Всякий, кто никогда не сталкивался прежде с отдыхом на яхте, уверен, что этот вид досуга баснословно дорог, а потому мало кому доступен. Между тем практически везде можно быстро, удобно и недорого арендовать подходящую лодку, чтобы элегантно и красиво провести отпуск. «Лента.ру» разбиралась с подробностями.
Для начала стоит определиться с терминологией. Яхты бывают моторные и парусные, хотя двигатель, как правило, есть и у парусных. Если не брать в расчет лодки, предназначенные для гонок, то все остальные можно разделить на две категории — однокорпусные яхты и двухкорпусные катамараны. Разница — в комфорте. По сути своей, катамаран представляет собой две яхты, соединенные вместе. Второй важный критерий — размер яхты. Лодки до 60 футов относят к разряду обычных яхт, а те, что длиннее, — это уже «макси». Те и другие можно арендовать без всяких проблем.
В мире сейчас около двух миллионов яхт. И примерно половина из них сдается в аренду. Дело в том, что обслуживание яхт — недешевое удовольствие, и многие владельцы лодок таким образом сокращают свои ежегодные расходы. Обычно хозяева пользуются яхтой пару недель в году, все остальное время она стоит у причала либо арендованная путешествует по миру.
Все вопросы, связанные с арендой и обслуживанием лодки, владелец адресует чартерной компании — это дешевле и проще, чем заниматься этим самому.
Чартерные компании бывают транснациональными и локальными. Среди транснациональных самая известная — Sunsail. У нее огромный флот, раскиданный по всему миру. Компания закупает новые яхты на верфи, а по истечении срока окупаемости продает их на вторичном рынке. Яхты с логотипом в виде солнца на фоне паруса можно встретить практически везде.
Главным конкурентом Sunsail считается французская компания Dream Yacht Charter (DYC) с черепахой на логотипе. Воспользовавшись специальной программой французского правительства по поддержке депрессивных регионов Франции, DYC умудрилась на государственные кредиты накупить лодок и наладить успешный бизнес по их аренде. Компания активно работает в Полинезии, на Сейшелах, Сен-Мартене и в других местах.
Третий и, в сущности, последний крупный игрок на рынке — VPM/BestSail. Это объединение независимых локальных компаний, пользующихся единой системой продаж. Главная его особенность в том, что в разных местах клиент столкнется с разным флотом и разным уровнем сервиса. Однако для VPM характерна исключительная гибкость во взаимоотношениях с заказчиком.
Помимо транснациональных монстров яхтенной аренды, по всему миру действует бесчисленное множество локальных игроков, которые зачастую предоставляют намного более качественный и быстрый клиентоориентированный сервис, одаривая клиентов и улыбками, и подарками, но главное, прекрасно обслуживая лодки. В их числе — Boomerang, NSS, Horizon, Phoenix, Suncharter, Vernicos и многие другие. Как все это работает и что надо сделать, чтобы арендовать яхту?
На самом деле все предельно просто — достаточно зайти на сайт компании и, выбрав яхту и даты аренды, отправить заявку. Практически сразу приходит ответ с указанием контрактов, реквизитов для оплаты и условий по предоставлению яхты. Здесь и лежит главный подводный камень. Обращение напрямую в компанию вовсе не гарантирует клиенту лучшей цены. Во всем мире, в том числе и в России, есть множество агентств, выбирающих большой объем лодок с максимальными скидками. В результате цена за аренду лодки у такой компании-посредника зачастую оказывается существенно ниже номинала.
Поясним на конкретном примере, как это работает. Стоимость аренды яхты по официальному прайслисту компании составляет 2500 евро за неделю. При обращении напрямую можно рассчитывать на скидку максимум в 10 процентов. Значит, придется заплатить не меньше 2250 евро. Агентство же, как правило, получает сначала 15 процентов скидки за повторное бронирование, а затем еще 20 процентов агентской комиссии. Несложный подсчет показывает, что цена аренды яхты составит 1700 евро. Три сотни агентство оставит себе за труды, а клиент получит яхту за 2000 евро. Кроме того, хорошее агентство включит в эту цену некоторые важные дополнительные сервисы, такие как оформление страховки и покупка авиабилетов, подбор капитанов и разборки с чартерной компанией в случае каких-либо проблем.
Как найти приличное агентство? Следует обращать внимание на срок работы, репутацию на рынке, открытость, наличие офиса, лицензии, количество реализованных проектов, отзывы клиентов. И еще. В отличие от игроков стандартного рынка туруслуг, яхтенные агентства не выстраивают чартерных цепочек, не оказывают услуги в долг и работают по полной предоплате. Поэтому банкротство им не грозит. Стоит опасаться лишь недобросовестных компаний.
Яхты сдаются в аренду с капитаном и без. Если в вашей компании нет человека с дипломом капитана, такового придется либо везти с собой либо нанимать на месте. Наш десятилетний опыт говорит, что русские туристы предпочитают русскоговорящих шкиперов. Капитан — это не только тот, кто безопасно управляет яхтой. Он создает атмосферу на лодке, знает интересные места в акватории, поможет сэкономить и предложит оптимальный маршрут. Поэтому к выбору капитана стоит отнестись серьезно. Этот человек будет с вами бок о бок всю неделю, от него зависит качество отдыха тех, кто на борту. Если, конечно, капитан — не вы сами. О том, как стать капитаном, мы и поговорим в следующий раз.