Тиары и диадемы с незапамятных времен служат украшением для тех дам, кому по статусу не положена корона: от настоящих принцесс до рядовых новобрачных. Но в мире придворной аристократии появление на людях в тиаре по-прежнему означает очень многое — недаром британские (и не только) СМИ уже третий день обсуждают головное украшение Кейт Миддлтон. По большому счету, оно служит прямым указанием на будущую корону — пусть даже она достанется не самой Кейт, а ее супругу, принцу Уильяму.
На торжественный прием в честь визита председателя КНР Си Цзиньпина в Великобританию герцогиня Кембриджская Кейт (Миддлтон) надела бриллиантовую тиару «Цветок лотоса» (Lotus Flower). Ранее она принадлежала королеве-матери, а затем перешла к принцессе Маргарет (младшей сестре королевы Елизаветы II, ныне покойной). Фамильная драгоценность хранится в дворцовой коллекции с 1920-х годов.
До этого герцогиня появилась на публике в этой тиаре в 2013 году, когда сопровождала мужа на дипломатическом приеме в Букингемском дворце. Впервые царственный головной убор украшал Кейт, когда она выходила замуж за принца Уильяма в 2011 году. Для свадебной церемонии бриллиантовую тиару от Cartier ей одолжила королева.
«Лента.ру» узнала, что еще могла бы возложить на голову супруга второго в очереди претендентов на британский престол. Выбор у нее очень богатый: в собрании королевского двора — не один десяток украшений. Одни относительно новые, другие имеют долгую историю, есть и те, что принадлежали членам русской императорской семьи. Королеве Великобритании принадлежат только некоторые из них — большинство находится в собственности государства.
Кейт уже носит кольцо принцессы Дианы с сапфиром, и могла бы почтить ее память, придя на прием в фамильной тиаре семьи Спенсер. Она украшена бриллиантами и стилизованными изображениями цветков и листьев. Тиара была подарена леди Спенсер на свадьбу в 1919 году, в 1981 году замуж за принца Чарльза в ней выходила сама леди Ди. Под венец в этой тиаре в разное время шли сестры Дианы, а также первая жена ее брата.
Одна из самых известных тиар в коллекции Елизаветы II — Girls of Great Britain and Ireland Tiara (тиара от девушек Великобритании и Северной Ирландии). Она была изготовлена по заказу одноименного общества в качестве свадебного подарка для королевы Марии (бабушки Елизаветы) в 1893 году. Изначально тиара была из жемчуга, но королева распорядилась заменить его на бриллианты. В 1947 году Мария преподнесла тиару Елизавете в качестве свадебного подарка.
Кейт на время могла бы одолжить у королевы и так называемую Кембриджскую тиару — Cambridge Lovers Knot Tiara, которую надевали многие члены королевской семьи. Королева Мария получила ее по наследству от бабушки в 1914 году. Ее носила в том числе леди Ди, но после ее развода с принцем Чарльзом украшение вернулось в королевскую коллекцию. Мария ввела при дворе традицию: это украшение надевали наследницы престола.
Бирманская тиара с 96 бриллиантами изготовлена ювелирным домом Garrard по заказу самой Елизаветы II в 1973 году. Рубины, которыми она украшена, королеве преподнесли в качестве свадебного подарка от народа Бирмы (ныне Мьянмы). Жители страны считают, что эти драгоценные камни могут защитить человека от всех болезней — местные поверья насчитывают их как раз 96.
Пожалуй, ни у одной из тиар королевского двора нет такой богатой истории, как у Владимирской. Изначально она принадлежала великой княжне Марии Павловне, супруге великого князя Владимира Александровича (третий сын Александра II). После революции 1917 года Мария с семьей бежала из России, оставив украшение. Через границу его дипломатической почтой переправили агенты британской разведки, а после смерти княжны тиару выкупила британская корона. По желанию жемчужные подвески на тиаре можно менять на изумрудные.
Тиару с 488 бриллиантами, напоминающую русский кокошник, императрица Мария Федоровна подарила королеве Александре на годовщину ее свадьбы с Эдуардом VII. Затем оно перешло королеве Марии, а от нее — к Елизавете, которая называет эту диадему одной из самых любимых.
В 1953 году Елизавета получила в подарок от президента Бразилии серьги с аквамаринами и бриллиантами в платине. Южноамериканские камни так понравились королеве, что в 1957 году она заказала ювелирной фирме Garrard диадему с тремя крупными бразильскими аквамаринами. Как пишет в своей книге «Драгоценности королевы» (The Queen's Jewels) исследователь Лесли Филд, только подбор камней занял около года. В 1971 году диадему дополнили четвертым аквамарином, подаренным ее величеству губернатором Сан-Паулу во время государственного визита Елизаветы II в 1968-м.
Дизайн восточной диадемы был разработан при участии принца Альберта в 1853 году для королевы Виктории. Изначально она была украшена опалами, потом их заменили на рубины. Тиару часто носила королева-мать, а сама Елизавета надела ее только один раз.