамен обещали только грабли и перчатки. На эти мероприятия стало приходить огромное количество людей, причем префектура никого туда не сгоняет. В Сокольники в рамках тимбилдинга на субботник приехали две тысячи сотрудников сети кофеен «Старбакс».

Чем больше в городе будет образованных, здоровых, красивых и умных людей, тем красивее, умнее, добрее и конкурентоспособнее станет он сам. Для этого обязательно сотрудничество городских властей с агентами изменений — людьми, которые говорят: «А я знаю, как стену разрисовать» или «Я могу предложить вот такие лампочки для парка "Сокольники"». Это вопрос работы с профессиональным экспертным сообществом. Всегда важно разговаривать неким модным языком с населением, тогда люди верят. Красочность неимоверно важна.

< Назад в рубрику