Бывший СССР
03:11, 23 октября 2015

«Правительство Молдавии скоро падет!» Лидер оппозиции Игорь Додон об уличных протестах и досрочных выборах

Беседовал Филипп Прокудин
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Вечером 22 октября парламентская фракция оппозиционной партии социалистов Молдавии выдвинула вотум недоверия правительству под руководством Валерия Стрельца. Необходимые для этого подписи были собраны после политических консультаций с партией коммунистов. Премьер-министр страны уже обвинил своих политических оппонентов в организации заговора: по его мнению, главная цель левой оппозиции — заставить Молдавию свернуть с европейского пути. Впрочем, сами социалисты этой цели даже не скрывают: в интервью «Ленте.ру» лидер оппозиционного политического объединения Игорь Додон рассказал о причинах «молдавского майдана», предрек падение правительства и выразил уверенность, что страну в следующем году ждут досрочные парламентские выборы.

«Пришла пора принимать решения»

«Лента.ру»: Вас действительно поддерживает и финансирует Кремль? Все ваши оппоненты говорят об этом.

Игорь Додон: Наши оппоненты видят руку Москвы и Путина во всех случаях, когда не могут объяснить свою импотентность. В прошлом году мы на официальном уровне встречались с Путиным, Нарышкиным (Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы — прим. «Ленты.ру»), Матвиенко (Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ — прим. «Ленты.ру»), с другими официальными лицами.

Я не вижу в этом ничего странного. Мы, партия социалистов, занимаем очень ясную позицию насчет будущего Республики Молдова, ее государственности. Мы шли на выборы, отстаивая четкую идею — Молдова должна аннулировать соглашение об ассоциации с Европейским союзом и вступить в Евразийский экономический союз.

Кроме того, отстаиваем государственность Молдовы — мы против объединения с Румынией. Решение приднестровской проблемы — это федеративное устройство государства, и об этом мы говорили открыто. Словом, у нас есть четкое и понятное видение, куда должна двигаться страна, и мы открыто декларируем свои взгляды. По этой причине наши российские коллеги посчитали необходимым поддерживать с нами определенные связи.

Помимо вас с коммунистами, в стране есть еще одна оппозиция — будучи европейской, она выступает против «европейского» правительства и даже выходила под этими лозунгами на площадь в начале сентября. Все смешалось в доме Облонских...

Вы имеете в виду протесты платформы DA (Гражданская платформа DA — «Достоинство и справедливость» была создана в феврале 2015 года, с сентября этого года платформа провела массовые протесты в Кишиневе — прим. «Ленты.ру»)?

Да, других массовых акций за это время в Молдавии не было.

Ситуация более чем проста. Я вам объясню. За последние шесть лет Запад очень много инвестировал в нынешнюю молдавскую власть и открыто поддерживал ее. В 2009 году европейские силы объединились (к власти в Молдавии пришла правоцентристская коалиция из Либеральной, Либерально-демократической и Демократической партий — «Альянс за европейскую интеграцию» — прим. «Ленты.ру»). По инициативе Запада их усадили за стол переговоров, посольство США занималось этим в июле-августе 2009-го. В итоге за шесть лет в эту власть были сделаны серьезные инвестиции.

Вы имеете в виду экономическую часть вопроса?

И политическую тоже — им давали серьезные бонусы: безвизовый режим, встречи на самом высоком уровне. Они, к примеру, встречались с Байденом (Джо Байден, вице-президент США — прим. «Ленты.ру») и Меркель (Ангела Меркель, канцлер Германии — прим. «Ленты.ру»). Впрочем, и финансовые инвестиции тоже были сделаны — на миллиарды евро. Но прошло шесть лет, уровень поддержки западного курса в Молдове упал в два раза. В 2009-м за европейскую интеграцию на референдуме были готовы проголосовать 65 процентов, сейчас — 32-33 процента.

Почему так случилось?

Запад задался тем же самым вопросом. Все было очевидно и раньше, но сначала эту власть прощали согласно каноническому американскому принципу «это сукин сын, но это наш сукин сын».

Теперь не так?

Да, им пришлось признать, что нынешняя власть — коррумпированная и олигархическая, что из-за этого страдает имидж западных партнеров. А значит, пришла пора принимать какие-то решения, идти на парламентские выборы. Но есть одна трудность — по итогам шестилетнего периода работы этой власти выборы могут выиграть левоцентристы (то есть мы), открыто заявляющие: мы должны развернуть геополитический вектор страны.

И что же?

Вторым вариантом было создать «новых европейцев». Так и возникла идея о том, что в Молдове возникло новое гражданское общество, не менее ориентированное на Европу, но уже значительно очищенное. Они организовали митинги, установили палатки и заявили, что нужно заменить старых коррумпированных политиков и олигархов во власти на новых, у которых аналогичные взгляды, но за которыми не тянется воровского шлейфа.

...и они пользуются поддержкой масс.

Ничего общего с ними большинство народа не имеет, большинство граждан республики — 65 процентов — считает Россию дружественным государством, а 58 процентов готово проголосовать за вступление в ЕврАзЭС (Евразийский экономический союз — прим. «Ленты.ру»).

«Властям придется пойти на уступки»

Кто в итоге вышел протестовать первым в сентябре?

Гражданская платформа DA. Но позднее уже массово на протесты вышли мы, а за нас большинство граждан. Тогда наши оппоненты, конечно, испугались. И западные партнеры начали потихоньку гасить это правое движение. Пригласили всех на круглый стол, чтобы мы подписали пакт о перемирии. Ничего не получилось — процесс было уже не остановить, а арест бывшего премьера Влада Филата (главу Либерально-демократической партии, которая составляет основу нынешней коалиции, — прим. «Ленты.ру») взорвал ситуацию, и теперь развитие событий не дает шансов на то, чтобы в Молдове было проевропейское большинство.

Почему?

Потому что после всех этих событий — кражи миллиарда и так далее — проводить политику за европейские ценности , европейскую интеграцию очень трудно. Поддержки у этого курса больше нет.

В итоге вы выразили вотум недоверия правительству. Но для формирования большинства у вас не хватит голосов. Вы считаете, что сумеете отправить кабинет министров в отставку?

В парламенте самая крупная фракция наша — четверть депутатов. Есть еще коммунисты — 21 депутат. Да, даже если объединить усилия, нам не хватит шесть мандатов.

Но об итогах можно будет говорить только на следующей неделе. Срок рассмотрения минимум три дня, максимум — семь. Состоится отставка правительства или нет — посмотрим, но шансы очень велики.

Насколько вероятно, что власти предпримут по отношению к вам силовые действия?

Такие попытки были, но очень осторожные, скрытые. Я не думаю, что власти пойдут в открытую на силовой разнос палаточного городка (в ходе массовых демонстраций в Кишиневе Партия социалистов совместно с «Нашей партией» разбила у здания парламента республики палаточный городок, призвав своих сторонников к бессрочному протесту против политики властей — прим. «Ленты.ру»).

Это приведет к росту протестной волны. Властям придется пойти на уступки. Мы требуем отставки правительства, отставки президента, досрочных парламентских выборов и прямых выборов президента. Думаю, в ближайшие дни или недели власть пойдет на уступки в надежде, что мы отступим. Но я как лидер самой большой оппозиционной партии говорю: мы не отступим.

Наша задача — досрочные парламентские выборы и полная смена власти!

Вы считаете, что это возможно?

Думаю, в ближайшие недели правительство Стрельца падет. После этого будут попытки сформировать другое парламентское большинство. Не исключаю, что в этом смогут участвовать и коммунисты.

Мы сделаем все возможное, чтобы не было сформировано никакое парламентское большинство. Даже если оно сформируется, то будет очень нестабильное, так как экономическая и социальная ситуация очень плохая.

Думаю, все это приведет к досрочным парламентским выборам в следующем году.

< Назад в рубрику