Россия
17:20, 19 октября 2015

Омский капитальный суд Сумма исков по капремонту приблизилась к годовому бюджету города-миллионника

Алексей Сокин (Заместитель председателя Омского горсовета, председатель комиссии по ЖКХ Палаты молодых законодателей при СФ)
Фото: Александра Мудрац / ТАСС

В Совете Федерации ФС РФ прошел научно-методический семинар Аналитического управления Аппарата Совета Федерации «О проблемах реализации финансирования и проведения капитального ремонта многоквартирных домов» при участии Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, представители которой внесли свои предложения.

Одна из серьезнейших головоломок постсоветского и современного российского законодательства — капитальный ремонт жилого фонда и «справедливое» распределение обязанностей между государством, муниципалитетом, а главное — жителем-собственником. Напомним, что в 1991 году был принят закон «О приватизации жилищного фонда», согласно которому прежде чем разрешить приватизацию жилья, государство должно было его отремонтировать (ст. 16). Такая норма в законе есть, но по факту не обеспечивается.

В Омске один миллион 154 тысячи жителей и примерно семь тысяч многоквартирных домов. Годовой бюджет города — 17 миллиардов рублей. Собственная доходная база на 2015 год — 8 191,2 миллионов рублей, то есть 5% от собираемых на территории города налогов. Остальные 95% идут в вышестоящие бюджеты. Бюджетные средства направляются в первую очередь на осуществление полномочий городского округа, на обеспечение софинансирования строительства и реконструкции объектов к 300-летию основания города, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также на реализацию «майских указов» президента РФ и другие задачи. В итоге местное самоуправление не обеспечено ресурсами.

Жители стали обращаться в суды с требованием обеспечить их права, гарантированные законом — в частности, в вопросах капремонта. Всего на данный момент по 16-й статье судом принято 640 решений в пользу горожан, согласно которым администрация Омска обязана выполнить капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств муниципального бюджета на сумму 13 миллиардов 353 миллиона рублей, причем по 362 домам срок исполнения — 2012-2013 годы. С 2010 по 2012 год в рамках исполнения судебных актов выполнен комплексный капитальный ремонт лишь 20 многоквартирных домов. Бюджетом Омска же на текущий год предусмотрено лишь 50 миллионов рублей на работы по капитальному ремонту в рамках исполнения судебных актов. При этом судебные приставы за неисполнение мэрией обязательств только по недоремонту домов за первую половину года уже «выбили» с муниципалитета штрафов на сумму более 20 миллионов рублей.

Несколько слов о предыстории вопроса. Органы местного самоуправления обязаны проводить капитальный ремонт жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома на основании положений статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, разграничившего государственную собственность, начиная с 1992 года многоквартирные жилые дома в Омске в массовом порядке передавались с баланса предприятий и учреждений, ранее находившихся в государственной собственности, в ведение органов местного самоуправления. Существенно то, что ввиду тяжелого финансового состояния большей части предприятий (или даже их банкротства), многоквартирные дома принимались в муниципальную собственность без какой-либо компенсации расходов на их капитальный ремонт. Впоследствии, в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР (ЖК), действовавшего до 1 марта 2005 года, обслуживание и ремонт этих домов оставались обязанностью муниципальных предприятий жилищного хозяйства и непосредственно органов местного самоуправления за счет средств местных бюджетов.

Если при приватизации хотя бы одной квартиры в этом доме она нуждалась в капремонте, бывший наймодатель обязан в соответствии с законом произвести первый капитальный ремонт после 1991 года общедомового имущества. Закон четко определяет как само обязательство — проведение капремонта в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, так и должника по нему — бывшего наймодателя. Вопрос лишь в том, за счет каких средств ремонт должен производиться. Если до 2004 года было ясно, что расходы не касаются граждан, то после вступления в силу ЖК РФ эти затраты легли на плечи собственников жилья.

Длительность сроков эксплуатации многоквартирных жилых домов и непроведение своевременных мероприятий по их капитальному ремонту привели к накоплению обязательств последнего собственника жилого фонда — муниципального образования город Омск. Согласно ст. 133 Конституции РФ, одна из гарантий местного самоуправления — компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Но в то же время расходы, возникшие у органов местного самоуправления Омска в связи с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов, органами государственной власти Российской Федерации не компенсировались.

Депутаты Омского городского Совета в октябре 2012 года обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой о выделении Омску дополнительных субсидий на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. Однако, как следует из ответа Госстроя России, полученного на данное обращение, выделение средств возможно только на условиях Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», что, к сожалению, неприемлемо для финансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов на основании судебных решений.

На местном уровне депутаты городского Совета предлагали ежегодно закладывать в бюджет Омска 500 миллионов рублей на капремонт — и тогда можно было бы и ремонтировать стареющие дома, и развивать жилищный фонд города. Однако руководство города не приняло такой подход, и омичи обратились в суд. В 2009 году было принято первое решение в пользу жильцов, затем в Омске запустились образовательные проекты «Народный факультет» и «Школа управдома», на которых читались лекции о судебной перспективе проведения капитального ремонта, после чего многие слушатели подготовили исковые заявления и подали их в суд. Еще одна причина бума исков — невозможность провести ремонт другими способами. В 2010 году оказалось, что средства федерального Фонда содействия реформирования ЖКХ практически кончились, и люди уже не могли надеяться на добровольную помощь государства и муниципалитета. К тому же администрация города давала понять, что не поможет горожанам, мэр Омска Виктор Шрейдер блокировал поправки о ежегодном плановом ремонте домов в бюджете города. В результате технология ремонта дома «через суд» была растиражирована среди подкованных в ЖКХ омичей.

В мае 2013 года Совет Федерации принял постановление «О мерах по социально-экономическому развитию Омской области», рекомендовав правительству России рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета капитального ремонта многоквартирных жилых домов, ранее находившихся в государственной и (или) муниципальной собственности, в отношении которых приняты судебные решения о ремонте за счет средств местного бюджета. Но ни правительство России, ни Совет Федерации никакой информации о дальнейшей судьбе этого постановления и его рекомендациях не предоставляли. Попытки Омского городского Совета выйти через Законодательное Собрание области с законодательными инициативами на федеральный уровень заканчиваются ничем. Поэтому Омск, прорабатывая разные варианты, принял решение идти через суд, но уже по исковым заявлениям к Министерству финансов Российской Федерации.

Так, к примеру, решением Центрального районного суда города Омска от 24.11.2009 были удовлетворены исковые требования собственников жилых помещений жилого дома № 2 по улице 21-я Амурская о возложении на администрацию города Омска обязанности по проведению капитального ремонта за счет городского бюджета. Дом был передан в муниципальную собственность в 2001 году, а капитальный ремонт сделали в 2010-м. Дом находился в муниципальной собственности девять лет, а до этого более 37 лет — в федеральной собственности (с 1963 по 2000 год) и менее года — в собственности Омской области (с января по октябрь 2001 года). Всего же до капитального ремонта жилого дома прошло 47 лет.

Администрация Омска обратилась с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов 17 636 533,31 рублей убытков (соразмерно времени нахождения дома в собственности государства) и о взыскании с Омской области 379 280,29 рублей убытков. Решением Арбитражного суда Омской области от 10.04.2014 требования администрации Омска были частично удовлетворены, суд взыскал с Российской Федерации всю истребованную сумму, а во взыскании убытков с Омской области отказал. Апелляционным определением от 12.08.2014 решение оставлено в силе, а кассационным определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2014 решение и определение отменены, и в иске отказано в полном объеме. Поскольку обоснования отказа недостаточно мотивированы и аргументированы, администрация города Омска вновь обратилась с соответствующими исками к Российской Федерации.

В настоящее время схожая ситуация во Владивостоке, Хабаровске, Барнауле и Ижевске, и очевидно, что решать вопрос необходимо. Либо часть средств федерального Фонда капремонта направить на софинансирование в города, где имеются «судебные дома», либо напрямую федеральному бюджету взять на себя нагрузку по софинансированию пропорционально времени нахождения «судебного» дома в государственном ведении. Без изменений в законодательстве решить «ремонтную» головоломку, не обанкротив муниципалитеты, не получится.

< Назад в рубрику